Рефераты. Экономико-статистический анализ национального имущества Российской Федерации

Как представляется, необходим ряд мероприятий для улучшения матери­ально-технической базы внутреннего производства, увеличения накопления и структурной перестройки, перелива капитала из сырьевых отраслей в обра­батывающие, особенно в машиностроение; обновления фондов и обеспечения новых технологий и повышения эффективности производства. В числе таких мероприятий видятся: подготовка новых кадров для технологических отраслей экономики; мобилизация ключевых источников финансирования капи­тальных вложений; усиление социальной направленности в развитии экономики; повышение производительности труда и внутреннего потре­бительского спроса; усиление бюджетной поддержки производства, науки, просвещения, здравоохранения.

 

2. Экономико-статистический анализ национального имущества РФ

 

2.1. Классификация национального богатства и имущества РФ

 

Накопленное богатство выступает в форме совокупности материальных благ различного назначения и использования. Категория эта тесно связана, с другой,  общественного продукта. Непрерывное пополнение богатства (его простое и расширенное воспроизводство) осуществляется за счет произведенного продукта. Показатели богатства характеризуют материальные условия общественного производства и жизни общества в целом в каждый данный момент, а объем общественного продукта выступает как результат процесса производства за определенный период времени, а также как источник возмещения потребленных элементов богатства и его увеличения. В то же время показатели объема накопленного богатства и общественного продукта отражают экономическую мощь, экономический потенциал страны. Объем и состав накопленного богатства в различных аспектах изучаются статистикой в денежном и натуральном измерении. Натуральные измерения используются для характе­ристики отдельных элементов богатства или некоторой их однородной совокупности, а стоимостные — для исчисления всего накопленного богатства и его отдельных составных частей, анализа натурально-вещественного состава и его динамики в различных группировках.

Широко используется группировка элементов богатства по особенностям их кругооборота — основные производственные фонды; оборотные производственные фонды; фонды обращения, материальные резервы и страховые запасы; основные непроиз­водственные формы; принадлежащее населению личное имущество длительного пользования; текущие запасы предметов потребления кратковременного пользования в отраслях непроизводственной сферы и в домашнем хозяйстве населения. Деление элементов богатства по натурально-вещественному составу в зависимости от роли, которую они выполняют или могут выполнять в процессе воспроизводства, т. е. по принципу использования и кругооборота фондов, позволяет производить перегруппировки, из которых особый интерес представляет распределение богатства по формам собственности и социальным группам населения, по экономическим районам и территориям, а также по отраслям материального производства и непроизводственной сферы.[3]

      В настоящее время официальная статистика национального богатства и других макроэкономических показателей элементы, которой разрабатываются статистиче­скими органами стран СНГ опирается на Систему наци­ональных счетов 1993 г которая подготовлена ООН и ря­дом других международных организаций (МВФ, Всемир­ный банк ОЭСР Евростат) в качестве международного стандарта в этой области СНС 1993 г содержит подроб­ное описание концепции национального богатства, опре­деления его важнейших элементов и методов оценки. Следует отметить, что показатель национального богат­ства в СНС четко согласован с другими важными макроэкономическими показателями, такими, как вало­вой внутренний продукт, национальный доход, националь­ное сбережение, капитальные трансферты, валовое накоп­ление основных фондов, чистое кредитование/чистое за­имствование и др. 

