· фонд национального страхования
· резервный фонд национального страхования
· фонд страхования от несчастных случаев на производстве.
Фонд национального страхования формируется в основном за счет взносов населения и государственных предприятий. На дотации государственного бюджета приходится 18 – 20 % общей суммы этого фонда. Аккумулированные средства идут на выплату пенсий, пособий по безработице и болезни.
Каждое лицо в Великобритании, в соответствии с законом о национальном страховании, с момента окончания школы и до выхода на пенсию считается застрахованным. Все граждане обязаны платить страховые взносы.
Кроме фонда национального страхования, в финансовую систему Великобритании входят также резервный фонд национального страхования, , пенсионный фонд государственных предприятий, уравнительный валютный фонд, фонд страхования от несчастных случаев на производстве. Последний создается на основе средств и дотаций предприятий, и все эти фонды осуществляют расходы в соответствии со своими функциональными назначениями.
Финансы государственных предприятий
Государственные предприятия Великобритании делятся на 3 вида: [8]
· государственные корпорации,
· смешанные предприятия
· ведомственные предприятия.
Наибольшее развитие получили государственные корпорации, к которым относятся такие отрасли промышленности как: угольная, газовая, а также железнодорожный транспорт, воздушные авиалинии и другие. Это крупнейшие государственно – монополистические объединения.
Государственные корпорации находятся в ведении центрального правительства, поэтому их финансовые отношения осуществляются с государственным бюджетом. С местными бюджетами они связанны только уплатой местного налога. Эти суммы перечисляются в тот местный бюджет, на территории которого находится данное предприятие или его подразделение
Государственные корпорации в большинстве своём функционируют в национализированных отраслях промышленности. Деятельность государственных предприятий Великобритании отвечает стратегическим интересам государства и не всегда основывается на рыночных механизмах, вследствие чего они, как правило, убыточны.
Анализ представленных данных позволяет сделать некоторые выводы:
1. В финансовой системе Великобритании большое внимание уделяется формированию и функционированию специальных правительственных фондов, которые обеспечивают государственный бюджет.
2. Также здесь в ведении государства находятся большая часть убыточных отраслей, в то время как в Российской Федерации такие отрасли находятся в частном владении.
Глава 2. Финансовая система Франции
Государственный бюджет и его доходно-расходная часть
Франция – унитарное государство, и ее бюджетная система включает только два звена: государственный бюджет и местные бюджеты. В стране нет единой бюджетной системы, и все бюджеты формально обособлены. Бюджет каждой административной единицы утверждается ее исполнительным органом власти.
Финансовая система Франции многозвенная, но отличается высокой степенью централизации (приложение 2).
Центральный бюджет (общий бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций, специальные счета казначейства) аккумулирует приблизительно 80% всех доходов и расходов финансовой системы Франции.
Основной принцип управления государственными финансами во Франции, который определяет административное и бухгалтерское выполнение бюджета, - принцип разделения полномочий между распорядителями средств и бухгалтерами.[9]
На долю государственного бюджета приходится 47% местных бюджетов, 9 фондов социального страхования, 40% государственных предприятий и приблизительно 4% всех средств Финансовой системы. Через бюджетную систему Франции перераспределяется приблизительно 20% ВНП и 50% Национального Дохода.
Центральный бюджет делится на два раздела:
· 90% - операции окончательного характера (безвозвратное финансирование), которые подразделяются на текущие, гражданские и военные расходы.
· 10% - операции временного характера (кредиты).
Превалирующую роль в доходах бюджета играют налоги. На них приходится 90% всех доходов бюджета. Налоговая система включает прямые и косвенные налоги и взносы на социальное страхование. Косвенные налоги играют ведущую роль. (диаграмма 2).[10]
Диаграмма 2
Доходы государственного бюджета Франции
Расходы центрального бюджета делятся на две группы:[11]
1. текущие, которые в свою очередь подразделяются на военные (содержание, обучение и материально – техническое обеспечение военнослужащих), социальные и другие.
