Рефераты. Финансовый кризис в Кыргызстане: формы его проявления и пути преодоления

Подводя итог, выделим важнейшие экономические последствия финансового кризиса в России:

- снижение доверия как внешних, так и внутренних инвесторов к правительству;

- закрытие как внешних, так и внутренних источников финан­сирования дефицита государственного бюджета;

- кризис отечественного банковского сектора, обусловленный не только потерями на финансовых рынках, но и самим фактом ликвида­ции основного и взаимосвязанных источников получения доходов -рынка ГКО-ОФЗ, обострит кризис платежей;

- обвал на российском рынке акций приведет к дальнейшему сниже­нию возможностей российских предприятий по привлечению инвестиций;

- ожидаемого увеличения деловой активности в нефтегазо­вом и других экспортоориентрованных секторах экономики благодаря девальвации может не произойти, поскольку в условиях обострения бюджетного кризиса государство постарается изъять все дополнитель­ные прибыли в счет просроченной задолженности в бюджет;

- способность ряда отечественных импортозамещающих отрас­лей быстро нарастить выпуск продукции, воспользовавшись резким падением реального курса рубля и соответствующим снижением кон­курентоспособности импортных товаров, будет определяться уровнем будущей инфляции.1

Глава3. Влияние кризиса 1997-1998 гг. на экономику Кыргызстана.

 

3.1. Состояние Кыргызстана за 1991-1998 гг.


1991-1998 – годы стали тяжелыми для экономических испытаний, когда реформировать пришлось в условиях экономического кризиса. Неэффективная экономика Кыргызстана – наследие советского периода. к тому же  она была  одним из «аутсайдеров» среди экономик союзных республик. Экономический кризис, разрыв сложившихся экономических связей в союзном народнохозяйственном комплексе, ошибки в процессе реформирование обусловили падение производства.1

Таблица1. Индексы потребительских цен и темпы роста номинальных денежных доходов в странах СНГ (1992 г. к 1991 г., в %).2

 

Потребительские цены

Среднедушевой доход

Азербайджан

12,1

5,0

Армения

9,0

2,8

Белоруссия

11,6

8,2

Казахстан

10,7

6,7

Кыргызстан

11,9

4,3

Молдавия

12,1

4,9

Россия

15,7

7,5

Таджикистан

10,1

3,4

Туркменистан

8,7

7,1

Узбекистан

5,1

5,2

Украина

12,5

--


         В 1991 г. был разработан новый экономический курс, основными направлениями которого явились:

1. Новая аграрная политика: создание социальной инфраструктуры развития мелкого промышленного предпринимательства на селе, стабилизация экономического положения наиболее пассивных и наименее приспособленных к рынку слоев сельского населения

2.Пересмотр законодательных и других нормативных актов  республики.

3. Приватизация мелких и малых предприятий.

4. Установление экономических, гуманитарных        и      политических отношений с развитыми странами Запада и Востока.

5. Пересмотр  всей прежней кадровой политики,    в   том числе   и                 существующей системы подготовки от средней школы до высшей.

6. Создание кредитно-финансовых учреждений, ориентированных на рынок ценных бумаг.1

         Особенно «критическими» были 1991-1995 гг., когда ВВП ежегодно падал, а уровень инфляций достиг четырехзначного . В результате к 1996 г. экономика страны по основным показателям (ВВП, национальный доход) оказалась на уровне начала 1970-х гг., т.е. откат на 25 лет назад (см. Рис.1). 1991-1995 гг., по существу, стали годами  не столько экономической реформы, сколько отчаянной и, к сожалению, не очень успешной борьбы с экономическим кризисом.                                                                     Рис.1


            Попытка в условиях кризиса ускорить реформу, во что бы ни стало, оказалась не совсем правильной политикой. Поэтому «преуспели» не столько в осуществлении экономической реформы, сколько в разрушении реальной экономики.          По существу, быстрого реформирования (даже в организационном и правовом отношении) не получилось, институциональное формирование свободной рыночной открытой экономики охватило практически 10 лет, хотя не все компоненты новой экономической системы получили завершение. Удельный вес теневой экономики в ВВП составил: в 1993–3,2%; в 1994 – 6%; в 1995 – 8,4%; в 1996 – 9,4%; в 1997 – 10,3%; в 1998 – 11,9%;. Однако эти данные явно и значительно занижены.

