Рефераты. Экономические функции государства в экономике и инструменты их реализации

I вариант предполагает сохранение инерционной динамики развития, характеризующейся снижением конкурентоспособности российской экономики, отсутствием позитивных сдвигов в инвестиционном климате, и не предусматривает реализацию новых масштабных проектов или стратегий. По данному варианту предполагается резкое ухудшение конъюнктуры на международных рынках энергетических ресурсов, в частности, падение цены на нефть сорта “Urals” в 2006 году до 28 долл./баррель и ее дальнейшая стабилизация на этом уровне. Темпы экономического роста снижаются с 5,9% в 2005 году до 4,0%-4,6% в последующие годы.

II вариант предполагает сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а также усиление инновационной компоненты экономического роста на основе реализации пакета институциональных преобразований и стратегий развития ключевых секторов экономики. Цены на нефть “Urals” в этом варианте снижаются с 48 долл. США за баррель в 2005 году до 40 долл. США – в 2006 году и 35 и 36 долл. США за баррель в последующие годы. В целях стимулирования экономического роста предусмотрен пакет мер по снижению налоговой нагрузки на бизнес и увеличение уровня инвестиционных расходов федерального бюджета и инвестиционного фонда. Темпы роста ВВП при данных условиях в 2006 году составят 5,8% с последующим ростом до 6,0% в 2008 году.

II вариант рассматривается как базовый для формирования проекта федерального бюджета на 2006 год и перспективного финансового плана до 2008 года.

В экономике каждой страны есть ключевые показатели, или факторы, по состоянию которых можно оценить экономику страны в целом и прогнозировать дальнейшее ее развитие.

 

Снижение инфляции

Темп инфляции снижается с 11% в 2005 году до 7-8,5% в 2006 году и до 4-5,5% в 2008 году. Достижение целевого уровня инфляции будет обеспечено, главным образом, за счет ограничения повышения тарифов в сфере ЖКХ, сдерживающей тарифной политики в сфере естественных монополий, развития конкурентной среды, совершенствования налогового законодательства, сдержанной денежной политики.

Уровень цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий

Реализация тарифной политики в сфере регулирования цен естественных монополий является одним из важнейших факторов, способным повлиять на темпы и пропорции экономического развития.

Правительством Российской Федерации предложено установить на 2006-2008 годы предельные темпы прироста средних оптовых цен на газ для потребителей: на 2006 год - 11%, 2007 год - 8%, 2008 год –7%.Темпы роста цен на основные товары и услуги естественных монополий -электроэнергию, грузовые- железнодорожные перевозки - в 2006-2008 годах не должны превышать целевой уровень инфляции, установленный для соответствующих лет.Повышение оптовых цен на газ для последующей реализации населению, тарифов на электроэнергию для населения и тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки, исходя из задачи ликвидации перекрестного субсидирования, в прогнозном периоде будет несколько выше, чем для промышленных потребителей.

Динамика обменного курса и платежный баланс

Исходя из внешних условий, в 2006-2008 годах предполагается значительное сокращение предложения иностранной валюты со стороны профицита счета текущих операций, которое в последние годы определяло укрепление рубля и рост валютных резервов Банка России. Государственный сектор, выплатив в 2005 году около 34,5 млрд. долл. США в счет погашения (включая досрочное погашение Парижскому клубу 15 млрд. долл. США) и обслуживания внешнего долга, резко сократит ежегодные выплаты - до 14-16 млрд. долл. США. Ожидается также, что валовой отток капитала из частного сектора, достигнув своего пика в 2005 году, постепенно начнет сокращаться. В то же время улучшение инвестиционного климата и рост возможностей предприятий привлекать иностранные займы будут определять тенденцию увеличения притока иностранных инвестиций в экономику России, хотя и возможны некоторые замедления в периодах, когда необходимо осуществлять крупные выплаты в счет погашения ранее взятых обязательств. Таким образом, чистый отток капитала из негосударственного сектора в 2005 году может составить 8-9 млрд. долл. США. В последующие годы ожидается сокращение чистого оттока средств, а к 2007 году возможно достижение положительного баланса притока-оттока частного капитала.В этих условиях прирост валютных резервов составит в 2005 году 59-61 млрд. долл. США, при снижении прироста в 2006 году до 53-55 и в 2008 году - до 17-21 млрд. долл. США. В 2008 году валютные резервы России могут составить 277-280 млрд. долл. США. Таким образом, платежный баланс будет позволять и в дальнейшем безболезненно производить досрочные выплаты по погашению государственного долга.Достаточно сильные позиции платежного баланса будут по-прежнему создавать давление в пользу номинального укрепления обменного курса. При этом предполагается, что Банк России будет проводить политику, направленную на сдерживание укрепления курса рубля при достижении целевых уровней инфляции. После ожидаемого укрепления реального эффективного курса рубля в 2005 году на 9-10%, в 2006 году темпы его роста в реальном выражении понизятся до 4,2% и в 2007-2008 годах не превысят 3-3,7% в год. Заметное снижение темпов укрепления реального курса рубля, в первую очередь, связано со снижением темпов инфляции при относительно стабильном номинальном курсе рубля к доллару США. Ожидается, что валюты стран СНГ, Восточной Европы и Китая, как в реальном, так и в номинальном выражении будут укрепляться по отношению и к доллару США, и к евро. Значительный вес этих “мягких валют” во внешнеторговом обороте России будет препятствовать высоким темпам укрепления эффективного курса рубля.