2. капитальные, включающие в себя расходы на иностранные дела (создание посольств, а также взносы в международные кредитно – финансовые учреждения), военные (строительство военных объектов, закупка военной технике) и другие.
В 1998 году основные статьи расходов государственного бюджета Франции находились в следующих пропорциях (диаграмма 3).[12]
Диаграмма 3
Основные статьи расходов государственного бюджета.
В России можно увидеть, что в 2006 году на финансирование ЖКХ выделяется 38 млрд 761 млн рублей, на охрану окружающей среды - 6 млрд 334 млн рублей, на раздел "образование" - 201 млрд 716 млн рублей. На культуру, кинематографию и СМИ выделено 51 млрд 248 млн рублей, на здравоохранение и спорт - 149 млрд 366 млн рублей, на раздел "социальная политика" - 205 млрд 253 млн рублей.[13]
Из этого можно сделать вывод, что статьи расходов государственного бюджета Франции и России схожи по приоритетным направлениям, таким как: социальная политика, образование, ЖКХ.
Финансы местных органов власти
Вторым звеном финансовой системы Франции являются финансы местных органов власти.
Главная роль в местных финансах Франции принадлежит местным бюджетам. Местные бюджеты находятся в ведении местных органов управления. Их деятельность регламентируется Конституцией Франции и текущим законодательством.
Каждая административная единица имеет свой бюджет. Всего насчитывается около 39 тыс. местных бюджетов. Советы (региональные, департаментов, коммун) составляют бюджеты и распоряжаются местными ресурсами. Однако вся полнота власти принадлежит на местах префектам, назначаемым директором президента.
Во Франции более трети всех текущих расходов местных органов власти приходится на административно-полицейский аппарат (полицию, гражданскую оборону, пожарную охрану, управление), одна треть – на образование, просвещение, культуру, остальные – это расходы на экономическую инфраструктуру. Местные власти осуществляют большие капиталовложения, на них приходится свыше 52% всех капитальных государственных затрат.[14]
Местные бюджеты, как правило дефицитны и нуждаются в дополнительных ресурсах. Недостаток финансовых ресурсов вызывает необходимость привлечения дополнительных средств. Государство предоставляет местным властям субсидии, составляющие около 20% всех доходов местных бюджетов. Существуют два вида субсидий: на текущие расходы, главным образом на социальную помощь (около 60% всех субсидий) и на капитальное строительство. Кроме субсидий местные органы используют заемные средства, получаемые на денежном рынке.
Доходами местных органов власти являются собственные (налоговые и неналоговые поступления) и привлеченные (государственные субсидии и займы).Соотношение статей доходов местных бюджетов: (диаграмма 4).[15]
Диаграмма 4
Статьи доходов местных бюджетов во Франции.
Местное самоуправление имеет ограничения. Степень свободы в принятии решений регулируется законодательными актами по налогообложению и директивами республиканских и региональных органов.
Перераспределение средств между местными органами власти осуществляется департаментами, из государственного бюджета выделяются целевые субсидии для выравнивания экономического положения отдельных регионов страны.
В целом, в системе общественных финансов местные финансы занимают исключительно важное положение. Общий объем расходов местных бюджетов составляет 44,5% государственных расходов. Доля общей суммы отчислений в пользу государства – 43,9% (24,6% за счет налогов, 29.3% за счет отчислений на социальное страхование).
Наряду с центральными и местными бюджетами в финансовую систему Франции входят специальные фонды и финансы государственных предприятий.
Специальные правительственные фонды
Специальные фонды представляют собой совокупность денежных ресурсов находящихся в распоряжении государства или местных органов власти и имеющих целевое назначение.
Организационно они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Специальные фонды можно разделить на 2 основные группы:
1. образуют фонды доходов и расходов которые включаются в бюджет ( фонд экономического и социального развития Франции)
2. составляют внебюджетные фонды, имеющие юридическую самостоятельность.
Крупнейшие из них связаны с социальной сферой. Совокупность таких фондов называют социальным бюджетом Франции[16] (диаграмма 5)
Диаграмма 5
Источники средств социальных специальных фондов[17]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5