Рефераты. Бюджетное регулирование в Астраханской области

Принятие Бюджетного кодекса поставит меж­бюджетные отношения на законную, правовую ос­нову. Однако рассматриваемый вариант Бюджетно­го кодекса не лишен, как нам кажется, серьезных недостатков. С этих критических позиций и рас­смотрим проект Бюджетного кодекса.

Разрабатываемый проект (в отличие от тради­ционно возлагаемой на такой законодательный акт задачи — кодификации законодательства по бюд­жетным вопросам, которое за относительно дли­тельный период времени в основном оправдало себя на практике) ставит целью реформирование бюд­жетных отношений исходя из требований бюджет­ного федерализма и гарантии местного самоуправ­ления. В связи с этим важное значение приобретает одинаковое понимание как в федеральном центре, так и в субъектах Российской Федерации содержа­ния понятия "бюджетный федерализм", поэтому оно обязательно должно быть законодательно за­фиксировано. Его следовало бы дополнить положе­нием об активном участии субъектов Российской Федерации в выработке и реализации бюджетной и налоговой политики государства.

Для определения поддержки региона из федерального бюджета существует методическая система расчета. Существует 2 варианта распределения ФФПР. Первый вариант – вариант расходно-доходного выравнивания:

1.1Определение состава дотационных регионов.

 К числу дотационных территорий могут быть отне­сены те, для которых рассчитанный объем расхо­дов бюджетов субъектов Российской Федерации Ei превышает рассчитанный объем доходов, (Ri) т.е. для которых справедливо неравенство:

EiRi >0

1.2Распределение части Фонда с целью установ­ления максимально допустимого дефицита бюдже­тов субъектов, на уровне 50% к расходам для высокодотационных регионов. На этом этапе происходит выделение трансфертов из ФФПР (t(i)) бюджетам субъек­тов Российской Федерации, дефицит которых пре­вышает 50% рассчитанных расходов, с целью до­ведения их дефицита до этого уровня. Объем транс­ферта из ФФПР  в бюджет субъекта Федера­ции (i)  рассчитывается следующим образом:

t(i) =0.5*Ei - Ri

 где Ei - рассчитанный объем расходов региональ­ного бюджета i ;

 Ri - рассчитанный объем доходов регионального бюджета i

  А величина фонда, распределяемая на данном

               Этапе (T(i)) , составляет:



где n  - количество высокодотационных регионов, где разрыв между собственными доходами и расчет­ным объемом расходов превышает 50% расходов.


1.3 Распределение оставшейся части ФФПР.

На этом этапе происходит распределение остав­шейся части фонда пропорционально дефициту бюджетов субъектов Российской Федерации. Доля i-го субъекта Федерации в ФФПР (di)  рассчитыва­ется на этом этапе следующим образом:



а объем трансферта в бюджет субъекта Федера­ции, распределяемого на данном этапе , опре­деляется по следующей формуле:

                                   t(2)=d1*(T-T(1))

где Т - общий объем Фонда финансовой под­держки субъектов Российской Федерации.

Таким образом, для высокодотационных регио­нов финансовая помощь из ФФПР складывается из двух частей: дотирования бюджета субъекта Рос­сийской Федерации с целью достижения макси­мально допустимого дефицита и трансферта, полу­ченного пропорционально дефициту бюджета, сло­жившемуся после получения первой части финан­совой помощи. Для регионов, не имеющих высокой дотационной зависимости, предлагаемая методика предусматривает получение финансовой помощи только пропорционально дефициту бюджета субъек­та Российской Федерации. ,

Второй вариант — вариант доходно-расходного выравнивания, он основывается на предоставлении финансовой помощи в зависимости от уровня среднедушевых бюджетных доходов по регионам, скор­ректированных с учетом объективно сложившегося удорожания или индексов бюджетных расходов, ко­торые на 1999 г. до формирования системы бюджет­ных нормативов могут определяться, исходя из про­житочного минимума по экономическим районам с выделением северных территорий. В этом случае фи­нансовая помощь регионам исчисляется в размерах, позволяющих довести душевые бюджетные доходы дотационных территорий до равного уровня, опре­деляемого возможностями федерального бюджета.

Последовательность расчетов такова:

 2.1.Расчет среднедушевых бюджетных доходов. На этом этапе определяются среднедушевые собствен­ные доходы консолидированных бюджетов субъек­тов Федерации для каждого региона (Rдуш) :

Rдуш = ri / ni,

где Ni - численность населения i-го субъекта Федерации;

Ri - рассчитанный объем доходов регионального бюджета i.

2.2.Оценка уровня бюджетных расходов. На вто­ром этапе определяется индекс бюджетных расхо­дов (Кi). После утверждения Правительством Рос­сийской Федерации комплекса бюджетных норма­тивов для оценки расходных полномочий бюдже­тов субъектов Федерации по основным отраслям бюджетного финансирования расчет индексов бюд­жетных расходов будет основываться на интегри­рованном учете бюджетных нормативов.

