Рефераты. Экономическая природа кредита и его роль на современном этапе

Конкретная история исламско­го банковского дела берет нача­ло в 60-е годы. Первый ислам­ский сберегательный банк был основан в 1963 году в Египте, но просуществовал он недолго.

В 70-е годы развернулась прак­тическая работа по созданию ис­ламских финансовых институтов. В 1974 году Организация ислам­ских государств приняла реше­ние о создании межгосудар­ственного Исламского банка раз­вития, для того чтобы финанси­ровать экономические и социаль­ные программы на основе прин­ципов шариата. В 1975 году был создан коммерческий Dubai Islamic Bank. Среди центральных фигур, которые стояли у истоков становления исламских банков, следует назвать члена королев­ской семьи Саудовской Аравии принца Мохамеда аль-Фейса-ла, ныне главу группы Faisal Finance/DarAI Mal, а также шейха Салеха Камеля, основателя группы Albaraca. В 1977 году два банка группы Faisal открылись в Египте и Судане. В 1979 году был основан первый в Бахрейне ис­ламский банк.

Психологические предпосылки возникновения исламских банков создал процесс «исламского воз­рождения», то есть усиление при­верженности традиционному ис­ламу среди широких слоев насе­ления Ближнего Востока (его кульминацией была революция имама Хомейни в Иране). Мате­риальные предпосылки для воз­никновения исламских банков создал нефтяной кризис 1973 го­да, когда на Ближний Восток в ре­зультате резкого повышения цен на нефть хлынул поток нефтедол­ларов.

Приток средств клиентов из числа религиозных мусульман позволил исламским банкам соз­дать значительные пассивы, од­нако эмбриональное состояние исламского рынка капиталов не позволяло их полностью задей­ствовать. В 80-е годы главной целью исламских банков было накопление опыта пассивных операций, стандартизация мето­дов финансирования и инвести­рования.

В начале 80-х годов начинает­ся активный рост исламского банковского дела в Юго-Восточной Азии. Еще в 1963 году в Ма­лайзии был основан благотвори­тельный фонд, который привле­кал сбережения мусульман, со­биравшихся совершить паломни­чество в Мекку. Впоследствии на его основе возник один из круп­нейших в мире исламских инвес­тиционных фондов Tabung Haji. Бурный рост исламского банков­ского сектора в Малайзии начал­ся после 1983 года в рамках по­литики властей по повышению уровня жизни мусульманского большинства. Кроме сугубо эко­номических эта политика имела и внутриполитические причи­ны — хотя мусульмане составля­ют 75 процентов населения Ма­лайзии, большую часть капита­лов частного сектора контроли­руют этнические китайцы.

Последнее десятилетие стало для исламских банков временем быстрого развития и инноваций в области пассивных операций. Клиентская база по-прежнему растет, но нынешние вкладчики хотят, чтобы их вложения были не только правильными с точки зре­ния религии, но и приносили до­ход. Идет активное создание ис­ламских инвестиционных банков и фондов нового типа, занима­ющихся управлением активами, пакетами акций, вложениями в недвижимость. Исламские ин­вестиционные банки действуют на рынке лизинговых операций и рискового капитала. Тем более что ближневосточным банкам приходится бороться за клиентов с гигантскими западными конку­рентами, которые активно открывают исламские подразделения.









3.2.Пути дальнейшего совершенствования и эффективность кредитования в коммерческом банке КР.


    Правительство Кыргызской  Республики и, в том числе, Министерство экономики и финансов и Национальный банк отвечают за налогово-бюджетную политику, денежно-кредитную политику, за стабильность бюджетной системы государства и за макроэкономическую устойчивость. В целях развития банковского сектора и дальнейшей либерализации законодательства на финансовых рынках правительством республики предусмотрен ряд инициатив. В ближайших планах - усовершенствование законодательства по налогообложению с целью привлечь депозиты населения и повысить, таким образом, роль отечественных банков, сделать все возможное для того, чтобы Кыргызстан мог стать финансовым центром Центральной Азии.

    Финансовая система Кыргызской Республики характеризуется достаточно низким уровнем инфляции, которая не превышает 5-6%. Пока, к сожалению, средневзвешенные кредитные ставки не уменьшаются. Это связано с высокими требования к залоговому обеспечению (180% от стоимости кредита в 2005 г. по сравнению со средневзвешенной ставкой в Центральной Азии в 153%). Ускоренный рост депозитной базы по сравнению с кредитным портфелем привел к высокому росту уровня ликвидности банковской системы. В настоящее время участие банковской системы в финансировании экономики остается низким, и, по данным некоторых аналитиков, только 8,4% финансовых ресурсов бизнеса в Кыргызской Республике заимствовано из банковской системы. В странах Центральной Азии этот показатель находится на уровне 15-16%.

    В соответствии со Стратегией развития Кыргызской Республики, недавно утвержденной Национальным советом и указом Президента КР, одним из основных приоритетов является развитие банковской системы. Рост объемов банковский системы и доступность кредитования будут достигаться путем создания условий для опережающего роста уровня финансового посредничества, устойчивости и надежности банков и финансовых кредитных учреждений. За счет увеличения капитальной базы банков к 2010 г. объем привлеченных средств в виде депозитов к ВВП превысит 30%, объем долгосрочного банковского финансирования составит более 15% ВВП и соотношение активов кредитов к ВВП превысит 20%.

