Рефераты. Бюджетная политика в Республике Беларусь

Вот еще один пример. БСПиА столкнулся с проблемой закрытия одного из совместных предприятий--членов союза. Иностранный инвестор, ввезший сюда несколько лет назад оборудование в качестве вклада в уставный фонд, не может сейчас получить эквивалент своей доли, не говоря уже о дивидендах. Точнее, эквивалент он может получить, но в белорусских рублях (предприятие работало на внутренний рынок). Но наши рубли, как известно, имеют хождение только в Беларуси...

 

В.НОВАК, министр по управлению государственным имуществом и приватизации:

Мы исходим из того, что промедление в проведении институциональных преобразований в экономике может пагубно сказаться на социально-экономической обстановке в стране.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в сложных рыночных условиях частные и реформированные предприятия работают более стабильно, быстрее приспосабливаются к кризисным условиям. Так, темпы роста объемов производства промышленной продукции за 1998 год составили 6,1% на госпредприятиях и 17,8% -- на негосударственных, в т.ч. 13,7% -- в акционерных обществах.

По данным Реестра неплатежеспособных государственных предприятий с численностью работающих до тысячи человек, сформированного Комитетом по санации и банкротству, по состоянию на 1.10.98г., 18% предприятий убыточны. Лишь 7% из них имеют возможность восстановить платежеспособность в течение 6--10 месяцев. Мы вплотную приблизились к необходимости реального проведения реструктуризации неплатежеспособных предприятий и их санации. В целях практического обеспечения судебных решений в стране организована и успешно осуществляется подготовка внешних управляющих в процедуре банкротства.

 

П.КАПИТУЛА, помощник Президента, профессор:

Игнорирование законов экономики продолжается. Устойчивой может быть только рыночная экономика. Она развивается по лишь ей присущим законам. Кстати, именно их многолетнее игнорирование разрушило социализм.

Для нас сейчас стоит вопрос о темпах реформ, иначе говоря, об их умеренности. Раньше я был приверженцем более быстрого пути. Но после того как ближе познакомился с политикой, изменил мнение.

Наши пути, однако, оказались замедленными: к сожалению, нет команды, которая бы имела программу и выполняла четкие меры.

Устойчивого развития Беларусь может достичь только за счет интенсивных факторов. А на заводах 50% условно безработных. Сохранив людей, мы прогадали в эффективности. Ее уровень настолько низок, что страна сама не может осуществить модернизацию производства.

Сказались ошибки валютно-кредитной политики и контроля цен. Более того, проблема денежно-кредитной политики до начала года на уровне государственной политики так и не нашла своего разрешения. Если не изменим подход к ней, то в мае--июне ситуация станет еще хуже. Держим цены -- уничтожаем производство, бюджет, себя. Проблема контроля цен подменяется у нас их установлением. Я считаю, что государственный контроль должен осуществляться с помощью индикативных цен. Сколько потребовалось усилий, чтобы прекратить контролировать цены на экспорт. Выход вижу один: начать, наконец, руководствоваться законами товарно-денежных отношений.

 

Ю.ВЛАСКИН, советник председателя правления Национального банка:

 

Главным вектором нашего развития должно стать повышение производительности труда и капитала на основе быстрого вхождения в мировую экономику. Вспомните Ленина: в соревновании экономических систем победит тот, у кого выше производительность труда.

Источниками ресурсов для этого должны стать накопления предприятий, сбережения населения (сейчас государство бесцеремонно обращается со сбережениями граждан -- они постоянно обесцениваются) и иностранные инвестиции, технологии, менеджмент. Чтобы пошли иностранные инвестиции, нужны политическая стабильность и доверие к государственной политике, низкая инфляция и стабильность национальной валюты, свобода предпринимательской деятельности и проведение разгосударствления и приватизации.

К сожалению, сейчас государство не обеспечивает свои функции планирования. Низка квалификация сотрудников госаппарата. Процветает бюрократизм в наихудших формах. Многие важные решения принимаются спонтанно, без надлежащего экономического и финансового обоснования. Бюджетная система стала работать сама на себя, а не на всю экономику. Министерство экономики потеряло свою роль координирующего органа, упустило рынок управления, подменив системную работу текучкой. К тому же у нас не разделена ответственность за результаты.