         За этот период значительно изменилось соотношение государственного и частного секторов экономики. Количество государственных предприятий (без предприятий сельского хозяйства) сократилось с 3,9 тыс. в 1994, до 1,1 тыс. - в 1998. Их доля в производстве ВВП уменьшилась с 17,9% в 1994, до 3,4% - в 1998.1
         Разразившийся кризис экономики и всей системы денежно-кредитных и финансовых отношений поставил в качестве главной задачи осуществление денежно-финансовой стабилизации. Нужно было проводить политику, которая обеспечивала бы устойчивость национальной валюты, надежность банков и всей кредитно-банковской системы, бездефицитность госбюджета.

В Кыргызстане в мае 1993 г. была введена своя национальная валюта - сом.

После введения национальной валюты в мае 1993 г. положение начало меняться в лучшую сторону под воздействием жесткой монетаристской политики и некоторых успехов в развитии экономики. Уровень инфляции составил 1994 г, - 187,2%, 1995 г. - 131,9%, 1996 г. - 114,8%.

Достижение сравнительно низкого уровня инфляции в 1997 г. при относительно стабильном обменном курсе сома было расценено как установление денежно-финансовой стабилизации. Однако, радоваться пришлось недолго.2

            Если говорить о состоянии реальной экономики (производства), то 1991-1995 гг. действительно оказались годами ее разрушения, а 1996-1998, за редкими исключением, стали годами использования того, что сохранено и не сломано. 1996-1998 гг. остались годами стагнации, хотя статистика (таблица 1) говорит о росте в целом. Наблюдающийся рост- это результат не стабильной работы  экономики со всеми ее отраслями и производствами, а «громоотводных» усилий  личных хозяйств (главной кормилицы населения) и в отдельные годы единичных результатов промышленности (если коснутся производства материальных благ).1

         В 1995-1998 гг. внешний долг рос интенсивно: в среднем в 1,5 раза по отношению к предыдущему году, в то время как государственный  внешний долг увеличивался более чем на 140 млн. долл. в год за период 1994-1998 гг. Частный внешний долг возрос до 381,4 млн. долл. в конце 1998г. Основную долю внешнего долга составляют международные организации – около 40% общего внешнего долга в конце 1998 г.2


3.2. Влияние Финансового кризиса  России  1998 года на Кыргызстан.

            Развитие макроэкономической ситуации в 1998 г. проходило под влиянием мирового финансового кризиса, в основном через дестабилизацию экономики  Росси, а также активизацию ранее накопленного внутреннего потенциала. Резкое ухудшение ситуации на финансовом рынке России, последующее общее ухудшение  обстановки в экономики в целом повлияло на состояние платежного баланса Кыргызстана, привело к снижению доверия к банковской системы. И как следствие способствовала резкому снижению темпов экономического роста с 9,9% в 1997 г. до 2,1% в 1998 г.. Инфляция составила 16,85%, девальвация обменного курса 69,1% уровень международных резервов сократился до 2,5 месяца, дефицит счета текущих операции достиг 22,5%, дефицит государственного бюджета составил 3%, а с учетом ПГИ – 10% к ВВП.1

            По объему экспорта и импорта (как в суммарно-денежном, так и в натурально-физическом выражении) Россия для Кыргызстана была и остается одним из основных стратегических и долгосрочных партнеров, и легкомысленно было предполагать, что финансовый кризис в РФ не отразится на финансах Кыргызстана.2

Негативные воздействия финансового кризиса 1998 года наиболее остро были связаны с последствиями кризиса в России и выразились в следующем:

·        снижение объемов экспорта, в том числе в Россию; увеличение объемов импорта, в том числе из России;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.