Рефераты. Финансовое прогнозирование, его характеристика и сферы применения

         Предполагается ежегодное увеличение общего объёма государственных расходов приблизительно на 8,4% в среднем с 34,0 миллиардов сом в 2006 году до 39,1 миллиардов сом в 2008 году. Ожидается, что доля бюджетных расходов останется на уровне около 85,1% общего объёма консолидированных затрат за период СПБ.

§2.4 Финансовое прогнозирование на микроуровне


         Прежде чем приступить к характеристике финансового прогнозирования на предприятии, следует помнить взаимосвязь финансового прогнозирования и планирования - одной из основных задач финансового прогнозирования  является содействие процессу разработки наиболее точного финансового плана.    Основное отличие прогноза от плана состоит в том, что прогнозируются те показатели, которыми компания не может управлять в полной мере – объем продаж, риски или действия конкурентов. Планироваться может то, что полностью находится в сфере влияния, например, расходы. Основная цель прогнозирования состоит в том, чтобы получить возможность оценивать работу компании как "удачную" или "неудачную" не по тем показателям (прибылям, рынкам, дивидендам), которые есть, а по тем, которые потенциально могли быть.

         Прогнозирование выручки

         Чтобы прогнозировать размер выручки, необходимо определить будущие значения объема продаж компании в натуральном и денежном выражении, а также понять, как они могут изменяться в зависимости от условий внешней и внутренней среды.

         Декомпозиция факторов

         Показатель объема продаж компании не является однородным, так как зависит от большого числа факторов (демографические условия в данном регионе, состояние отраслей, в которых производятся товары-заменители и т.д.), значения которых в будущем могут значительно изменяться. Для принятия решения относительно будущего объема продаж необходимо определить все факторы, которые могут повлиять на прогноз (релевантные факторы) (см. Рисунок 2). Если компания не является монополистом, в число таких факторов следует включить долю рынка, которую компания рассчитывает занять в рассматриваемый период времени.

         Прогнозирование факторов

         Далее строятся прогнозы релевантных факторов. При наличии статистической информации о прошлой динамике в качестве отправных значений прогноза удобнее всего использовать зависимость фактора от времени (тренд) (см. График 1).

Рисунок 2. Декомпозиция факторов

         Затем необходимо определить, как полученный тренд может изменяться под влиянием условий внешней среды. Для отражения таких тенденций обычно используют поправочные коэффициенты, полученные с помощью анализа статистических данных и информации о предполагаемых изменениях. Значения таких коэффициентов должны быть экономически обоснованы. Прогнозное значение фактора корректируется путем перемножения прогнозов, полученных с помощью тренда, на поправочные коэффициенты.

         Изменение рыночной доли компании рассчитывается аналогичным образом. При этом, если компания не находится в стадии агрессивного роста, наиболее вероятный темп роста компании равен темпу роста рынка в целом. Затем этот прогноз корректируется с учетом таких факторов, как управленческие процессы, рекламная активность компании и конкурентов, изменения в ассортименте или технологии и т.д. В случае если компания развивается агрессивно, то рост, равный росту рынка, является пессимистическим прогнозом.

         Итогом данного этапа должны стать граничные (пессимистические и оптимистические) значения прогнозов всех факторов, влияющих на объем продаж. Большинство компаний оценивают еще и третий, "наиболее вероятный" вариант, который всегда лежит между двумя граничными значениями.

          Пример. ООО "Ромашка" - быстро развивающаяся компания, специализирующаяся на оптовой торговле отделочными материалами и сантехникой экономического класса. Необходимо определить будущий объем продаж сроком до 2006 года.

         Определив список релевантных факторов, нужно построить прогнозные значения для каждого из них. Рассмотрим построение прогноза для одного из главных факторов – объема жилищного строительства.

График 1 Прогнозирование объема жилищного строительства

         В течение последних лет на рынке наблюдался интенсивный рост объемов строительства и цен на квартиры. Половина аналитиков считает, что рынок "перегрет", и в 2005 - 2006 годах люди, скупавшие квартиры в инвестиционных целях, начнут их продавать (пессимистичный прогноз). Известно, что такие инвесторы составляют 20 % от общего числа покупателей квартир, поэтому объем строительства кратковременно упадет на 40 % (так как инвесторы продадут свои 20 % квартир), а потом вырастет на 20 %. Соответственно, рассчитанные значения объема жилищного строительства в 2005 - 2006 годов необходимо скорректировать, умножив сначала на 0,6 , а затем на 0,8 . В то же время, вторая половина аналитиков считает, что спрос, и, соответственно, объем строительства буду расти на 15 % в год (оптимистичный прогноз), причем с развитием ипотечного кредитования темпы роста со временем будут увеличиваться. Основываясь на прогнозах банковских специалистов относительно количества выданных ипотечных кредитов (допустим, эта цифра на ближайшие 3 года составляет 4,5 млрд. долл. США, что при текущей средней цене в 1500 долл. США за кв.м. составит 3 млн. кв.м.), и, зная текущий объем строительства (например, 50 млн.кв.м.), можно сделать вывод о том, что за счет этого фактора наш прогноз на 2005 - 2006 годы вырастет на 6 %. Корректирующий коэффициент для каждого года будет равен 1,03 . Предположим, что остальные факторы в ближайшие два года останутся неизменными. Тогда при реализации оптимистичного варианта рост рынка в целом также составит 21 %, а при реализации пессимистичного – 100 - (0,6 + 0,8) / 2 = - 30 %.

