Рефераты. Экономические функции государства в экономике и инструменты их реализации

Вторая группа моделей исходит из того, что регулирующий орган находится под решающим  воздействием или господством окружающей среды. Согласно  этой модели определяющими факторами политики регулирования экономики являются группы интересов, парламентские комитеты, различные экономические группы и комиссии, формирующие окружающую среду. Обе эти модели взаимосвязаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга.  

Государственное регулирование рыночной экономики возможно:

1) административными методами, когда управляющий орган по каждой проблеме принимает конкретное решение. К административным методам относятся: предоставление индивидуальных налоговых, монетарных и таможенных льгот; проведение конкурсов на поставку товаров для государственных нужд и приватизационных конкурсов; процедуры банкротства; зачет дебиторской задолженности предприятий в погашении их просроченных долговых обязательств; лицензировании и квотировании предприятий и видов хозяйственной деятельности и операций;

2) нормативными методами, когда у предприятий сохраняется свобода действий, а государство может изменять макропропорции, варьируя общие нормативы - ставки налогов и рефинансирования, нормы обязательных резервов банков, нормативы распределения доходов по уровням бюджетной системы, нормативы зарплаты в бюджетных организациях, социальные нормативы, определяющие размеры, структуру индексации социальных доходов.

Нормативные методы порождают меньшую, чем административные, коррупцию и волюнтаризм, но способны парализовать экономическую жизнь. Например, завышенная доходность государственных краткосрочных облигаций (ГКО) сделала инвестиции в реальный сектор неконкурентоспособными по сравнению со спекулятивными вложениями средств в государственные ценные бумаги и привела к оттоку капитала из этого сектора. Аналитики обращают внимание на такую закономерность: при сильном государстве экономические субъекты подчиняются давлению «сверху», но отвечают на него пассивным сопротивлением (снижают трудовую и предпринимательскую активность, эмигрируют и вывозят капитал за рубеж).

В результате страна отстает в соревновании с другими государствами по эффективности производства (например, Франция в 70-е годы). Если же «гайки завинчивает» слабое государство, экономические субъекты просто уходят в тень, не платят налоги, не исполняют договорные обязательства .   Государственное регулирование экономики и в теории и на практике рассматривается в неразрывной связи с социальными, а точнее, социально-экономическим регулированием. Все это применяется в целях обеспечения безопасности граждан, их здоровья, трудовой занятости и решения других социальных задач. Одной из основных функций регулирования экономики является обеспечение динамического экономического роста в среднесрочной перспективе. Для этого необходимо выполнение как минимум трех предпосылок:

1) в стране в максимально возможной степени используется уже имеющийся производственный потенциал;

2) финансовые ресурсы порождаемые экономикой страны, остаются внутри страны и являются главным источником спроса на отечественную продукцию. Утечка капитала в 15-20 млрд. долл. ежегодно эквивалентна 400-500 млрд. руб. конечного спроса или 6-8 % потенциального прироста производства каждый год. Финансовые ресурсы из года в год уходящие за пределы страны являются фактически одной из главных причин производственного спада;

3) в экономике должны быть созданы условия для нормальной инвестиционной деятельности и осуществляться процесс расширенного производства.        

Должно осуществляться государственно-правовое регулирование, но в сфере экономики оно конечно же имеет свои пределы. Они обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. В числе объективных факторов, оказывающих решающее влияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, в первую очередь необходимо выделить экономические, социальные, политические и иные условия, при которых осуществляется процесс регулирования экономики; характер доминирующих в обществе экономических отношений (жестко централизованные, плановые, рыночные, смешанные); уровень развития общества, государства, права и экономики; объективно существующие технико-юридические возможности и пределы; существующие в обществе традиции, обычаи, обыкновения. Среди субъективных факторов следует выделить прежде всего общественные, групповые, государственные, индивидуальные и иные интересы. Осуществляя повседневное воздействие на экономику, государство не может не считаться с этим многообразием интересов, в той или иной мере не учитывать их. Ведь это может привести к угрожающему отрыву государства от общества, что неизбежно приведет к угрозе существования самого государства, утрате им социальной основы и опоры, к неизбежному в конечном счете кризису государственной организации.

 

 

 

 

 

Инструменты государственного регулирования экономики страны

В мировой практике государственного регулирования экономики, существует понятие инструментов государственного регулирования, под которыми подразумеваются средства, необходимые для успешного функционирования экономики государства.

В общем случае, инструменты государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Например, французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы, - это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.

Или, правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.

Основные экономические средства - это:

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается  и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики вообще - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному характеру.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству. Ни одно государство не может быть заинтересовано в разорении крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительства иногда временно жертвуют интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, как правило правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.