Рефераты. Эмиссия акций акционерным обществом

Для его решения нужно определить правовую природу признания выпуска акций недействительным. По сути, оно представляет собой юридическую гибель вещи (акций).

Ход дальнейших рассуждений зависит от того, можно ли рассматривать акции в качестве индивидуально-определенных вещей, или же они относятся к числу вещей родовых.

По смыслу Федерального закона «Об акционерных обществах» акции являются родовыми вещами. Указанный вывод вытекает из п. 1 ст. 31 данного закона, устанавливающего, что каждая обыкновенная акция предоставляет акционеру – ее владельцу одинаковый объем прав. Это означает, что для законодателя акции одного общества тождественны друг другу. Таким образом, индивидуализировать каждую из них в отдельности, по общему правилу, невозможно.

В то же время акции в известной мере подлежат индивидуализации путем присвоения выпуску определенного номера. В этом смысле акции могут быть индивидуально определены. Такой подход согласуется с постановлением ФКЦБ от 8.09.1998 г., утвердившим Положение о порядке возврата владельцам ценных бумаг денежных средств, полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг, выпуск которых признан несостоявшимся или недействительным. В частности, п. 5.1.5 данного Положения указывает, что в уведомлении владельца ценных бумаг об их аннулировании содержится, в том числе, государственный регистрационный номер выпуска акций. Следовательно, номеру выпуска акций придается значение свойства, индивидуализирующего акции, и оно не может не учитываться.

Каким же должно быть решение при таких обстоятельствах? Учитывая, что акции могут быть идентифицированы путем указания на номер выпуска, который дублируется в реестре акционеров, нетрудно определить, какие именно акции «погибли». Соответственно, должны быть аннулированы записи обо всех принадлежащих акционерам акциях дополнительного выпуска, признанного недействительным.

Как в дальнейшем будут происходить расчеты между лицами, чьи интересы затронуты признанием выпуска акций недействительным? По общему правилу, в этой ситуации может быть применена ст. 211 ГК, которая возлагает риск случайной гибели вещи на собственника. Соответственно, лица, у которых аннулированы акции, не могут предъявить к кому-либо свои требования. В то же время если будет доказано, что выпуск акций (гибель) признан недействительным по чьей-либо вине, то к указанным лицам потерпевшие, смогут предъявить деликтный иск. Очевидно, в данном случае причинителем вреда, скорее всего, может быть признано общество, чьи незаконные действия повлекли признание выпуска акций недействительным. По сути, возмещение убытков в этом случае будет представлять собой возврат средств инвестирования, который регулируется постановлением ФКЦБ № 36 от 8.09.1998 г.

Маловероятно привлечение к ответственности продавца акций, который к моменту признания выпуска акций недействительным надлежащим образом исполнил договорное обязательство и в связи с этим уже не был связан с покупателем соответствующими отношениями. При этом трудно рассматривать его в качестве причинителя вреда, поскольку «гибель» акций никак не связана с его действиями (бездействием).

Естественно, некоторые сомнения может вызвать рассмотрение акций в качестве вещей. В большинстве случаев они облечены в бездокументарную форму и представляют собой права требования (имущественные права), а не вещи. Однако и при таком подходе решение в плане практических последствий не изменится.

Поясним данный вывод. «Акциям» в форме прав требования корреспондируют обязанности общества. Соответственно, указанные права и обязанности образуют содержание правоотношения, существующего между обществом и акционерами. В случае признания выпуска акций недействительным данное обязательство становится объективно неисполнимым в части аннулированных прав и обязанностей. Если невозможность исполнения вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает, то оно прекращается (ст. 416 ГК). По сути, в этом случае все неблагоприятные последствия ложатся на кредитора, т.е. акционера. Если же за невозможность исполнения согласно ст. 401 ГК отвечает должник, т.е. общество, то к нему должна быть применена мера ответственности в форме возмещения убытков.



Заключение


Федеральным законом от 28.12.02 № 185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (Далее - Федеральный закон от 28.12.02 № 185-ФЗ) внесен целый ряд изменений, затрагивающих различные аспекты деятельности рынка ценных бумаг, в том числе, и изменения, касающиеся вопросов эмиссии ценных бумаг.

Следует отметить, что внесенные изменения носят глобальный характер и во многом учитывают ту правоприменительную практику, которая формировалась с 1996 года (с принятия Федерального закона «О рынке ценных бумаг» в прежней редакции).

