Решая задачу стабилизации экономики региона. Астраханского Областного Представительного Собрания предложено Администрации:
- улучшить работу по решению проблемы неплатежей, в том числе путем выпуска векселей предприятий;
- провести реструктуризацию задолженности за 1996 год предприятиями областному бюджету, предусмотрев варианты платежей по погашению задолженности товарной продукцией, погашение задолженности ценными бумагами предприятий;
- провести реструктуризацию внутреннего долга областного бюджета направленную на его удлинение и снижение стоимости;
- обеспечить собираемость налогов; разрешить уплату налогов данной продукцией, имея в виду прежде всего продукцию , которая может быть использована в качестве товарных платежей по расходам. ;
- провести реформу дотационных выплат из бюджета, перейдя от до- тирования производства товаров и услуг к адресным дотациям нуждающимся в увязке с прожиточным минимумом (что означает отпуск цен на товары и услуги);
- исключить возможность дублирования при финансировании расходов (содержание социальной сферы- дотации ЖКХ- подготовка к зиме);
- внедрить механизм финансирования кассовых разрывов бюджета рез систему овердрафта с уполномоченными банками;
- оптимизировать выпуск векселей предприятий в соответствии с планом поступления доходов (Перейти от выпуска векселей Администрации Астраханской области при недостатке бюджетных средств к системе планирования выпуска векселей в соответствии с прогнозами поступления доходов и планирования расходов);
- осуществить в течение 1997 года подготовку к переходу на реализацию системы минимальных социальных стандартов в сфере образования здравоохранения, социального обеспечения и культуры;
- продолжить привлечение заемных средств для финансирования как дефицита бюджета, так и реализации конкретных инвестиционных проектов путем выпуска ценных бумаг Администрации Астраханской области;
Однако, состояние экономики сферы материального, промышленного и сельскохозяйственного производства пока не позволяет увеличить доходную базу бюджета области. Астраханское Областное Представительное Собрание самостоятельно не может изменить структуру налогов и облегчить тяжелое бремя товаропроизводителей, но тем не менее, в порядке законодательной инициативы, в Государственную Думу направлены предложения в законопроект "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". С вступлением в силу федерального Закона "Об основных началах организации местного самоуправления" необходимо создать финансовые и налоговые возможности для развития самоуправления за счет увеличения доли собственных закрепленных источников доходов в местных и областном бюджетах, внесения изменений в распределение властных функций и полномочий между органами власти и органами местного самоуправления.
Задача органов государственной власти Астраханской области в развитии бюджетных регулирований видится в обеспечении возможности увеличения общей доли местных бюджетов, в консолидированном бюджете Астраханской области. Тогда это соотношение явится положительным достижением во взаимоотношениях с низовыми звеньями бюджетной системы, но основная работа связана с разграничением полномочий и направлениями финансирования из бюджетов конкретных расходов с установлением ответственности соответствующих органов власти и местного самоуправления.
Вместе с тем, процесс окончательной доработки и принятия закона Астраханской области «О финансовых основах местного самоуправления» не может быть завершен до принятия федерального закона об основах организации власти в субъектах федерации и разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами федерации. Сложилась противоречивая ситуация в федеральном законодательном процессе; с одной стороны - введен в действие Закон "Об основных началах организации местного самоуправления", с другой - его нельзя на местах реализовать без вышеназванных федеральных законов и сроки их разработки и принятия прошли.
Кроме того, на уровне области необходимо также сначала принять нормативно-правовые акты об административно-территориальном устройстве, где должны быть определены уровни территорий, на которых возможна организация местного самоуправления; о разграничении и передачи полномочий; о государственной службе в области и другие.
Итоговым документом должен быть Устав Астраханской области, который принят в первом чтении и отправлен в Администрацию области на доработку.
В последнее время все чаще ставится вопрос, не заменить ли действующий нормативно-долевой метод определения финансовой помощи регионам на другой, который был бы более справедливым.
Действительно, вызывает беспокойство, что, несмотря на вносимые в течение последних лет в этот механизм изменения, острота противоречий между федеральным центром и субъектами Федерации, а также между этими субъектами и органами местного самоуправления в бюджетных вопросах не снижается. В чем причины этого?
Межбюджетные отношения не ограничиваются бюджетным регулированием, которое в России происходит через нормативные отчисления от регулирующих налогов и путем перераспределения средств из бюджетов одного уровня в другой.
Определенным шагом в решении проблем бюджетного федерализма для Астраханской области стало заключение в 1997 г. пятилетнего соглашения о бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Астраханской областью.