где Нi. - бюджетный норматив на душу населе­ния для 1-го региона по финансированию j-ой от­расли бюджетного финансирования;

s - количество отраслей бюджетного финансирования.

Таким образом, индекс бюджетных расходов устанавливает, насколько больше необходимо зат­ратить средств в регионе, чтобы реализовать рас­ходные полномочия, по сравнению с минималь­ными по России необходимыми затратами.

Для оценки индекса бюджетных расходов при подготовке федерального бюджета 1999 г., ввиду отсутствия нормативной базы, представляется це­лесообразным использовать показатель прожиточ­ного минимума в регионах, имеющий норматив­ную базу и практику статистического наблюдения влечение нескольких лет.

         Таким образом для расчета бюджета 1999 г. индекса бюджетных расходов для i-го региона, входящих в k-ый экономический регион (Kik) определяется следующим образом:

2.3.Определение еденного душевого бюджет­ного дохода. Для обеспечения сопоставимости до­ходных показателей различных регионов они при­водятся к единому виду с помощью индекса бюд­жетных расходов. Приведенный душевой бюджет­ный доход i-го региона (Rpi) рассчитывается следующим образом:




Определяется средний по России приведенный душевой бюджетный доход — Rp рассчитывается как средневзвешенное региональных приведенных душевых бюджетных доходов).

2.4.Определение объемов трансферта. Рассчитыва­ется недостающая регионам сумма доходов t до среднероссийского уровня:

ti = ( Rp - Rpi )* Ki * Ni.

Так как сумма ti больше фактического объема ФФПР (Т), то на следующем этапе расчетов опре­деляется фактический объем трансферта региону. Предоставление трансфертов исходит из того, что все дотационные регионы в результате выделения трансфертов должны иметь одинаковые значения приведенного душевого бюджетного дохода. Коли­чество регионов, получающих трансферты, а так­же объем выделяемых им средств определяется итеративной процедурой. исходя из равенства

где Rpv - уровень приведенных душевых бюд­жетных доходов, до которого происходит вырав­нивание;

m- число регионов, получающих трансферт. Итеративная процедура происходит до тех пор, пока не будет достигнуто равенство суммы представляемых регионов.

Министерством финансов РФ разработан и доведен до регионов проект Методики распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2000 юд. Настоящая методика основана на Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг., одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. №862, а также результатах выполнения Плана-графика мер но ее реализации, утвержденного распоряжением 11равительс тва РФ от 4 декабря 1998 г. № 1718-р.

Предложенный   проект   «МЕТОДИКИ   РАСПРЕДЕЛЕНИЯ   ФОНДА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2000 г.»

Не углубляясь в детали, можно подчеркнуть принципиальное отличие двух предлагаемых вари­антов. В первом варианте, оценивая постатейно расхо­ды бюджетов территорий, фиксируется за регио­нами ответственность за их финансирование. При этом учитывается неполная обеспеченность этих полномочий доходными источниками. Во втором варианте, уходя от постатейной оцен­ки расходов, опираемся на возможности федерального бюджета, в силу которых выравниваем воз­можности территориальных бюджетов.

На заседании Правительства Российской Феде­рации из предложенных двух методов распределе­ния ФФПР предпочтение было отдано второму. Однако, понимая конфликтность и объективную сложность вопроса, Правительство Российской Федерации внесло предложение Федеральному Со­бранию создать трехстороннюю рабочую группу из представителей Правительства Российской Федера­ции, Государственной Думы и Совета Федерации по доработке методики распределения ФФПР.

Кроме Фонда финансовой поддержки регионов образуется также Фонд регионального развития, который предназначен для финансирования в раз­личных формах капитальных вложений в субъектах Федерации. Он представляет собой методологичес­ки объединенную совокупность соответствующих частей федеральных и региональных программ, про­грамм и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных, капиталовложений.

По сути, реализация этого положения означает учет территориального разреза федерального бюд­жета в его инвестиционной части. За счет средств Фонда регионального развития осуществляется фи­нансирование по двум направлениям:

- социальному (в основном на безвозвратной основе) — в целях выравнивания уровня социаль­но-экономического развития регионов. Финанси­рование государственных инвестиций (в соответ­ствии с региональными, федеральными целевы­ми программами или на непрограммной основе), а также предоставление государственных гарантий осуществляется по данному разделу на норматив­ной основе;

- производственному (в основном на возврат­ной основе) — в целях снижения дотационности и количества дотационных регионов за счет повыше­ния их производственного и налогового потенциа­ла. В данном случае речь идет о том, что при реше­нии вопроса о финансировании инвестиционного проекта учитывается не только острота потребнос­ти региона в его реализации, но и экономическая эффективность реализации проекта на данной тер­ритории. В качестве одного из важнейших критери­ев при выделении региону или предприятию на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.