Рефераты. Финансовые системы унитарных государств

Данная диаграмма свидетельствует о том, что в Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части. Это является принципиальной особенностью бюджетной системы страны.

Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти.

За счет средств местных органов власти в Японии финансируется развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий.[24] Кроме того, через местные бюджеты проводятся расходы  на подготовку рабочей силы, выплаты различных пособий, пенсий.

Основная часть расходов местных финансов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством (финансирование муниципального строительства, бытовых учреждений, содержание полиции, суда и т.д.).

Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года, учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем исключения из общего баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года.

Специальные правительственные фонды

Еще одно звено в финансовой системе Японии составляют специальные правительственные фонды. Среди них следует отметить наиболее крупные:[25]

·        фонд системы страхования здоровья

·        фонд почтового страхования жизни

·        фонд страхования экспорта

·        фонд компенсаций при автомобильных катастрофах.

Первоначальная задача этих фондов – финансирование отдельных целевых мероприятий. Они приобретают значение резерва, к которому правительство Японии прибегает в условиях финансовых затруднений, то есть используются для повышения маневренности финансовой системы.

Поскольку во многих страховых и пенсионных фондах сумма страховых взносов значительно превышает страховые выплаты, разница остается в распоряжении государства и по существу является дополнительным видом налоговых изъятий.

Социальное страхование предусматривает страхование на случай безработицы, болезни, получения травм и инвалидности.

Особое внимание в Японии уделяется пенсионной реформе. Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов.

 Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца.[26] На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 1994 году каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 100 долларов в месяц.

Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также самих предприятий и государственных дотаций.

Страховые фонды формируются в основном за счет взносов застрахованных и предпринимателей, бюджетными же ассигнованиями покрываются административные расходы и часть страховых выплат по ряду фондов.

Финансы государственных предприятий

Финансы государственных предприятий как звено финансовой системы Японии имеют свои особенности. Здесь сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного – в производственную сферу, государственного – в инфраструктуру.

Государственные предприятия не участвуют в материальном производстве. В ряде отраслей существуют государственные и полугосударственные предприятия. Однако основное направление их функционирования – проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи, с целью ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов.

Главная особенность регулирования государственных предприятий Японии в том, что за их работу отвечает не одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев. У государственных предприятий есть общий верховный хозяин – парламент. Он принимает решения по планам и исполнению специальных счетов центрального бюджета, в которые оформлены балансы этих предприятий.

Парламент утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования, программы использования прибыли.


Анализ представленных данных позволяет сделать некоторые выводы:

1.                        В Японии нет дефицита бюджета на уровне местных органов власти, он покрывается за счет доходов в бюджет и различных займов.

2.                        Государственные предприятия в Японии не занимаются проблемами материального производства. Все предприятия материального производства являются паевыми.

















Глава 4. Сравнительная характеристика финансовых систем Великобритании, Франции и Японии.

 

Финансовые системы развитых стран представляют в экономике каждого государства сферу накопления – аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных целевых фондах.

Главным звеном финансовой системы в Великобритании, Франции и Японии является государственный бюджет. Через него проходит более 40% национального дохода. Так, например, во Франции в последние десятилетия аккумулируется 52% национального дохода,  в Японии 40%, а в Великобритании 45%.

Государственный бюджет Великобритании состоит из двух частей:  консолидированного фонда, и национального фонда займов. Центральный же бюджет Франции делится на два раздела: 90% - операции окончательного характера и 10% - операции временного характера. В Японии бюджетное устройство включает в себя два уровня: центральный бюджет и местный бюджет.

Из этого видно, что во всех странах, государственный бюджет складывается по разному, в каждой стране определяется различное назначение и функции, составляющих его частей.

Превалирующую роль в доходах государственного бюджета унитарных государств играют  денежные потоки, поступающие в бюджет на безвозмездной и безвозвратной основе. Эти потоки имеют в основном форму налоговые платежи, которые в бюджетах развитых стран составляют от 70 до 90% общей суммы доходов. Так во Франции в государственном бюджете концентрируется 90% налоговых доходов, а в Великобритании – около 98%.

Также статьей доходов являются и не налоговые поступления, которые в бюджетах Великобритании, Франции и Японии представлены как доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации или использования государственной собственности.

В качестве примера неналоговых поступлений можно привести доходы национального фонда займов, входящего в государственный бюджет Великобритании. В этот фонд поступают: проценты за кредиты, выданных местным органам власти, часть средств специальных фондов. Почти 16% составляют неналоговые поступления в государственный бюджет Японии, а в местных бюджетах – 25%. Это арендная плата, продажи облигаций, земельных участков и другие.

Расходы государственных бюджетов развитых стран формируют систему использования финансовых ресурсов. Одно из наиболее крупных направлений расходов государственного бюджета развитых стран – военные расходы.

 Доля общих военных расходов в бюджете составляет в Великобритании – 7,7%, а во Франции – 11%.  В Японии же огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности. Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста.

Вторым звеном финансовой системы Великобритании, Франции и Японии являются финансы местных органов власти.

Великобритания не имеет единой бюджетной системы. Местные бюджеты не входят в государственный бюджет. Местные органы власти сосредоточенные в трех частях Великобритании: Англии, Уэльсе и Шотландии  - имеют различную структуру.

Во Франции каждая административная единица имеет свой бюджет, но местное самоуправление имеет ограничения. Степень свободы в принятии решений регулируется законодательными актами по налогообложению и директивами республиканских и региональных органов.

В Японии 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков и районов, каждый из которых имеет свой бюджет. Особенностью является то, что местные бюджеты не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Важно отметить, что в Великобритании и Франции местные бюджеты дефицитны, в отличие от Японии.

Так же для каждого унитарного государства присуще наличие специальных правительственных фондов и финансов государственных предприятий. Но их функции и особенности создания в каждой стране различны.

Так, например, формирование фондов во Франции осуществляется из традиционных для всех развитых стран источников: взносов предпринимателей, дотаций государственного бюджета, платежей страхователя. Наиболее важные специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства. Организационно эти правительственные фонды  отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Наиболее значительными специальными правительственными фондами в Великобритании являются три фонда социального страхования: фонд национального страхования, резервный фонд национального страхования, фонд страхования от несчастных случаев на производстве. Из специальных фондов финансируется треть государственных расходов.

В системе специальных фондов Японии – пенсионные, страховые, сберегательные фонды. Первоначальная задача этих фондов в отличие от фондов Великобритании и Франции – финансирование отдельных целевых мероприятий. Они приобретают значение резерва, к которому правительство Японии прибегает в условиях финансовых затруднений.

Что касается государственных предприятий, то в Великобритании и Франции эти предприятия охватывают такие виды деятельности как : энергетика (угольная, нефтяная, газовая), сфере главных потребителей энергии (почти все виды транспорта) и других значимых для государства отраслей, которые являются дефицитными.

В Японии же государственные предприятия не участвуют в материальном производстве. Главной целью их создания является проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи, с целью ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.