    Предусматривается увеличение доли банковских кредитов в портфеле финансовых ресурсов предприятий. В целях укрепления доверия населения к банковской системе планируемый уровень депозитной базы и кредитных ресурсов коммерческими банками и НБК будет достигнут при технической помощи доноров (таких, как ЕБРР, МВФ и т. д.). Также будут внедрены современные системы по управлению рисками и соблюдению критериев адекватного капитала и соответствия качества кредитов.

    В ближайшее время правительство предпримет ряд мер. Например, в сентябре этого года в парламенте планируется принять Закон о защите депозитов. Будет также создана структура, отвечающая за страхование депозитов. Сбор страховых сумм и система защиты депозитов должны начать функционировать уже в 2008 г.

    Повышение эффективности банковской системы и рост объемов кредитования экономики будут способствовать продолжению процесса консолидации коммерческих банков путем повышения требований к величине минимального капитала, а также создания условий, которые поощрят процессы слияния, объединения и поглощения, ведущие к укреплению банковского сектора республики. На правительственном заседании также обсуждалась концепция приватизации, в ближайшее время она будет поддержана парламентом республики.

    Для снижения стоимости кредитных ресурсов и упрощения процедур кредитования будут устранены противоречия отдельных законов Кыргызской Республики и закона о залоге. Это коснется процедур реализации в части внесудебного изъятия залогового имущества банками.

    Будет существенно ослаблено законодательное ограничение на механизм и сроки использования и реализации сельскохозяйственной земли, взятой в залог банками под обеспечение ссуд крестьянскими хозяйствами. Будут также созданы условия и механизмы по внедрению и расширению системы жилищного кредитования, которые необходимы для активизации строительства, формирования надежных источников финансирования и превращения его в движущую силу экономического развития. Внедрение механизмов жилищного кредитования осуществляется по той же схеме, что и внедрение системы защиты депозитов.

    Для повышения охвата финансовыми услугами населения отдаленных регионов страны, для создания инфраструктуры микрофинансового рынка и новых рабочих мест будет продолжена реализация Стратегии развития Кыргызстана на 2007-2010 гг. Результатом реализации этой стратегии станет увеличение числа заемщиков сектора микрофинансирования в 2 раза - до 220 тыс. человек, в том числе с помощью соответствующего роста микрокредитных ассоциаций на уровне сельских обществ. Объем кредитного портфеля микрофинансовых институтов также возрастет в 2 раза и составит около 7 млрд сомов (185 млн долл. США). Это будет достигнуто путем поощрения притока ресурсов в специализированные небанковские и микрокредитные институты.

    Реформирование платежной системы будет способствовать развитию новых удобных для населения хозяйственных субъектов механизмов проведения платежей через счета в коммерческих банках. В среднесрочной перспективе предполагается, что рынок ценных бумаг республики должен перетерпеть коренные преобразования. Для этого необходимо разработать стратегию финансового рынка на ближайшие 3 года, направленную на повышение роли фондового рынка, привлечение инвестиций, а также мобилизацию средств кыргызской экономики.

   Наряду с повышением прозрачности и эффективности деятельности, приоритетами в этом направлении провозглашены мероприятия по дальнейшему укреплению институциональной базы рынка ценных бумаг, в частности создание единого центрального депозитария и единого мегарегулятора на финансовом рынке для усиления надзора в небанковском финансовом секторе для защиты законных интересов наших инвесторов.

    Сектор страхования в Кыргызстане находится на стадии становления и в настоящее время представлен 11 частными компаниями с объемом оборота около 0,3% ВВП. И здесь есть возможности для наших инвесторов.

    Задача, которую ставит перед собой Национальный банк и Министерство экономики и финансов Кыргызской Республики по дальнейшей либерализации законодательства финансовых рынков, безусловно, будет реализована, что позволит расширять спектр услуг для населения республики, а также повышать инвестиционную привлекательность Кыргызстана для различных групп инвесторов , а также внедрят новые методы финансирования .



Говоря о проблеме финансирования инвестиционных проектов предприятий, очевидно, необходимо учитывать отсутствие "длинных" пассивов у наших  банков и отечественных инвесторов. Иными словами, в настоящее условия  речь идет о привлечении долгосрочного ресурса зарубежного банка или иностранного инвестора. В данном вопросе рассказывается о том, каким образом это возможно, какие выгоды это приносит  нашем предприятиям, какие схемы организации долгосрочного финансирования могут быть использованы  (и используются) коммерческими банками.


Примеров такой деятельности можно найти достаточно много. Это и предоставление финансирования для реализации крупных инвестиционных проектов известными производственно-финансовыми корпорациями, и программы кредитования малого и среднего бизнеса, и программы кредитования населения.

Между тем необходимо констатировать, что процесс становления системы прямого финансирования кыргызского клиента зарубежным банком постоянно сдерживается рядом объективных факторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.