Рефераты. Денежный рынок и его инструменты. Монетарная политика Центральных Банков Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки , в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

 Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

 

2.3 Монетарная политика ЦБ

 

2.3.1 Цели монетарной политики ЦБ

Монетарная (денежно-кредитная) политика – это политика по изменению денежной массы в экономике. Денежная масса изменяется в результате операций Центрального банка, коммерческих банков и решений небанковского (реального) сектора. При этом важнейшую роль в осуществлении монетарной политики играет Центральный банк как главное звено банковской системы страны.

Традиционно перед ЦБ ставятся пять основных задач, в соответствии с которыми он является:

1. Эмиссионным центром страны. ЦБ монопольно выпускает национальные банкноты – бумажные деньги;

2. Банком банков. ЦБ хранит резервы коммерческих банков, выдает им ссуды (является кредитором последней инстанции), осуществляет надзор за их деятельностью;

3. Банкиром правительства. ЦБ размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, ведет счета казначейства, хранит официальные золото-валютные резервы;

4. Главным расчетным центром страны. ЦБ выступает посредником между банками при осуществлении безналичных расчетов;

5. Органом регулирования экономики посредством монетарной политики.

При решении этих задач Центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

Цели и инструменты монетарной политики можно сгруппировать так:

Конечные цели: экономический рост; полная занятость; стабильность цен; устойчивый платежный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры: денежная масса в экономике; процентная ставка; курс национальной валюты.

 

2.3.2 Инструменты монетарной политики ЦБ

1. Купля-продажа государственных ценных бумаг.

Предположим, ЦБ покупает государственные ценные бумаги. Тем самым он увеличивает денежную базу, следовательно, и денежную массу в экономике. Когда ЦБ продает ценные бумаги, все происходит наоборот.

Сегодня в России рынок государственных ценных бумаг крайне незначителен, что не позволяет Банку России использовать куплю-продажу ценных бумаг в качестве средства по управлению денежной массой.

2. Купля-продажа иностранной валюты.

Тот же механизм. Покупая валюту, ЦБ расплачивается рублями. В результате возрастает денежная база в экономике, что ведет к росту денежной массы. При продаже валюты все происходит наоборот.

Фактическое отсутствие в сегодняшней России ликвидного рынка государственных ценных бумаг вывело рублевые и валютные интервенции ЦБ на первое место в качестве инструмента монетарной политики.

3. Изменение обязательной резервной нормы.

Часть привлеченных средств коммерческие банки обязаны держать на специальном резервном счете в центральном банке. Увеличивая эту обязательную резервную норму, ЦБ уменьшает возможности коммерческих банков выдавать кредиты. Тем самым он уменьшает кредитные и депозитные мультипликаторы, соответственно и денежную массу.

Политика резервных требований в 2000 г. Банком России практически не использовалась. Последнее изменение (повышение) резервных требований в целях решения краткосрочной задачи – ослабления атаки на рубль – было предпринято зимой 1999-2000 гг. С 1 января 2000 г. норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц был установлен на уровне 10%, а по привлеченным средствам физических лиц – 7%.

4. Изменение процентной ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБ. На средства, находящиеся на резервных счетах коммерческих банков в ЦБ, проценты не начисляются. В то же время сегодня Банк России предлагает коммерческим банкам открывать у себя особые депозитные счета, по которым он платит проценты. Увеличение этой процентной ставки позволяет ЦБ привлекать депозиты коммерческих банков, уменьшая, тем самым, их свободные резервы, а значит и денежную массу в экономике. Соответственно уменьшение процента по депозитам дает противоположный результат.

5. Изменение ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Увеличивая эту ставку, ЦБ уменьшает объем кредитов, которые коммерческие банки могут у него взять. Тем самым он уменьшает денежную базу, следовательно - и денежную массу. И наоборот. В последнее время рефинансовая ставка в России постепенно снижалась в связи с замедлением инфляции и составляет сегодня 21%.

Практическое значение ставки рефинансирования в нашей стране заметно меньше, чем в развитых странах, поскольку у нас отсутствуют механизмы кредитования коммерческих банков со стороны Банка России. Тем не менее каждое снижение рефинансовой ставки ЦБ приводит к удешевлению денежных ресурсов: падают ставки по кредитам коммерческих банков реальному сектору и доходность привлекаемых банками депозитов.

В целом денежно-кредитная политика ЦБ РФ в 2004-05 гг. остается весьма сдержанной, хотя периодически наблюдаются периоды ускорения денежного предложения. Последнее в основном связано с необходимостью дополнительных рублевых интервенций Банка России на валютном рынке с целью накопления валюты, продаваемой Министерству финансов для осуществления платежей по внешнему долгу.

С другой стороны, рублевая эмиссия означает рост денежной базы, увеличившейся в 2004 г. на 68 %, а в 2005 г. – еще на 29 % (широкая денежная база). Это влечет за собой рост денежной массы, которая выросла (по агрегату М2) в эти годы соответственно на 62 и 40 %. Такое положение чревато проблемой избыточной ликвидности, когда в банковской системе образуются свободные деньги, готовые в любой момент выплеснуться на валютный рынок (резко «уронив» рубль) и подстегивающие инфляцию.

В 2005 г. Банк России достаточно успешно решал эту проблему путем стимулирования спроса на иностранную валюту через отрицательные реальные процентные ставки на большинство рублевых финансовых активов, накопления средств на госбюджетных счетах и расширения кредитования частного сектора банковской системой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.