       В настоящее время официальная статистика национального богатства и других макроэкономических показателей элементы, которой разрабатываются статистиче­скими органами стран СНГ опирается на Систему наци­ональных счетов 1993 г которая подготовлена ООН и ря­дом других международных организаций (МВФ, Всемир­ный банк ОЭСР Евростат) в качестве международного стандарта в этой области СНС 1993 г содержит подроб­ное описание концепции национального богатства, опре­деления его важнейших элементов и методов оценки. Следует отметить, что показатель национального богат­ства в СНС четко согласован с другими важными макроэкономическими показателями, такими, как вало­вой внутренний продукт, национальный доход, националь­ное сбережение, капитальные трансферты, валовое накоп­ление основных фондов, чистое кредитование/чистое за­имствование и др.  Поэтому следует иметь в виду, что из­менения в методологии исчисления национального богат­ства, предлагаемые некоторыми участниками дискуссии, должны повлечь за собой изменения в методологии ис­числения ВВП и других упомянутых выше показателей Например, включение в национальное богатство челове­ческого капитала, предлагаемое некоторыми учеными, но не предусмотренное в СНС 1993 г, означало бы необхо­димость существенной модификации методологии исчис­ления ВВП и отступления от международного стандарта. нарушение международной сопоставимости важнейших макроэкономических переменных Авторы СНС 1993 г исходили из понимания того, что хотя концепция челове­ческого капитала может быть весьма полезна для эконо­мического анализа, необходима дальнейшая исследова­тельская и экспериментальная работа с целью проясне­ния содержания этого показателя и методов его оценки Справедливости ради следует отметить, что в специаль­ной литературе сформулированы самые различные интер­претации концепции человеческого капитала, однако их реализация в официальной статистике пока весьма за­труднительна Например, известно предложение, сформу­лированное в работах ряда западных экономистов, оце­нивать человеческий капитал как поток будущих доходов, генерируемых членами общества и определенным обра­зом дисконтированных для получения текущей оценки этих доходов Ясно. что такой подход к определению че­ловеческого капитала, возможно интересный с теорети­ческой точки зрения, пока не приемлем для органов офи­циальной статистики стран.  Таким образом, включение человеческого капитала в официальные оценки нацио­нального богатства страны вряд ли возможно в обозри­мой перспективе Это не означает, конечно, что не следу­ет проводить исследования по этой теме и производить альтернативные оценки, но это должно быть, главным образом, заботой научно-исследовательских организаций

Концепция национального богатства, рекомендованная в СНС 1993 г и принятая статистическими органами стран СНГ, может быть кратко представ­лена следующим образом Национальное богатство - это сумма чистой стоимости капитала институциональных единиц-резидентов данной страны по состоянию на какую-либо дату (на начало или конец года).  Чистая стоимость капитала представляет собой разницу между стоимостью всех экономических активов (нефинансовых и финансовых) институциональной единицы и величиной ее финансовых обязательств. В состав нефинансовых ак­тивов входят:

1. Материальные произведенные активы

1.1  Основные фонды

1.2  Материальные оборотные средства

1.3   Ценности

2. Нематериальные произведенные активы

2.1 Затраты на геологоразведку

 2.2 Программное обеспечение ЭВМ

 2.3 Оригиналы художественных и литературных произведений

3.  Материальные непроизведенные активы

3. 1 Земля

3. 2 Другие природные активы

4. Нематериальные непроизведенные активы

4. 1 Патенты, гудвилл и др.

5. Финансовые активы

5. 1 Монетарное золото и СПЗ

5. 2 Наличные деньги и депозиты

5. 3 Ценные бумаги, кроме акций

5. 4 Ссуды

5. 5 Акции и другие виды участия в капитале

5. 6 Страховые технические резервы

   5.7 Другие счета дебиторов и кредиторов

Следует отметить, что в национальное богатство дол­жны быть включены только те активы, на которые конк­ретные хозяйствующие субъекты могут предъявить пра­ва собственности (такие активы называются экономиче­скими) Таким образом, к национальному богатству не от­носятся обнаруженные природные ископаемые, которые по тем или иным причинам не вовлечены в экономиче­ский процесс, не стали объектом собственности институ­циональных единиц. Все активы и обязательства должны быть оценены в рыночных ценах, существующих на мо­мент, к которому относится оценка национального богат­ства.

В соответствии с положениями СНС 1993 г расчеты национального богатства должны осуществляться как для экономики в целом, так и для ее секторов (нефинансовые корпорации, финансовые корпорации государственное управление, домашние хозяйства и некоммерческие орга­низации, обслуживающие домашние хозяйства). Для эко­номики в целом национальное богатство равно стоимо­сти нефинансовых активов плюс чистые финансовые тре­бования к «остальному» миру.  Национальное богатство может быть также определено как сумма чистой стоимо­сти капитала секторов экономики, при определении кото­рой должны быть приняты во внимание финансовые ак­тивы и обязательства секторов.[4]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.