Конкретная история исламского банковского дела берет начало в 60-е годы. Первый исламский сберегательный банк был основан в 1963 году в Египте, но просуществовал он недолго.
В 70-е годы развернулась практическая работа по созданию исламских финансовых институтов. В 1974 году Организация исламских государств приняла решение о создании межгосударственного Исламского банка развития, для того чтобы финансировать экономические и социальные программы на основе принципов шариата. В 1975 году был создан коммерческий Dubai Islamic Bank. Среди центральных фигур, которые стояли у истоков становления исламских банков, следует назвать члена королевской семьи Саудовской Аравии принца Мохамеда аль-Фейса-ла, ныне главу группы Faisal Finance/DarAI Mal, а также шейха Салеха Камеля, основателя группы Albaraca. В 1977 году два банка группы Faisal открылись в Египте и Судане. В 1979 году был основан первый в Бахрейне исламский банк.
Психологические предпосылки возникновения исламских банков создал процесс «исламского возрождения», то есть усиление приверженности традиционному исламу среди широких слоев населения Ближнего Востока (его кульминацией была революция имама Хомейни в Иране). Материальные предпосылки для возникновения исламских банков создал нефтяной кризис 1973 года, когда на Ближний Восток в результате резкого повышения цен на нефть хлынул поток нефтедолларов.
Приток средств клиентов из числа религиозных мусульман позволил исламским банкам создать значительные пассивы, однако эмбриональное состояние исламского рынка капиталов не позволяло их полностью задействовать. В 80-е годы главной целью исламских банков было накопление опыта пассивных операций, стандартизация методов финансирования и инвестирования.
В начале 80-х годов начинается активный рост исламского банковского дела в Юго-Восточной Азии. Еще в 1963 году в Малайзии был основан благотворительный фонд, который привлекал сбережения мусульман, собиравшихся совершить паломничество в Мекку. Впоследствии на его основе возник один из крупнейших в мире исламских инвестиционных фондов Tabung Haji. Бурный рост исламского банковского сектора в Малайзии начался после 1983 года в рамках политики властей по повышению уровня жизни мусульманского большинства. Кроме сугубо экономических эта политика имела и внутриполитические причины — хотя мусульмане составляют 75 процентов населения Малайзии, большую часть капиталов частного сектора контролируют этнические китайцы.
Последнее десятилетие стало для исламских банков временем быстрого развития и инноваций в области пассивных операций. Клиентская база по-прежнему растет, но нынешние вкладчики хотят, чтобы их вложения были не только правильными с точки зрения религии, но и приносили доход. Идет активное создание исламских инвестиционных банков и фондов нового типа, занимающихся управлением активами, пакетами акций, вложениями в недвижимость. Исламские инвестиционные банки действуют на рынке лизинговых операций и рискового капитала. Тем более что ближневосточным банкам приходится бороться за клиентов с гигантскими западными конкурентами, которые активно открывают исламские подразделения.
3.2.Пути дальнейшего совершенствования и эффективность кредитования в коммерческом банке КР.
Правительство Кыргызской Республики и, в том числе, Министерство экономики и финансов и Национальный банк отвечают за налогово-бюджетную политику, денежно-кредитную политику, за стабильность бюджетной системы государства и за макроэкономическую устойчивость. В целях развития банковского сектора и дальнейшей либерализации законодательства на финансовых рынках правительством республики предусмотрен ряд инициатив. В ближайших планах - усовершенствование законодательства по налогообложению с целью привлечь депозиты населения и повысить, таким образом, роль отечественных банков, сделать все возможное для того, чтобы Кыргызстан мог стать финансовым центром Центральной Азии.
Финансовая система Кыргызской Республики характеризуется достаточно низким уровнем инфляции, которая не превышает 5-6%. Пока, к сожалению, средневзвешенные кредитные ставки не уменьшаются. Это связано с высокими требования к залоговому обеспечению (180% от стоимости кредита в 2005 г. по сравнению со средневзвешенной ставкой в Центральной Азии в 153%). Ускоренный рост депозитной базы по сравнению с кредитным портфелем привел к высокому росту уровня ликвидности банковской системы. В настоящее время участие банковской системы в финансировании экономики остается низким, и, по данным некоторых аналитиков, только 8,4% финансовых ресурсов бизнеса в Кыргызской Республике заимствовано из банковской системы. В странах Центральной Азии этот показатель находится на уровне 15-16%.
В соответствии со Стратегией развития Кыргызской Республики, недавно утвержденной Национальным советом и указом Президента КР, одним из основных приоритетов является развитие банковской системы. Рост объемов банковский системы и доступность кредитования будут достигаться путем создания условий для опережающего роста уровня финансового посредничества, устойчивости и надежности банков и финансовых кредитных учреждений. За счет увеличения капитальной базы банков к 2010 г. объем привлеченных средств в виде депозитов к ВВП превысит 30%, объем долгосрочного банковского финансирования составит более 15% ВВП и соотношение активов кредитов к ВВП превысит 20%.