         Теперь необходимо определить, каким образом будет изменяться рыночная доля компании. Для сохранения и увеличения доли рынка в прогнозируемом периоде планируется заменить половину ассортимента продаваемых товаров на сантехнику, являющуюся "модной". Известно, что темпы роста потребления такой сантехники составляют 20 % в год, при темпе роста рынка 5 % в год, следовательно, увеличение рыночной доли компании за счет смены половины ассортимента составит 7,5 % (( 20 % - 5 %)х 50 %) (оптимистичный вариант). Если же спрос на "модную" сантехнику в будущем периоде снизится до 10 %, рост доли рынка составит 2,5 % (( 10 % - 5 %) х 50 %).

         Затем эти факторы объединяются в таблицу:

Таблица 9


Влияние доли рынка

Лучший вариант +7,5%

Худший вариант +2,5%

Влияние внешних факторов

Лучший вариант +21%

+30,08%

+24,03%

Худший вариант -30%

-24,75%

-28,25%

         Таким образом, мы получили два граничных значения для выручки компании – 30,08% и –28,25%.

         Сценарий будущего

         После прогнозирования выручки необходимо спланировать расходы компании. Планирование расходов, необходимых для обеспечения построенного прогноза продаж, происходит с помощью существующей бюджетной модели. Аналогично прогнозу доходов, план расходов составляется в двух вариантах – лучшем и худшем. При этом в качестве "лучшего" рассматривается вариант, когда компания позволяет себе оплачивать все, что запланировано, а в качестве "худшего" – режим строгой экономии.

         Затем прогнозные доходы и расходы компании сводятся воедино, и получаются четыре граничных варианта развития. Для удобства анализа для всех таких вариантов строятся основные финансовые отчеты – БДДС, БДР и баланс. Каждый из четырех вариантов сопоставляется с целями и стратегией компании. Например, возможна ситуация, когда лучший по доходам и расходам сценарий приведет к накоплению дебиторской задолженности и потребует дополнительного кредитования. В то же время, более острожная стратегия – рост продаж при условии экономии затрат – может позволить сохранить финансовую независимость, которая для ряда компаний важнее, чем увеличение оборота.

         Итогом данного этапа должен стать наиболее вероятный сценарий будущего компании, состоящий из совокупности трех прогнозных отчетов, а также комплекс мероприятий, реализуемых в случае положительных или отрицательных отклонений от него. Для своевременной идентификации этих отклонений необходимо выделить набор контрольных показателей.

         Отбор показателей, с помощью которых впоследствии будет анализироваться исполнение прогноза, начинается еще во время прогнозирования и планирования выручки и расходов – тогда определяются необходимая доля рынка, цены, физический объем продаж, производительность труда, материалоемкость и т.п. На последующем этапе эти показатели корректируются и дополняются параметрами, от которых будет зависеть финансовый результат – то есть торговая наценка, оборачиваемость дебиторской задолженности, доля транспортных расходов, рентабельность и т.д. В процессе реализации прогноза эти параметры нужно постоянно отслеживать, так как их устойчивое изменение в положительную или отрицательную сторону от плановых значений будет свидетельствовать о реализации одного из прогнозных вариантов. Своевременно получая эти данные, компания получит возможность корректировать свои действия в соответствии с заранее разработанным прогнозом.

Глава III. Тенденции развития финансового прогнозирования в КР

 

§3.1 Проблемы финансового прогнозирования на макро и микро уровнях

        

         Как таковой системы финансового прогнозирования на макроуровне

в Кыргызской Республике не существовало. Это объективно объясняется следующими факторами: статистические концепции были не адаптированы к изменениям, связанным с переходом от плановой системы к рыночной экономике, малая база  данных макроэкономических эмпирических параметров, отсутствие квалифицированных специалистов, отсутствие государственного финансирования на создание института финансового прогнозирования. Эти и, возможно, многие другие факторы препятствовали созданию государственного института прогнозирования. Поэтому инициатива создания института прогнозирования должна была прийти извне, что в итоге и произошло.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.