Данным соглашением определены следующие основные принципы взаимоотношений между центром и регионом:
-проведение единой бюджетно-финансовой и налоговой политики,
-формирование бюджета области, а также взаимоотношений с центром в соответствии с федеральным законодательством,
-оказание финансовой помощи области из федерального фонда финансовой поддержки регионов по единой методике, которая реализуется через увеличение норматива отчислений от налога на добавленную стоимость и другие регулирующие налоги,
-своевременное финансирование федеральных программ путем непосредственной передачи средств через управление федерального казначейства,
-самостоятельное проведение политики по привлечению иностранных и коммерческих кредитов под гарантии Администрации области,
В соответствии с этим соглашением Астраханская область для реализации делегированных Федерации полномочий, а также осуществления совместных программ, производит платежи в федеральный бюджет по фиксированным нормативам по наиболее значимым налогам (налог на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы, таможенные пошлины). В целях финансового обеспечения реализации на территории социально-экономических программ соглашением предусмотрено оставлять в бюджете области:
-дополнительные налоги от вложения привлеченных иностранных и коммерческих кредитов под гарантии Администрации области в увеличенном нормативе на 10%,
- 50% таможенной пошлины и 50% акцизов на нефть, газ и бензин собираемых на территории области.
Такое межбюджетное соглашение, учитываемое в проекте бюджета . 1998 г. в целом оказывает благоприятное воздействие на формирование исполнения бюджета области, гарантирует поступление налогов в федеральный бюджет в прогнозируемых суммах.
Отчисления от налоговых поступлений в федеральный бюджет все налогоплательщики области производят непосредственно сами, что исключает возможность оседания федеральных налогов в местных бюджетах.
Установление фиксированных ставок налоговых отчислений позволяет Администрации области с достаточно высокой точностью определять объемы доходных источников не только по областному, но и по местным бюджетам, а так же по определению системы регулируемых и закрепленных доходных источников.
Межбюджетные отношения продолжаются и внутри региона, где существуют свои проблемы, решать которые область вынуждена с учетом своих возможностей и специфики. Администрация Астраханской области разрабатывает свои подходы к регулированию внутренних межбюджетных проблем. Однако существующая практика данного регулирования обусловлена необходимостью финансирования первоочередных расходов по социальнозащищенным статьям.
Одна из важнейших проблем социально-экономического развития Астраханской области - сильное дифференцирование душевых расходов бюджетных средств районов.
Душевая дифференциация по доходам и расходам вынуждает производить перераспределения бюджетных ресурсов в достаточно широких масштабах, чтобы обеспечить необходимым финансированием существующую сеть бюджетных учреждений.
Хотя в области осуществляется выравнивание бюджетов по уровню средне - душевого расхода, но оно реализуется достаточно сложно ввиду отсутствия доходов, необходимых для финансирования даже минимальных расходов. Поэтому местные бюджета не редко формируются за счет регулирующих доходов.
В этих условиях проблема текущего выравнивания местных бюджетов, может осуществлять двумя путями.
Первый - обеспечивает выравнивание местных бюджетов по единой формуле, с учетом поправочных коэффициентов на особые условия территорий.
Второй - это стимулирующее выравнивание бюджетов за прирост налогового потенциала, в результате прироста сельскохозяйственного или промышленного производства.
Первый вариант является более привлекательным с точки зрения исключения иждивенческих настроений при межбюджетных отношениях.
В Астраханской области формирование бюджета на 1998 г. впервые осуществлено с использованием системы государственных минимальных социальных стандартов.
Тем не менее, недостаток федеральных бюджетных средств для финансирования федеральных программ продолжает приводить не только к усилению встречных финансовых потоков, но и к покрытию этих расходы за счет внутриобластных источников. Поэтому для более эффективного разрешения проблем бюджетного федерализма необходимо ускорить принятие соответствующих законов, устанавливающих общие принципы, формы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением.
В них должны быть предусмотрены разграничения функций и бюджетных полномочий бюджетов всех уровней с учетом природно-клима-тических, экономических особенностей регионов, содержания социальной инфраструктуры и других решений федеральных органов.
Государственной Думой 15 апреля 1998 г. принят во втором чтении проект Бюджетного кодекса, в котором закладываются направления будущей бюджетной политики государства. Совершенно очевидно, что проводимая бюджетная политика должна соответствовать социально-экономической политике в целом, а также Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. При этом необходимо иметь в виду, что местные бюджеты являются одним из важных элементов бюджетной системы Российской Федерации, а их сбалансированность — одно из условий жизнедеятельности населения муниципальных образований (городов, поселков, деревень).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11