СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………... 3
Глава 1. Финансовая система Великобритании ……............................... 5
Глава 2. Финансовая система Франции…………………………………. 12
Глава 3. Финансовая система Японии………………………………….... 22
Глава 4. Сравнительная характеристика финансовых систем
Великобритании, Японии и Франции………………………….. 30
Заключение……………………………………………………………….... 34
Список литературы………………………………………………………... 37
Введение
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что успешное развитие экономики во многом определяется состоянием и функционированием финансовой системы государства. В курсовой работе будут рассмотрены финансовые системы унитарных государств, опыт которых представляет для российских экономистов научный и практический интерес.
Необходимо отметить, что в зарубежных странах принято выделять лишь сферы централизованных и децентрализованных финансов, так называемая двухуровневая финансовая система. В Российской федерации также существуют централизованные и децентрализованные уровни, но они отличается от развитых стран наличием региональных бюджетов.
Финансовые системы Великобритании, Франции и Японии включают в себя следующие элементы:
· государственный бюджет;
· местные финансы;
· специальные внебюджетные фонды;
· финансы государственных предприятий.
Цель курсовой работы раскрыть особенности функционирования финансовых систем унитарных государств на примере Великобритании, Японии и Франции.
В первой главе раскрывается суть финансовой системы Великобритании. На сегодняшний день Англия - крупная индустриальная держава, один из важнейших мировых центров торговли и финансов. Именно поэтому развитие её финансовой системы особенно интересно.
Во второй главе уделено внимание проблемам функционирования Французской финансовой системы. Французская финансовая система интересна тем, что ее экономика играет одну из ведущих ролей в мировом хозяйстве.
Третья глава раскрывает финансовую систему Японии, изучение которой представляет интерес для российских специалистов в области экономики и финансов, так как развитие японской экономики в последнюю четверть ХХ века характеризуется интенсивной структурной перестройки.
В курсовой работе использованы работы таких авторов как Болдырева Б.Г, Черника Д.Г., Рудый К.В и многих других.
В работах ряда авторов достаточно глубоко и подробно рассмотрены важнейшие теоретические и практические вопросы развития финансовых систем в унитарных государствах. Важное место в них занимает анализ наиболее сложных аспектов структуры и устройства функционирования финансовых систем.
Глава 1. Финансовая система Великобритании
Государственный бюджет и его доходно-расходная часть.
Великобритания на сегодняшний день представляет собой страну с высоко развитой, сильной и независимой экономикой. Финансовая система Англии, включающая бюджет центрального правительства, специальные правительственные фонды, финансы местных органов власти и государственных предприятий, является государственным аппаратом по перераспределению национального дохода.[1] (Приложение 1)
Бюджет центрального правительства, или государственный бюджет, является главным звеном финансовой системы Англии. Ему принадлежит основная роль в обеспечении политических и экономических условий воспроизводства. Через это звено финансовой системы перераспределяется около 45% национального дохода страны
Важная роль принадлежит государственному бюджету в перераспределении средств между отдельными отраслями хозяйства и экономическими регионами страны. Государственный бюджет страны состоит из двух частей:
- консолидированного фонда, который включает текущие поступления средств и их расходование;
- национального фонда займов, куда входят доходы и расходы государства, связанные с движением капитала.
Ведущим звеном финансовой системы Великобритании, как и любой другой промышленно развитой страны, является государственный бюджет, через который перераспределяется около половины национального дохода государства. Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда, который формируется преимущественно налоговыми поступлениями: подоходный налог, налог на капитал, налог на наследство, НДС, акцизы и другие . К неналоговым поступлениям относят доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др. А Национальный фонд займов представляет собой бюджет капиталовложений. Превышение доходов над расходами Консолидированного фонда зачисляется в доходную часть Национального фонда займов. Если же в Консолидированном фонде имеется дефицит, то он покрывается ссудой из Национального фонда займов, на эту сумму Правительство увеличивает государственный долг.
