Рефераты. Финансовый бюджет РФ за 2005 год

В 2005 году подошла к исчерпанию сырьевая экспортно-ориентированная модель роста, опиравшаяся на форсированную добычу нефти и консервативную макроэкономическую политику. Два важнейших фактора определяли экономический рост в прошлые годы: эффект девальвации рубля и быстрый рост экспортных доходов, в первую очередь за счет энергосырьевых товаров. Эффект девальвации рубля уже исчерпан. Более того, продолжавшееся и в 2005 году повышение курса рубля, с одной стороны, превращается в барьер на пути российского несырьевого экспорта, а с другой - облегчает импорт, перехватывающий растущий внутренний спрос у отечественных производителей.

В экспорте сырьевых товаров также наступил перелом тенденций. В 2005 году резко сократился прирост добычи нефти в России: если с 1999 по 2004 год добыча нефти возросла с 305 млн. тонн до 460 млн. тонн, или на 8,6% в среднем за год, то в 2005 году прирост добычи не достигнет и 10 млн. тонн, или 2,2%. Соответственно, замедлился рост физического объема экспорта энергоресурсов. Прогнозы добычи нефти на десятилетнюю перспективу говорят о сохранении 2% ежегодного прироста как оптимистического показателя, то есть видны вполне объективные пределы роста. Причины сложившейся ситуации: хроническое недоинвестирование геологоразведки в течение 15 последних лет; форсированная нефтедобыча из высокодебитных скважин - своего рода снятие сливок.

Кроме того, возможности увеличения экспорта энергоресурсов еще более ограниченны, поскольку внутреннее потребление энергоресурсов в условиях многолетнего динамичного роста повышается, а экспорт нефти и нефтепродуктов уже сейчас составляет около 70% ее добычи, тогда как в 1999 году доля экспорта составляла 55%.

С 1999 по 2004 год рост физического объема экспорта сопровождался повышением цен на эти товары, что и привело к существенному увеличению экспортных доходов и, соответственно, ВВП. В 2005 году снижение темпов прироста физического объема экспорта было компенсировано резким ростом мировых цен на нефть, черные металлы, газ, их стабилизацией на высоком уровне на цветные металлы, удобрения и лесобумажные товары. С большой долей осторожности можно утверждать, что в 2005 году пройден пик мировых цен на нефть. Цены на газ следуют с некоторым лагом за ценами на нефть и в 2006 году продолжат свой рост, затем через один-два года стабилизируются, а возможно, начнут снижаться. Цены на черные металлы также исчерпали резервы роста, так как Китай становится их экспортером, что резко увеличивает предложение на мировых рынках.

В 2005 году стоимостной объем экспорта превысил $240 млрд., а импорт - $120 млрд., увеличившись на 36% и 28% соответственно. Физический объем экспорта вырос всего на 3, 4%. Главными статьями экспорта оставались энергоресурсы, черные и цветные металлы, удобрения, лесоматериалы.

Изменение ситуации на внешних рынках в 2006 году приведет, по оценкам специалистов, к снижению стоимости экспорта до $225-230 млрд., а импорт будет продолжать расти. В первую очередь будет расти импорт средств производства, продовольствия и других потребительских товаров, что объясняется продолжающимся ростом доходов населения, как мы надеемся, ускорением роста промышленности и некоторым повышением реального обменного курса рубля.

Росту импорта будет также способствовать и недостаточная конкурентоспособность российских производителей, вынужденных уступать часть прироста внутреннего спроса иностранным конкурентам. Негативное влияние на конкурентные позиции российских компаний оказывает рост издержек производства, связанный с ростом цен на энергоресурсы, металлы и транспорт. В результате в 2006 году резко сократится активное сальдо внешней торговли.

В 2005 году качество роста несколько улучшилось по сравнению с 2004 годом. Внутренние факторы обеспечили более половины прироста ВВП, что в первую очередь было обеспечено ростом потребительского спроса, инвестиций, а также госрасходов. Рост реальных доходов населения составил почти 10%. Еще быстрее росла розничная торговля - 12,2%. Одновременно на 13,2% увеличились банковские вклады и покупка иностранной валюты населением. С одной стороны, это означает наличие у населения теневых доходов, а с другой стороны, легализацию части доходов и сбережений населения. Кроме того, резко возросло потребительское кредитование населения - на 57,5%.

Помимо увеличения заработной платы бюджетников, пенсий и других доходов населения дополнительным фактором роста реальных доходов стала монетизация льгот. Соответственно, доля бедных с доходом ниже прожиточного минимума сократилась с 17,8% до 15,8% всего населения. Остается высокой дифференциация доходов населения. Отношение доходов 10% самых богатых к 10% самых бедных сохранилось на уровне 15 к 1.

