Рефераты. Экономические функции государства в экономике и инструменты их реализации

Основными направлениями по реализации поставленных задач являются:

  • повышение эффективности импортного таможенного тарифа за счет его дифференциации путем введения в него автоматических регуляторов уровня ставок пошлин (“ценовые” и “качественные”) на отдельные виды продукции;
  • либерализация импортного тарифа на товары, которые в России не производятся, либо производятся в недостаточном количестве или неудовлетворительного качества и которые необходимы для снижения
  • общеэкономических издержек (снижение пошлин на технологическое оборудование);
  • отмена экспортных пошлин на продукцию с высокой степенью переработки;
  • совершенствование механизма квотирования импорта мяса и птицы;
  • расширение форм государственной поддержки экспорта российских товаров и услуг, не противоречащих условиям вступления в ВТО.

Общая характеристика сценариев развития в 2006-2008 годах

 

I (инерционный) вариант развития учитывает возможность снижения цен на нефть и не предполагает структурных изменений в экономике, что впоследствии может негативно отразиться на росте ВВП в долгосрочном периоде. За 2005-2008 годы ВВП увеличивается на 20% по сравнению с 2004 годом.

II вариант развития, направленный на усиление инновационной компоненты экономического роста, обеспечивает компенсацию ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры за счет активизации внутренних (прежде всего инновационной и инвестиционной) компонентов. Рост ВВП за период 2005- 2008 годов составит 25,8% к уровню 2004 года. Этому будут способствовать реализация мер в области институциональных преобразований, улучшение инвестиционного климата, в том числе снижение налоговой нагрузки на бизнес, а также увеличение уровня инвестиционных расходов федерального бюджета и инвестиционного фонда - с 1,8% ВВП в 2005 году до 2,24-2,25% в 2006-2008 годах.

Темпы роста экспорта по II варианту сокращаются с 105,5% в 2005 году до 102,7% в 2006 году, прежде всего за счет снижения темпов роста экспорта минеральных продуктов - с 104,4% до 101,9%, и экспорта металлов - с 107,8% до 101,4%. В 2007 году прогнозируется увеличение темпов роста объема экспорта до 105,6%, с последующим снижением до 103,4% в 2008 году. Сокращение экспорта в стоимостном выражении по I варианту в 2006 году составляет 22,2%, что объясняется более низким уровнем цен на нефть.

II вариант развития экономики в 2006-2008 годах предусматривает следующие тенденции:

  • рост доли валового накопления в ВВП с 23% в 2006 году до 26,8% к 2008 году, усиление инвестиционной составляющей экономического роста, сближение уровня национальных сбережений и накоплений;
  • увеличение доли отечественных производителей в структуре роста внутреннего спроса с 61,1% до 67,2%, несмотря на сохранение опережающей динамики импорта;
  • адаптация экономики к укреплению рубля (предполагается, что к концу 2007 года реальный эффективный курс рубля практически вернется к предкризисному уровню 1997 года) за счет повышения неценовой конкурентоспособности;
  • увеличение доли обрабатывающих отраслей в структуре производства с 47,8% до 50,3% за счет сохранения высоких темпов развития обрабатывающих отраслей, а также в результате значительного замедления роста в топливно-сырьевом секторе, вслед за замедлением роста экспорта;
  • сокращение отставания роста производительности труда от роста заработной платы;
  • сохранение опережающего роста доходов населения по сравнению с динамикой производства, что, вместе с замедлением роста экспортных доходов, приведет к перераспределению доходов в пользу населения и относительному сокращению валовой прибыли предприятий;
  • динамичное наращивание потребительского спроса за счет устойчивого увеличения доходов населения и снижения уровня бедности при сближении темпов роста розничной торговли и платных услуг населению.

Одновременно ряд проблем, решение которых выходит за рамки прогнозного периода, будут сдерживать развитие экономики. Прежде всего, это отток капитала и высокая зависимость финансовой системы и производства от внешней конъюнктуры, сохранение технологической отсталости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог курсовой работы по теме «Экономические функции государства в экономике и инструменты их реализации», хочу отметить, что в своей деятельности государство достигает множества целей, среди которых прежде всего следует выделить экономическую эффективность и социальную справедливость. Кроме того, особенно в ХХI веке в качестве важнейшей цели выступает обеспечение экономической и социальной стабильности.

Функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. В процессе функционирования государство оказывает целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, различных преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику и направленность. Осуществляя конкретные функции государство может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли и регионы, в которых возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые с помощью конкурентного рыночного механизма. В соответствии с объектами выделяются и направления государственной экономической политики: социальная, структурная, антициклическая, инвестиционная, территориальная, внешнеэкономическая, валютная, политика занятости.

Для осуществления той или иной политики государство может использовать различные средства. Инструменты государственного регулирования экономики можно подразделить на прямые и косвенные. Инструменты прямого воздействия на экономику прежде всего связаны с непосредственным вмешательством государства в сферу рынка и применением административно-правовых рычагов либо в форме законодательного регулирования, либо в форме так называемого экономического и социального регулирования, предполагающего установление государством цен на товары и услуги, пределов изменения заработной платы, объемов производства, требований к используемым технологиям производства, стандартам качества продукции. Крайняя степень прямого государственного вмешательства в экономику применяется в процессе национализации при передаче соответствующих объектов из частной в государственную собственность. Косвенные инструменты государственного воздействия подразделяются на кредитно-денежные и бюджетные. Последние связаны с формированием доходов, прежде всего за счет налоговых поступлений, расходов, включая предоставление субсидий предприятиям и трансфертов населению, а также управления государственным долгом.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.      АндреевВ. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью.//Российская юстиция.- 1997.-№2.

2.      Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие- М.: Финансы и статистика, 2003.

3.      Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие- М.: Юристъ, 2001.

4.      Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики. / Научный доклад. - М.: ЦЕМИ РАН, 2001.

5.      Журнал "Менеджмент в России и за рубежом"№3, 2001.

6.      Зеленская С.Г., Преображенский Б.Г. Формирование механизма налогового регулирования на уровне региона. — В. сб.: Стратегия обеспечения устойчивого социально-экономического развития России: региональный аспект. — Воронеж, 1996.

7.      Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник, под редакцией А.Г. Грязновой; Н.Н. Думной.- М.: КНОРУС, 2004.

8.      Официальный сайт правительства России www.government.ru

9.      Пути развития экономики России: теория и практика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. Покидченко М.Г.; Сперанская Л.Н.; Дробышевская Т.А.

10.  Экономика переходного периода. Учебное пособие/Под ред. В.В. Радаева и др. — М.: Изд-во МГУ, 1995.

11.  Экономическая теория. Учебник для ВУЗов, под редакцией В.Д. Камаева. М., 2003.

 

 

 

 

 

 

 


[1] См.: Экономика переходного периода. Учебное пособие/Под ред. В.В. Радаева и др. — М.: Изд-во МГУ, 1995.

[2]См.: Зеленская С.Г., Преображенский Б.Г. Формирование механизма налогового регулирования на уровне региона. — В. сб.: Стратегия обеспечения устойчивого социально-экономического развития России: региональный аспект. — Воронеж, 1996.

[3]См.: Андреев В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью.//Российская юстиция. — 1997. — №2.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.