Рефераты. Денежный рынок и его инструменты. Монетарная политика Центральных Банков

    Все эти определения говорят о важном свойстве денег – ликвидности. Ликвидность – это мера того, насколько быстро и полно можно обменять какой-либо актив на наличные деньги, чтобы использовать их как средство платежа. Следовательно, деньги обладают не просто ликвидностью, а абсолютной ликвидностью.

    Долгое время символом денег служили достаточно редкие и поэтому дорогие товары: скот, раковины, чай, табак, рис, соль, пушнина, рыба и т.д. Не случайно слово деньги в переводе с латинского означает стадо. По мере расширения интернациональных связей роль денег должен был взять на себя наиболее последовательного товара. В итоге человечество пришло к благодарным металлам – золоту и серебру, лучше всего приспособленным к тому, чтобы сохранять свою вещную ценность: сохранность, однородность, делимость, высокую цену. Как писал Кантийон, «золото и серебро, и только они, малы по объему, одинаково добротны, легки в перевозке, не оставляют отходов при размене, удобны для хранения, и могут использоваться до бесконечности».

    Таким образом, исторически деньги приходят к людям из товарного мира – мира экономических благ. Они являются экономическим благом в силу тех же причин, что и другие блага: на них есть спрос; они удовлетворяют человеческие потребности. Вместе с тем в мире экономических благ деньги занимают особое место.

    Сущность денег раскрывается в их функциях. Обычно выделяют три основные функции денег:

1)     средство обмена;

2)     мера стоимости;

3)     средство сбережения или накопление богатства.

    В современной экономике платежи за товары и услуги (деньги как средство обмена) осуществляются тремя способами:

а) путем передачи денежных знаков;

б) посредством записей на счетах в банках;

в) документами, удостоверяющими задолженность одного лица другому.

                       

 

 

 

 

1.ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК.

1.1. Спрос на деньги. Предложение денег. Классическая и кейнсианская концепции.

    Спрос на деньги (спрос на ликвидность) – это потребность в определенном запасе денег.  Он определяется как количество платежных средств, которые население и фирмы хотят держать в виде наличности и чеков.

    Спрос на деньги возникает потому, что деньги, как выяснено, являются предметом с не заменяемыми свойствами и в данном своем качестве особым образом «встроены» в денежный рынок.

    Существуют два подхода к объяснению спроса на деньги: монетаристский ( в основе классический) и кейнсианский.

    В классическом подходе определяют спрос на деньги на основе уравнения обмена количественной теории денег:

MV=PY,

где М – количество денег в обращении;

      V – скорость обращения денег;

      P – уровень цен (индекс цен);

     Y – объем выпуска (в реальном выражении).

    При этом предполагается, что скорость обращения – величина постоянная, так как связана с устойчивой структурой сделок в экономике. Она, естественно, с течением времени может меняться (в связи с внедрением новых банковских технологий, например, кредитных карточек), но при постоянстве V уравнение обмена принимает вид:

MV = PY.

    Отсюда следует, что спрос на деньги М  определяется динамикой ВВП (PY):

M + PY/V.

    Если, например, ВВП увеличится на 3% в год, то этому темпу будет соответствовать темп спроса на деньги. А это значит, что в целом функция спроса на деньги достаточно стабильна.

    Что касается предложения денег, то оно, по мнению монетаристов, нестабильно, так как зависит от субъективных решений правительства. При этом, согласно классической теории, реальный ВВП (Y) изменяется медленно и только при изменении числа вовлекаемых в экономику факторов производства. А в долгосрочном периоде реальны ВВП достигает возможного уровня. Поэтому изменение предложении денег вызовет в долгосрочном периоде лишь изменения уровня цен и не окажет влияния на реальные величины производства и занятости. Это явление получило в экономической теории название «нейтральность» денег.

   Поэтому, согласно правилу монетаристов, государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов реального ВВП. В этом, и только в этом, случае предложения денег будут соответствовать спросу на них, а значит, уровень цен в экономике будет стабилен.

    В рамках количественной теории денег было сформулировано два мотива спроса на деньги. Первый мотив состоит в том, что люди и фирмы нуждаются в деньгах как в средстве платежа, т.е. в удобном инструменте обслуживания сделок (при покупке товаров, услуг, факторов производства). Потребность в деньгах для этих целей называется спросом на деньги со стороны сделок.

    Количество денег, необходимых для заключения сделок, зависит от:

- объема товарной массы, находящейся на рынке;

- уровень цен, по которым продаются товары и услуги;

- национального дохода;

- скорости обращения денег.

    Однако главным фактором выступает уровень дохода, поэтому:

М = f(Y),

где М  – трансакционный спрос на деньги;

      Y  – совокупный(национальный) доход. 

    Второй мотив спроса на деньги получил название спроса по мотиву предосторожности. Он возникает потому, что людям приходится сталкиваться с непредвиденными платежами. А для этого у них должен быть некоторый запас денег. Его объем зависит от объема непредвиденных расходов, который прямо пропорционален национальному доходу:

M = f(Y),

где М  – спрос на деньги по мотиву предосторожности. 

    Поскольку эти два мотива спроса на деньги не зависят от уровня процентной ставки, то графически трансакционный спрос и спрос по мотиву предосторожности выглядят как вертикальная линия, расстояния которой от оси ординат определяется величиной дохода (рисунок 1,а).

    Дж. Кейнсу принадлежит заслуга в выделении третьего мотива хранения денег – спекулятивного. Он связывал его с наличием у денег альтернативной стоимости. Под альтернативной. Под альтернативной стоимости хранения денег (издержки хранения) понимается упущенная выгода в виде неполученных процентов (дивидендов), которые могли бы быть получены, если бы деньги были обменены на менее ликвидные, но доходные финансовые активы. 

    Спрос на деньги со стороны активов, или спекулятивный спрос М , зависит от уровня процентной ставки i и эта зависимость обратная: при понижении процентной ставки спекулятивный спрос на деньги возрастает, а при повышении – сокращается.

М = f(i).

    Графически в координатах «процентная ставка – количество денег» линии спекулятивного спроса выглядит как кривая с отрицательным наклоном (рисунок 1,б).

                

                              

    Предложение денег М в экономике осуществляет государство. В целом предложение денег включает наличность C и D:

М = С + D.

    Наличность (банкноты и монеты) создает ЦБ страны. Осуществление создания наличности: во-первых, расплачивается банкнотами при покупке у населения, фирм и государства золото, иностранной валюты и ценных бумаг; во-вторых, предоставляет государству и коммерческим банкам кредиты банкнотами.

     Наличность, покинувшая ЦБ и поступившая в экономику, распределяется в дальнейшем по двум направлениям:

а) одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм;

б) другая поступает в коммерческие банки (КБ) в виде депозитов.

    Следовательно, если наличность создает ЦБ, то депозиты – КБ.

    Деньги, поступавшие в КБ, могут использоваться ими для предоставления кредита, и тогда количество денег в экономике возрастет. При возвращении кредита объем денежной массы на руках субъектов уменьшается. Таким образом, КБ могут как создавать, так и сокращать денежную массу.

    В отличие от ЦБ, возможности увеличения денег у которого теоретически безграничны, так как его долговые обязательства и есть деньги, КБ имеют пределы кредитования. Открывая у себя счета, КБ должны считаться с тем, что вкладчики в любое время могут потребовать свои деньги в объеме вклада. Поэтому для поддержания ликвидности КБ всегда необходимы резервы наличных денег. Такие резервы создают в виде обязательных беспроцентных вкладов коммерческих банков в ЦБ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.