По данным на весну 2002 года государственные доходы Великобритании составили 407 миллиардов фунтов стерлингов. Основными доходами бюджета являются налоги. В этом году структура финансовых поступлений в государственный бюджет Великобритании выглядела следующим образом (диаграмма 1) [2]
Диаграмма 1
Структура налоговых поступлений в государственный бюджет Великобритании в 2002 г.
При этом, рассматривая налоги Великобритании, следует учитывать, что они отличаются крайней нестабильностью и отсутствием согласованности между различными статьями налоговых поступлений.
Остальные средства поступают в бюджет в форме процентов по ссудам национализированным отраслям промышленности и местным органам, прибыли эмиссионного департамента Банка Англии и прочих доходов.
На сегодняшний день государственные расходы Великобритании составляют примерно 425 миллиардов фунтов стерлингов. В связи с быстрым ростом расходов государства по регулированию экономики в интересах монополистического капитала, с каждым годом растут расходы на содержание государственного аппарата, на научно – исследовательские цели в перспективных отраслях, на субсидии и кредиты местным органам власти.
На сегодняшний день принято направление на повышение статей расходов для более эффективного использования государственных средств как центральным, так и местным правительством. В качестве приоритетных были названы расходы на образование, профессиональное обучение, создание новых рабочих мест и здравоохранение.[3]
Государственные расходы Великобритании делятся на два блока: расходы вне прямого контроля министерств и расходы министерств (лимитные расходы). Первые планируются перед началом каждого финансового года, а лимитные утверждаются министерством на три года. Министерства не имеют права тратить более согласованной суммы, но могут переносить остатки неизрасходованных средств на последующие годы без ограничений.
Никакие расходы не допускаются без предварительного утверждения Парламентом. Все дополнительные расходы должны быть утверждены до того, как они произведены.
Финансы местных органов власти.
Вторым звеном финансовой системы Великобритании являются финансы местных органов власти.
Великобритания не имеет единой бюджетной системы. Местные бюджеты не входят в государственный бюджет. Местные органы власти сосредоточенные в трех частях Великобритании: Англии, Уэльсе и Шотландии - имеют различную структуру.
В Англии двухступенчатая система местных органов власти, а в Уэльсе и Шотландии – одноступенчатая система, введенная в 1992 году.[4]
Управление местными финансами осуществляется финансовыми комитетами советов. В их компетенцию входит проверка расходных смет, составление проекта бюджета и контроль за его исполнением.
К компетенции местных органов власти относятся суд, полиция, образование, жилищное строительство и другие. Расходы местных бюджетов расширяют государственное потребление. Крупные суммы отпускаются на содержание полиции, суда, выплаты процентов по местным займам.
Главным видом местного обложения является местный налог, взимаемый с недвижимой собственности – с земли, домов, торгово– промышленных помещений.
В настоящее время из местных бюджетов финансируется всего 36% всех государственных расходов Великобритании. Структура расходов местных органов власти следующая (табл. 1).[5]
Таблица 1
Структура расходов местных органов власти.
Правительство Великобритании контролирует расходы местных бюджетов. Раньше для этих целей использовали различные механизмы: сокращение размеров финансовой помощи из центрального бюджета на финансирование расходов, превышающих определенный уровень, отказ в предоставлении центрального гранта.
Но эти меры оказались неэффективными, поэтому был введен механизм контроля за расходами местных бюджетов, как уменьшение налоговой базы местного бюджета, расходы которого превышали уровень, зафиксированный в документах центрального правительства.
По закону местные органы власти не имеют права привлекать заемные средства для финансирования расходов текущего характера, а на капитальные нужды они могут брать кредит только напрямую у коммерческих банков или через специальный орган – Государственный комитет заимствования.
Специальные правительственные фонды
Особое звено в финансовой системе Великобритании занимают специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность. Из специальных фондов финансируется треть государственных расходов.[6]
Наиболее значительными специальными правительственными фондами в Великобритании являются три фонда социального страхования:[7]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5