· классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;
· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетный процесс — это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Эта деятельность регулируется Законом РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР (10.10.91г.).
Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод.
1. Приблизительно 15 августа выходит распоряжение правительства о разработке бюджета.
2. В течение 2-х месяцев Министерство экономики разрабатывает прогноз экономического и социального развития России. Министерство финансов рассылает классификации расходов и доходов бюджета и нормативы по сферам деятельности, которых следует придерживаться при разработке смет.
Министерство финансов взаимодействует с министерствами и республиками по поводу дотаций из бюджета. Эти органы представляют свои предложения в виде росписи доходов и расходов и свои бюджеты.
3. 15 октября Министр финансов представляет в правительство проект бюджета.
4. Правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы. Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы:
· предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период;
· прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
· прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на предстоящий год;
· прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;
· основные направления бюджетной и налоговой политики;
· основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;
· федеральные целевые программы и программы развития регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета ;
· федеральная инвестиционная программа;
· оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;
· поквартальное распределение доходов и расходов ФБ на предшествующий год .
Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.
Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.
Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.
В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы.
Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона — 7 дней.
Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года.
Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.
Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.
Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и расходов — основному оперативному плану распределения доходов–расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.
Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство РФ (ФК) — структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов – ежедневно, а высшие органы государственной власти — ежемесячно.
Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:
· организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных внебюджетных фондов;
· доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных ассигнований;
· ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ;
· организует распределение в установленных размерах доходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ;
· осуществляют управление доходами и расходами ФБ и иными централизованными ресурсами;
· регулируют финансовые отношения между ФБ и государственными внебюджетными фондами;
· организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ.
На уровне бюджетной единицы прослеживаются следующие этапы процесса исполнения бюджета :
· доведение объема бюджетных ассигнований;
· доведение гарантированных лимитов финансирования, в пределах которых распорядитель бюджетных средств может принимать на себя финансовые обязательства;
· объем фактически заключенных соглашений;
· сумма счетов, предъявленных к оплате;
· сумма фактического перечисления бюджетных средств со счетов.
Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе исполнения ФБ и ежеквартально — отчет.
Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.
Контроль за исполнением ФБ осуществляет Счетная палата.
Виды расходов
1996
1997 1998
%
Государственное управление
1,6
Международная деятельность
6,4
Национальная оборона
18,4
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
8,1
Фундаментальные исследования и содействие НТП
2,8
Промышленность, энергетика, строительство
11,4
Сельское хозяйство
3,3
Охрана окружающей среды
0,5
Образование
3,6
Культура и искусство, средства массовой информации
1,2
Здравоохранение и физическая культура
1,7
Социальная политика
3,0
Обслуживание государственного долга
13,4
Финансовая помощь субъектам РФ
12.6
В том числе
Федеральный фонд финансовой поддержки регионов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26