В результате общий прирост ВВП в 2005 году немного превысит 6%. В структуре инвестиций в 2005 году наибольший рост зафиксирован в нефтяной промышленности - 17,8% (что неудивительно при столь высоких ценах), а также в обрабатывающей промышленности - 17,1% (это новое явление в экономике России). Увеличились и прямые иностранные инвестиции - на 18,1%, хотя абсолютный объем их прироста ($6,6 млрд.) остается незначительным.

В 2005 году более половины - 60% прироста ВВП - дали услуги, в том числе торговля, операции с недвижимостью. В материальном производстве, давшем 40% прироста ВВП, наиболее высокими темпами развивалась обрабатывающая промышленность - 6% прироста, добывающая промышленность дала 1% прироста, а электро-, водо-, газоснабжение - 1,4%. В целом промышленное производство в 2005 году возросло на 4%. Неплохим был год для сельского хозяйства, продукция которого выросла на 1,8%. Этот рост обеспечило в первую очередь зерновое хозяйство - 83,9 млн. тонн сбор зерновых, технические культуры, а также птицеводство. Однако растущий спрос населения на мясомолочную продукцию в основном покрывался импортом.

В 2005 году в очередной раз удалось обеспечить профицитный бюджет, погашать внешний долг с опережением сроков и резко увеличить Стабилизационный фонд, размер которого в 2006 году превысит 2 трлн. рублей. На фоне роста национальных сбережений (33, 5% ВВП в 2005 году), особенно в государственном секторе (Стабилизационный фонд), норма валовых накоплений (20, 9% ВВП в 2005 году) остается практически неизменной последние четыре года. По величине разрыва между валовыми сбережениями и инвестициями (более 12% ВВП) Россия, к сожалению, вышла на одно из первых мест в мире. Этот разрыв - индикатор низкого качества инвестиционного климата, показатель высоких рисков, мера недоверия между экономическими субъектами.

Благоприятные макроэкономические параметры (кроме инфляции) и рост суверенных кредитных рейтингов никак не отменяют эти негативные характеристики экономической ситуации. Преодоление ее возможно на путях ограничения стремительного роста Стабилизационного фонда, увеличения размера Инвестиционного фонда, расширения государственного гарантирования и кредитования в рамках государственно-частного партнерства.

В 2005 году на первый план выдвинулась проблема инфляции. Вопреки всем предпринятым мерам (повышение курса рубля, рост Стабилизационного фонда, увеличение импорта) индекс цен на потребительские товары и услуги составит 11-11,5%, то есть практически не изменится по сравнению с 2004 годом. Подавление инфляции сохранит свою актуальность и в 2006 году.

Основная причина инфляции, на взгляд специалистов, в том, что главными факторами ее устойчивости является рост цен производителей, в первую очередь естественных, отраслевых и локальных монополий, а не монетарные факторы. В 2005 году рост цен производителей составит около 20%, соответственно, общий рост цен - почти 16%. Основное внимание необходимо переключить на сдерживание роста цен производителей, которые являются главными компонентами издержек производства потребительских товаров и услуг. В 2005 году цены на продукцию обрабатывающей промышленности возросли всего на 7, 7%, тогда как рост цен в жилищно-коммунальном хозяйстве составил около 34%, в топливно-энергетическом комплексе - 57,4%, на нефть - 67,8%, на нефтепродукты - 38,4%, а на мазут цены выросли в 2,5 раза. Цены на электроэнергию, железнодорожные перевозки увеличились на 11,4% и 13% соответственно. В этих условиях то, что цены потребительских товаров и услуг возрастут всего на 11-11,5%, уже достижение.

Министерство финансов и финансовые органы субъектов Российской Федерации в 2005 году осуществляли политику, направленную на создание условий для обеспечения роста экономики, реализацию структурных реформ, повышение благосостояния населения. Деятельность Министерства в 2005 году была направлена на продолжение налоговой реформы, оптимизацию бюджетной и долговой политики, совершенствование межбюджетных отношений, усиление контроля за расходованием бюджетных средств.


 

5.1.2. Итоги исполнения федерального бюджета в 2005 году

 

Доходы федерального бюджета в 2005 году сложились в сумме 5125,1 млрд. рублей (23,7%ВВП). Расходы федерального бюджета на кассовой основе в 2005 году составили 3512,2 млрд. рублей (16,2%ВВП). В условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры Министерство финансов Российской Федерации в 2005 году проводило относительно жесткую бюджетную политику, предусматривающую направление  большей части дополнительно поступающих доходов в Стабилизационный фонд. В результате профицит федерального бюджета на кассовой основе составил 1612,9 млрд. рублей (7,4%ВВП). Основные меры в области налоговой политики направлены на снижение налогового бремени, которое составило около 1% ВВП в 2005 году, что способствовало обеспечению высоких темпов экономического роста и увеличению инвестиционной активности. Первостепенное значение имело решение вопроса об установлении общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений. Эта мера была дополнена начиная с 2006 г. дополнительными мерами, направленными на рост инвестиционной активности, относящимися к налогу на прибыль организаций:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.