Рефераты. Финансы, денежное обращение и кредит (лекции)

9,0

 

 

Прочие расходы

5,8

 

 

Расходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда)

6,2

 

 

Общая сумма расходов, млрд.руб

435750

100%

 

 


Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются:

·       целевой характер использования бюджетных средств;

·       предоставление бюджетных средств в соответствии со сметным порядком осуществления расходов;

·       безвозвратность бюджетных ассигнований.

Помимо безвозвратного финансирования практикуется выдача бюджетных ссуд (либо беспроцентных, либо под  процент по низким  ставкам ).Ссуды  выдаются по специальным распоряжениям правительства: на формирование продовольственных фондов,  на конверсию оборонной промышленности,  на обеспечение села техникой и т.д.


3.9.6. Состав и структура доходов Федерального  бюджета  РФ

Виды доходов

1996

1997

%

%

%

Налоговые доходы — всего

в том числе:

81



НДС

37



Акцизы

13



–Ввозимые таможенные пошлины

4



–Вывозимые таможенные пошлины

6



–лицензионный сбор за право производства алкогольной продукции

1



–налог на прибыль предприятий и организаций

16



–подоходный налог с физических лиц

1



–платежи за пользование природными ресурсами

2



–отчисления на воспроизводство  материально-технической базы

1



Налоговые доходы

в том числе

19



Доходы целевых бюджетных фондов

9



Доходы от федерального имущества, от приватизации, от внешнеэкономической деятельности

10



Итого расходов, млрд.руб.

347200

100%




3.9.7. Бюджетный дефицит

Превышение расходных статей  бюджета над доходными  называется бюджетным дефицитом. В 1991г.   он составил   20% ВНП. В 1996г.   —  3,85% ВВП. В 1997г. -         % ВВП. В 1998г. -         %.     Причины его:

1.     Необходимость осуществления крупномасштабных государственных вложений в развитие экономики, отражающих необходимость государственного регулирования экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

2.    Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия).

3.    Кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под  контролем финансовую ситуацию в стране.

        При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо помнить:

1. Бюджетный дефицит  допустим даже для здоровой экономики в отдельные периоды ее развития.

2. Величина  БД не должна превышать2-3% валового национального продукта.

3. Дефицит может покрываться работой печатного станка, приводящей к эмиссии денежных средств и возрастанию инфляционных процессов и использованием различных форм государственного кредита (как внутреннего,  так и внешнего).

4. Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение “больной” экономики.


3.10.    Государственный кредит

3.10.1 Государственный кредит

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны,  и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых  государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Как финансовая категория ГК  выполняет 3 функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например,  по строительству высокоскоростной магистрали Москва—Санкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета  более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет а счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта,  размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования государственного долга.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.

Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует  росту % ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство.  За счет займов,  размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.

Классификация государственных займов:

1. По субъектам  заемных отношений различают:

·       займы, размещаемые центральными органами управления;

·       займы, размещаемы территориальными  органами управления.

2. По месту размещения:

·       внутренние;

·       внешние.

3.   По возможности обращения на рынке:

·       рыночные;

·       нерыночные (выпускаются с целью мобилизации средств крупных инвесторов, например, страховых компаний, банков).

4.   По сроку:

·       краткосрочные (до года) (векселя);

·       среднесрочные (от 1 до 5 ) (облигации);

·       долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).

5.   По обеспеченности долговых обязательств:

·       закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);

·       беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления.

6.   По способу выплаты дохода различают :

·       выигрышные облигации;

·       процентные;

·       с нулевым  купоном (т.е. продажа со скидкой  (дисконтом)).

7.   В зависимости от метода определения дохода:

·       долговые обязательства с твердым доходом:

·       с плавающим доходом.

8.   В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают:

·       обязательства  с правом долгосрочного погашения;

·       без права долгосрочного погашения.

9.   В зависимости от варианта погашения задолженности различают:

·       погашение единовременным платежом;

·       частями :

в том числе     равными долями;

возрастающими;

снижающимися долями.

3.10.2 Российская Федерация  как заемщик


В соответствии с Законом РФ "О государственном  внутреннем долге РФ" под государственным внутренним долгом понимают долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.