|
9,0 |
|
|
|
Прочие расходы |
5,8 |
|
|
|
Расходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда) |
6,2 |
|
|
|
Общая сумма расходов, млрд.руб |
435750 100% |
|
|
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются:
· целевой характер использования бюджетных средств;
· предоставление бюджетных средств в соответствии со сметным порядком осуществления расходов;
· безвозвратность бюджетных ассигнований.
Помимо безвозвратного финансирования практикуется выдача бюджетных ссуд (либо беспроцентных, либо под процент по низким ставкам ).Ссуды выдаются по специальным распоряжениям правительства: на формирование продовольственных фондов, на конверсию оборонной промышленности, на обеспечение села техникой и т.д.
3.9.6. Состав и структура доходов Федерального бюджета РФ
Виды доходов
1996
1997
%
%
%
Налоговые доходы — всего
в том числе:
81
НДС
37
Акцизы
13
–Ввозимые таможенные пошлины
4
–Вывозимые таможенные пошлины
6
–лицензионный сбор за право производства алкогольной продукции
1
–налог на прибыль предприятий и организаций
16
–подоходный налог с физических лиц
1
–платежи за пользование природными ресурсами
2
–отчисления на воспроизводство материально-технической базы
1
Налоговые доходы
в том числе
19
Доходы целевых бюджетных фондов
9
Доходы от федерального имущества, от приватизации, от внешнеэкономической деятельности
10
Итого расходов, млрд.руб.
347200
100%
3.9.7. Бюджетный дефицит
Превышение расходных статей бюджета над доходными называется бюджетным дефицитом. В 1991г. он составил 20% ВНП. В 1996г. — 3,85% ВВП. В 1997г. - % ВВП. В 1998г. - %. Причины его:
1. Необходимость осуществления крупномасштабных государственных вложений в развитие экономики, отражающих необходимость государственного регулирования экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
2. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия).
3. Кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо помнить:
1. Бюджетный дефицит допустим даже для здоровой экономики в отдельные периоды ее развития.
2. Величина БД не должна превышать2-3% валового национального продукта.
3. Дефицит может покрываться работой печатного станка, приводящей к эмиссии денежных средств и возрастанию инфляционных процессов и использованием различных форм государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего).
4. Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение “больной” экономики.
3.10. Государственный кредит
3.10.1 Государственный кредит
Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали Москва—Санкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет а счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования государственного долга.
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.
Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.
Классификация государственных займов:
1. По субъектам заемных отношений различают:
· займы, размещаемые центральными органами управления;
· займы, размещаемы территориальными органами управления.
2. По месту размещения:
· внутренние;
· внешние.
3. По возможности обращения на рынке:
· рыночные;
· нерыночные (выпускаются с целью мобилизации средств крупных инвесторов, например, страховых компаний, банков).
4. По сроку:
· краткосрочные (до года) (векселя);
· среднесрочные (от 1 до 5 ) (облигации);
· долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).
5. По обеспеченности долговых обязательств:
· закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);
· беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления.
6. По способу выплаты дохода различают :
· выигрышные облигации;
· процентные;
· с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)).
7. В зависимости от метода определения дохода:
· долговые обязательства с твердым доходом:
· с плавающим доходом.
8. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают:
· обязательства с правом долгосрочного погашения;
· без права долгосрочного погашения.
9. В зависимости от варианта погашения задолженности различают:
· погашение единовременным платежом;
· частями :
в том числе равными долями;
возрастающими;
снижающимися долями.
3.10.2 Российская Федерация как заемщик
В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге РФ" под государственным внутренним долгом понимают долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.