Неверны направления участия в международной торговле. Сейчас мы выпускаем стандартизированную промышленную продукцию невысокого качества для РФ, республик СНГ и развивающихся стран. Вот с развивающимися и индустриальными странами надо больше работать, там деньги и технологии. На рынке России мы держимся пока существует нынешний -- примерно в 2,5 раза-- диспаритет цен. Соседский рынок -- это тоже рынок конкуренции, в котором скоро будет невозможно выстоять отечественной продукции с её очень высокими издержками. Нам насущно необходимо развивать транспортные и другие виды услуг, туризм.

Одним словом, хочешь стать умней -- дружи с умными людьми. Желаешь стать богаче -- сотрудничай с теми, кто уже добился этого.

 

В.ДАШКЕВИЧ, исполнительный директор "Белгазпромбанка":

Суть нашей экономической модели , которая не поддается совершенствованию -- кредитная экспансия при жестком государственном управлении. Отрицательная доходность и исключение белорусского рубля из внешнего обращения привели к массовому бегству от национальных денег. Вся выручка страны сократилась до 2,8 млрд. USD. Такие показатели имеет средняя западная компания. Собственный капитал банков обесценился вдвое. Инфляция за прошлый год достигла трехзначных цифр, темпы падения курса превысили 300%. Практически в два раза за прошлый год уменьшились денежные запасы населения. Увеличение денег на счетах происходит только за счет премиальных: люди деньги в банки не несут. Население вообще не делает сбережений.

Любая попытка совершенствования белорусской модели не может дать положительного эффекта, никакие частные меры в принципе не могут ничего изменить. Нельзя стимулировать рубль в отрыве от реального сектора экономики, отрицательной процентной ставки. Приоритетные сферы -- жилье, сельское хозяйство -- также невозможно финансировать. Экспорту нужны инвестиции. Внутренних нет, внешние пойдут только туда, где есть стабильность. Жесткая денежно-кредитная политика не дает эффекта без институциональных преобразований. Подтверждение того -- Россия. А чтобы действительно заработали социальные амортизаторы, надо немедленно снимать ограничения на развитие малого и среднего бизнеса.

 

Д.БАНКРОФТ, старший менеджер региона ИП "Делойт и Туш":

Прогресс в экономике и жизни людей происходит только благодаря индивидуальной человеческой инициативе. То правительство, которое не мешает индивидуалам проявлять инициативу и работать на собственное обогащение, способствует повышению благосостояния всех членов общества.

Главная задача для Беларуси -- обеспечение стабильности законодательства: налогового, в валютном регулировании. Сейчас налоговые правила меняются очень быстро. К тому же люди, выполнение этих правил контролирующие, трактуют их по-разному. Также по-разному оценивают и исполняют одни и те же законодательные акты различные представители госорганов. Законодательство должно быть единым для всех и понятным. В его толковании как раз не должно быть разночтений.

 

Я.РОМАНЧУК, экономический аналитик АЦ "Стратегия":

Надо менять модель развития. В белорусской модели экономического развития надо искать ответ на вопрос Президента: почему ВВП в стране растет, а уровень жизни падает.

Декларируемые цели долговременного стабильного роста, социальной защиты населения, развития высокотехнологичных производств и создания условий для привлечения инвестиционных ресурсов достигаются при помощи политики "дешевых денег". Причем не всем, а лишь приоритетным отраслям. Государство стимулирует спрос, обеспечивая дешевый кредит.

Результат: сельское хозяйство убыточно, несмотря на 22 трлн. руб., вложенных в него в 1998 году. Рентабельность строительства минимальна. Экспортеры из сферы машиностроения, электроники и бытовой техники выживают благодаря тому, что государство прощает им старые долги, обеспечивает конвертацию по льготному курсу, дает налоговые льготы и кредиты под половину или четверть ставки рефинансирования, которая сама по себе отрицательна. О том, насколько социальна выбранная модель, свидетельствует тот факт, что сегодня белорус должен работать на 7--10 лет больше, чтобы купить то же самое, что поляк.

Все попытки вытянуть экономику за уши при помощи искусственных локомотивов приводят к плачевным последствиям. Деньги налогоплательщиков уходят в песок, новые перспективные рабочие места не создаются, рост ВВП совсем не означает повышения уровня благосостояния населения. Страна уже второй год не может выйти на положительную ставку процента. Нет ни одного инструмента сбережения средств. Инфляция съедает сбережения граждан, оборотные средства предприятий, зарплаты бюджетников.

Ни правительство, ни ученые-экономисты, ни директора не имеют достоверной информации в виде реальных цен. Невозможен полноценный экономический рост в стране условных единиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.