Анализируя внесенные изменения, необходимо первоначально остановиться на тех изменениях, которые затрагивают природу эмиссионной ценной бумаги.

            Изменения, внесенные в ст. 2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Далее - Федеральный закон о рынке ценных бумаг) не допускают выпуск акций на предъявителя. Внесенные изменения определяют, что акция является именной ценной бумагой. Ко всем именным ценным бумагам, согласно изменениям, внесенным в ст. 16 Федерального закона о рынке ценных бумаг, применяется требование о возможности их выпуска только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Указанное требование вступает в силу с момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.02 № 185-ФЗ. Одновременно согласно требованиям ст. 2 вышеуказанного Федерального закона с момента его вступления в силу ранее выданные сертификаты именных эмиссионных ценных бумаг приравниваются к выпискам из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг.

В ст. 2 Федерального закона о рынке ценных бумаг в соответствии с внесенными изменениями и дополнениями дается определение новой эмиссионной ценной бумаги – опцион эмитента. При этом законодатель определяет опцион как именную ценную бумагу, что в свою очередь распространяет на нее требования Федерального закона о рынке ценных бумаг и нормативных актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - ФКЦБ) в части фиксации и перехода прав на ценную бумагу, формы выпуска ценной бумаги, процедуры эмиссии. Принятие решения о размещении опциона и непосредственно его размещение осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 25.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Далее – Федеральный закон «Об акционерных обществах») для размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции. Законодатель одновременно устанавливает некоторые ограничения в части эмиссии опциона. Такие ограничения установлены в статье 27.1 Федерального закона о рынке ценных бумаг, а именно:

- эмитент не вправе начать размещение опциона, если количество объявленных акций эмитента меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляет такой опцион;

- размещение опциона эмитента возможно только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества;

- количество акций определенной категории (типа), право приобретения которых предоставляет опцион, не может превышать 5% акций этой категории (типа), размещенных на дату представления документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 28.12.02 № 185-ФЗ коснулись также некоторых вопросов государственной регистрации и размещения ценных бумаг.

Во-первых. До внесения изменений в Федеральный закон о рынке ценных бумаг существовала правовая коллизия в части размещения ценных бумаг при учреждении акционерных обществ, а также размещения ценных при реорганизации обществ в форме слияния, разделения, выделения и преобразования. Нормы действовавшего Федерального закона о рынке ценных бумаг не допускали размещение ценных бумаг без их государственной регистрации. Вместе с тем размещение ценных бумаг осуществлялось в момент создания юридического лица созданного путем учреждения, слияния, разделения, выделения и преобразования. Регистрирующие органы в этих случаях осуществляли государственную регистрацию выпуска ценных бумаг постфактум, и в отчете об итогах выпуска ценных бумаг датой размещения ценных бумаг указывалась дата государственной регистрации юридического лица (общества). Внесенные изменения и дополнения устранили указанную коллизию. В соответствии с новой редакцией ст. 19 Федерального закона о рынке ценных бумаг при учреждении акционерных обществ или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг.

Во-вторых. Изменениями расширены полномочия регистрирующего органа в части предъявления требований к порядку и условиям принятия эмитентами решений, являющихся основанием для осуществления обществом эмиссии ценных бумаг. Полномочия регистрирующего органа реализуются путем обязательного представления в регистрирующий орган документов, перечень которых определен в ст. 20 Федерального закона о рынке ценных бумаг. В частности, для государственной регистрации выпуска ценных бумаг эмитентом, наряду с заявлением о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, представляются документы, подтверждающие соблюдение им требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг. Таким образом, регистрирующий орган при рассмотрении документов, представляемых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг вправе оценивать соблюдение процедуры созыва и проведения общего собрания акционеров (совета директоров) общества. Одновременно Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливает исчерпывающий перечень документов, представляемых обществом для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

В-третьих. Ранее действовавшая редакция статьи 20 Федерального закона о рынке ценных бумаг предусматривала два действия регистрирующего органа по итогам рассмотрения документов, представленных на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг - непосредственно государственная регистрация выпуска ценных бумаг или отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. В этой части полномочия регистрирующего органа расширены. В частности, регистрирующему органу предоставлено право проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представляемых на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг. При этом срок рассмотрения документов, представленных на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг приостанавливается на срок проведения проверки. Срок проведения проверки не может составлять более 30 дней.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.