В условиях I варианта снижение экспортных доходов в 2006 году приведет к приостановке процесса реального укрепления рубля, и в 2007-2008 годах реальный рост курса рубля составит менее 3%. Если резкое падение цен на нефть приведет к снижению реального курса рубля, то удержать инфляцию в целевых пределах не удастся. Учитывая высокий накопленный уровень валютных резервов, Банк России и при резком ухудшении мировой конъюнктуры имеет возможность удержать реальный курс рубля от снижения.

Снижение энергоемкости производства

Динамика энергоемкости и электроемкости ВВП указывает на повышение качества экономического роста. Предполагается дальнейшее снижение энергоемкости ВВП, которое будет обеспечиваться структурными сдвигами в экономике в целом и внутри отраслей промышленности, опережающим ростом цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы, а также за счет реализации организационных и технологических мер энергосбережения. За 2006-2008 годы оно составит 11,5-13,8% к уровню 2004 года. Прогнозируемые структурные сдвиги, рассматриваемые на уровне 22 отраслей экономики и промышленности, обеспечивают, в том числе, снижение энергоемкости ВВП в 2008 году на 4% к 2004 году.

Реформирование налоговой системы

Учтены основные направления налоговой политики по совершенствованию налогового законодательства и улучшению налогового администрирования, способствующие обеспечению темпов экономического роста и повышению инвестиционной активности. Важным направлением налоговой политики остается обеспечение для всех видов предпринимательской деятельности равного налогового режима, создающего одинаковые конкурентные условия хозяйственной деятельности. На это будет направлено совершенствование порядка взимания налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость (НДС).С 2006 года, для исчисления налога на прибыль организаций, предусматривается полностью включать в состав расходов затраты на НИОКР, не давшие положительного результата, а также сокращение срока отнесения на расходы затрат на НИОКР, которые используются в производстве. Предусмотрено принимать переходящие убытки в размере 50%, а с 2007 года - в полном объеме. Вводится дополнительный 10%-ный амортизационный вычет, предоставляемый при приобретении основных средств, что позволит налогоплательщикам быстрее амортизировать основные средства, ускорит оборот денежных средств и увеличит финансовые возможности организаций по обновлению основных средств, в особенности их активной части.По НДС с 2006 года намечается переход на уплату налога по наиболее ранней из дат отгрузки или оплаты товара (при этом предусмотрен двухлетний переходный период). Вводится ускоренный порядок возмещения НДС при капитальном строительстве. Начиная с 2007 года, предполагается упростить процедуру возмещения НДС экспортерам. С 2006 года отменяется налог с имущества, переходящего в порядке наследования. Освобождаются от налогообложения доходы, полученные в порядке дарения, в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками. Для остальных категорий физических лиц ставка налога на дарение устанавливается в размере 13%. Предполагается совершенствование акцизной политики и повышение размера ставки налога на добычу полезных ископаемых по газу. Повышается ставка налога на добычу полезных ископаемых на горючий природный газ из всех видов месторождений углеводородного сырья - со 135 рублей до 147 руб. за 1 тыс. куб. метров. С 2007 года планируется изменить механизм исчисления налога на добычу полезных ископаемых на нефть, дифференцировав его в зависимости от условий добычи нефти, что снизит уровень налоговой нагрузки в нефтяном комплексе и повысит его инвестиционную привлекательность. Предусмотрено совершенствование налогообложения малого бизнеса. С 2006 года намечается увеличить размер годового дохода от реализации для налогоплательщиков, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения, - с 15 до 20 млн.руб., существенно расширить перечень расходов, принимаемых к вычету при исчислении налоговой базы. Для стимулирования инвестиционной активности лиц, работающих на территории особых экономических зон (ОЭЗ), предусматриваются особенности в административном режиме, землепользовании и налогообложении, предоставление таможенных преференций. В промышленно-производственных зонах помимо этого намечается применять повышающий (удвоенный) коэффициент по амортизационным отчислениям и без ограничений списывать на будущий период убытки и затраты на НИОКР. Для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ предусмотрено снижение базовой ставки единого социального налога до 14%.

Таможенно-тарифная политика

Важнейшими проблемами в области применения инструментов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, которые предстоит решить в прогнозный период, являются низкий уровень транспарентности и высокие транзакционные издержки, прежде всего в области таможенного администрирования, которое до сих пор зачастую выполняет фискальные, реже -регулятивные, а не правоприменительные функции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.