Рефераты. Экономические функции государства в экономике и инструменты их реализации

Экономические функции государства в экономике и инструменты их реализации

I Теоретические основы исследования экономической роли государства

Роль государства в экономике страны

Основная роль государства в экономике заключается в поддержании стабильного экономического роста страны. Например, эксперты Всемирного банка, изучавшие в течении нескольких лет взаимодействие экономики и государства, пришли к выводу: государство, хотя и не может непосредственно усилить экономический рост, тем не менее от него зависят правила игры, которые позволят развиваться рынку и поднять благосостояние народа. Для обеспечения данной цели, государству необходимо: усиление государственного регулирования в экономике, обеспечение перехода к высокоэффективной социально ориентированной экономике; правовое обеспечение реформ и создание действенного механизма контроля за соблюдением законодательства.     Место государства в экономике характеризуется соотношением доходов (или расходов) государственного бюджета и валового внутреннего продукта (далее - ВВП), а также соотношением налоговых поступлений в бюджет и ВВП. Чем выше эти соотношения, тем «большим» считается государство в смысле его роли в экономике (территория страны и численность его населения в данном случае не важны). Самое «большое» государство - при диктаторских, военизированных режимах, самое «маленькое» - в демократических миролюбивых странах, где не нужно тратить много денег на вооружение и не государство, а сами фирмы финансируют свое производство.

         В своей деятельности государство ни при каких условиях не должно отказываться от обеспечения внешней и внутренней безопасности, поддержки социально незащищенных слоев населения, охраны природы. Однако государство может усилить свою роль в промышленности и сельском хозяйстве (вплоть до частичной ренационализации приватизированных предприятий, сосредоточить в своих руках больше денег. Может произойти и прямо противоположное: можно продолжить приватизацию, прекратить государственную финансовую поддержку неэффективных производств и отраслей, проводить жилищно-коммунальную и другие реформы, которые освободят государство от неоправданных и неэффективных финансовых затрат, оставить в его распоряжении меньшую часть денежной массы. В мировой практике сокращение роли государства в экономике - одно из важных условий становления рыночных отношений и, в перспективе, улучшения жизни. 

          Почему же государство должно следить за своим экономическим ростом? Под экономическим ростом обычно понимают увеличение реального дохода в экономике (ВНП, ВВП или НД), а также рост реального выпуска в расчете на душу населения. Растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности и позволяет решать социально-экономические проблемы внутри страны и на международном уровне. Там, где имеются высокие темпы экономического роста, как правило, отсутствует проблема безработицы. Экономический рост облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов. Таким образом, экономический рост  способствует реализации поставленных экономических целей.

Так же необходимо знать функции государства в экономике страны, чтобы во-первых увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, это возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; а так же, функциональный подход служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее понятие функций государства

Функции государства- основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, групповой, так и общесоциальной его сущностью и назначением. Это практическая деятельность государства, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне государства. Общим для всех ученых является определение, что в функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

Воздействуя на экономические отношения государство: во-первых, содействует развитию господствующего базиса, либо во-вторых тормозит развитие новых экономических отношений, которые сменяют отживающие. Если господствующие экономические отношения потеряли свое объективно прогрессивное значение и стали препятствием для развития производительных сил общества, то государство становится реакционной силой, поскольку продолжает защищать старые производственные отношения в угоду экономически изжившим себя, но еще политически господствующим силам. Препятствуя развитию новых, более прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном производстве.

       Функции государства - это направление деятельности, но не сама деятельность. Определяя основные направления деятельности, государство подключает к их реализации все органы целиком, не разделяя их на отдельные части. Некоторые ученые предлагают такую трактовку функций государства - это не только направление его деятельности, но и механизм воздействия на общественные процессы, потому что выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно, посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования социальных связей воздействует на состояние общественных процессов.  

          Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в государственных целях, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.[1]

Функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач, обусловленных экономической и политической структурами общества и вытекающими отсюда интересами социальных групп, коллективов, всего народа. Поэтому функции государства постоянно присущи ему в течении всего исторического периода его существования. Если к власти приходят другие политические силы, то изменяются и функции государства. Содержанием каждой функции государства является предмет ее деятельности, что показывает какие средства используются для достижения той или иной цели.

В деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В науке долго поддерживался классовый подход к функционировании государства, чем совершенно игнорировались интересы всего общества. Хотя со времен К. Маркса известно, что любое государство осуществляет общесоциальную деятельность, выступает представителем интересов всего общества, всех классов, социальных групп и слоев населения. Соотношение классового и общесоциального в государстве позволяет сделать вывод о том, что следует различать государства с преимущественно классовыми и преимущественно общесоциальными (демократическими) функциями, для чего выясняют не только направления деятельности, но и социальное назначение государства. К функциям государства, вытекающим из природы любого общества, относятся все направления деятельности государства по поддержанию естественных условий существования этого общества, которые предполагают деятельность как внутреннюю, так и на межгосударственной основе. Таким образом, в теории государства сформировалась категория «функция государства», во-первых, отражающая реальный процесс его жизнедеятельности, во-вторых, вытекающая из категории «сущность государства». По мере развития общественных отношений, повышения производительности и качества труда, консолидации населения сущность государства постепенно меняется, что в первую очередь проявляется в изменении его функций.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ

ГОСУДАРСТВА

 

Изучение эволюции функций государства, практическое использование научных знаний в этой области предполагает прежде всего упорядочение всего государственно-правового материала, который накопила теория государства в этой области.

Для этого в познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.

Классификационные критерии, т.е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.