Предусматривается увеличение доли банковских кредитов в портфеле финансовых ресурсов предприятий. В целях укрепления доверия населения к банковской системе планируемый уровень депозитной базы и кредитных ресурсов коммерческими банками и НБК будет достигнут при технической помощи доноров (таких, как ЕБРР, МВФ и т. д.). Также будут внедрены современные системы по управлению рисками и соблюдению критериев адекватного капитала и соответствия качества кредитов.
В ближайшее время правительство предпримет ряд мер. Например, в сентябре этого года в парламенте планируется принять Закон о защите депозитов. Будет также создана структура, отвечающая за страхование депозитов. Сбор страховых сумм и система защиты депозитов должны начать функционировать уже в 2008 г.
Повышение эффективности банковской системы и рост объемов кредитования экономики будут способствовать продолжению процесса консолидации коммерческих банков путем повышения требований к величине минимального капитала, а также создания условий, которые поощрят процессы слияния, объединения и поглощения, ведущие к укреплению банковского сектора республики. На правительственном заседании также обсуждалась концепция приватизации, в ближайшее время она будет поддержана парламентом республики.
Для снижения стоимости кредитных ресурсов и упрощения процедур кредитования будут устранены противоречия отдельных законов Кыргызской Республики и закона о залоге. Это коснется процедур реализации в части внесудебного изъятия залогового имущества банками.
Будет существенно ослаблено законодательное ограничение на механизм и сроки использования и реализации сельскохозяйственной земли, взятой в залог банками под обеспечение ссуд крестьянскими хозяйствами. Будут также созданы условия и механизмы по внедрению и расширению системы жилищного кредитования, которые необходимы для активизации строительства, формирования надежных источников финансирования и превращения его в движущую силу экономического развития. Внедрение механизмов жилищного кредитования осуществляется по той же схеме, что и внедрение системы защиты депозитов.
Для повышения охвата финансовыми услугами населения отдаленных регионов страны, для создания инфраструктуры микрофинансового рынка и новых рабочих мест будет продолжена реализация Стратегии развития Кыргызстана на 2007-2010 гг. Результатом реализации этой стратегии станет увеличение числа заемщиков сектора микрофинансирования в 2 раза - до 220 тыс. человек, в том числе с помощью соответствующего роста микрокредитных ассоциаций на уровне сельских обществ. Объем кредитного портфеля микрофинансовых институтов также возрастет в 2 раза и составит около 7 млрд сомов (185 млн долл. США). Это будет достигнуто путем поощрения притока ресурсов в специализированные небанковские и микрокредитные институты.
Реформирование платежной системы будет способствовать развитию новых удобных для населения хозяйственных субъектов механизмов проведения платежей через счета в коммерческих банках. В среднесрочной перспективе предполагается, что рынок ценных бумаг республики должен перетерпеть коренные преобразования. Для этого необходимо разработать стратегию финансового рынка на ближайшие 3 года, направленную на повышение роли фондового рынка, привлечение инвестиций, а также мобилизацию средств кыргызской экономики.
Наряду с повышением прозрачности и эффективности деятельности, приоритетами в этом направлении провозглашены мероприятия по дальнейшему укреплению институциональной базы рынка ценных бумаг, в частности создание единого центрального депозитария и единого мегарегулятора на финансовом рынке для усиления надзора в небанковском финансовом секторе для защиты законных интересов наших инвесторов.
Сектор страхования в Кыргызстане находится на стадии становления и в настоящее время представлен 11 частными компаниями с объемом оборота около 0,3% ВВП. И здесь есть возможности для наших инвесторов.
Задача, которую ставит перед собой Национальный банк и Министерство экономики и финансов Кыргызской Республики по дальнейшей либерализации законодательства финансовых рынков, безусловно, будет реализована, что позволит расширять спектр услуг для населения республики, а также повышать инвестиционную привлекательность Кыргызстана для различных групп инвесторов , а также внедрят новые методы финансирования .
Говоря о проблеме финансирования инвестиционных проектов предприятий, очевидно, необходимо учитывать отсутствие "длинных" пассивов у наших банков и отечественных инвесторов. Иными словами, в настоящее условия речь идет о привлечении долгосрочного ресурса зарубежного банка или иностранного инвестора. В данном вопросе рассказывается о том, каким образом это возможно, какие выгоды это приносит нашем предприятиям, какие схемы организации долгосрочного финансирования могут быть использованы (и используются) коммерческими банками.
Примеров такой деятельности можно найти достаточно много. Это и предоставление финансирования для реализации крупных инвестиционных проектов известными производственно-финансовыми корпорациями, и программы кредитования малого и среднего бизнеса, и программы кредитования населения.
Между тем необходимо констатировать, что процесс становления системы прямого финансирования кыргызского клиента зарубежным банком постоянно сдерживается рядом объективных факторов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17