Я сознательно уделил столько внимания прогнозным показателям, ибо Закон о бюджете на 2000г., к сожалению (как, впрочем, и предыдущих лет), не является серьезным инструментом нашей экономической политики. Это, скорее всего, технический документ, который важен для Минфина, чтобы он более-менее сбалансированно проводил финансирование секторов экономики.
Я не сомневаюсь, что этот бюджет будет выполнен, ибо при оптимистическом прогнозе инфляции в 160--180% вполне можно говорить о его наполнении. Не только у нас, в любой другой стране мира достаточно простимулировать инфляцию хотя бы на 70% -- и бюджет получится сбалансированным. Так произошло в Беларуси в 1999г. Вместо небольшого дефицита бюджета мы получили приличный профицит. Он составил к сентябрю 3,5 трлн.руб. Судя по всему, бюджетная политика будет примерно такой же и в 2000г. Таким образом, инфляционные деньги заполнят бюджет, а реальное положение дел с доходами населения, занятого в бюджетной сфере, финансирование социальных программ пойдут в привычной гонке по спирали: рост цен -- индексация доходов -- рост издержек производства -- опять рост цен и т.д.
Бюджет-2000 интересен и некоторыми статьями расходов. К примеру, ст.13 -- расходы на национальную оборону -- составила 69 трлн.руб., на содержание правоохранительной системы -- 127 трлн.руб. Складывается парадоксальная ситуация: мы собираемся тратить больше денег на правоохранительные органы, чем на армию. В связи с этим напрашивается закономерный вопрос: что, внутренняя угроза государству у нас больше внешней?..
Можно сравнить и финансирование в 2000г. органов государственной и исполнительной власти (20 трлн.руб.) и денежное обеспечение деятельности финансовых и налоговых органов (19 трлн.руб.). Так кто кому служит в нашем государстве?
Нельзя обойти вниманием и статью "прочие расходы", на которые направляется 253 трлн.руб. Если прибавить к ним те средства, что попадут в "прочие расходы" по отдельным статьям, которые есть в планах финансирования каждого сектора экономики, получается достаточно большая сумма денег. Она становится мощным инструментом перераспределения финансовых ресурсов, находящимся в руках исполнительной власти.
Хочу вспомнить добрым словом активно развивавшиеся в недавнем прошлом частные нотариальные конторы. Они не только содержали себя за счет собственных ресурсов, но и давали неплохой доход государству. Однако после проведения реформы была введена монополия государства на нотариальную деятельность. В результате из бюджета выделяется 1,5 трлн.руб. для того, чтобы содержать государственные нотариальные конторы. (Кстати, это больше, чем на международные и культурные связи.) Вместо того чтобы делегировать полномочия частным предприятиям, государство, по сути, отказалось от реальной прибыли.
Одним словом, в 2000г. мы, скорее всего, будем жить в таких же условиях, в каких жили и в 1999г. Конечно, мы знаем, что не все так просто в экономике... Однако, на мой взгляд, правительству тяжело работать, потому что, к сожалению, в нашей экономической политике не последнюю роль играет чистая политика, а еще то, что оно, правительство, не собирается ничего менять.
Я понимаю, что есть объективные причины нежелания перемен. И все же глубоко убежден, что в стране уже созрели объективные условия для объявления новой экономической политики, если хотите НЭПа. В основе этой политики должен лежать очень жесткий контроль монетарной сферы. Именно сбалансированная денежно-кредитная политика, единый механизм ее осуществления, жесткое сдерживание эмиссии позволят нам заложить здоровые начала экономики. Мы должны не требовать от правительства увеличения расходов, а в какой-то мере отказаться от тех, которые есть в нынешнем проекте, чтобы спасти экономическую ситуацию в целом.
Вторым важным направлением новой экономической политики, должна стать большая самостоятельность предприятий, реальное развитие рыночных отношений. Нам от этого не уйти. Да, мы можем оттянуть время принятия поворотных решений. Страна может дождаться и провести и парламентские, и президентские выборы. Однако последствия поздних перемен будут еще тяжелее, чем сейчас, если мы все же начнем проводить новую экономическую политику.
Конечно, во многом такую политику определяет Президент, его политическая воля. Однако не менее ответственны за ее формирование и проведение и правительство, и Национальное собрание. Мы должны готовить наш электорат к тому, что можем тратить не больше того, что зарабатываем. Народ должен знать: ситуация тяжелая, и мы обязаны жить по средствам. Только в таком случае у страны появится более благоприятные перспективы. Люди ожидают и вполне оправданно рассчитывают, что они наступят.
(на 24.01.2001г.)
По предварительным данным в консолидированный бюджет республики за 2000 год поступило доходов в сумме 3168,3 млрд. BYB, что составляет 101,7% от плана. Республиканский бюджет исполнен по доходам в сумме 1648,2 млрд. BYB (101,1 от плана). Обеспечено выполнение плана по основным источникам, составляющим более половины доходов от всех поступлений в бюджет: по НДС - на 101,8% (539,6%), доходам от внешней торговли и внешнеэкономических операций - на 104,8% (141,8 млрд. BYB), налогам на доходы и прибыль - на 101,5% (293,2 млн. BYB). Несколько отстали от запланированных показателей поступления в бюджет акцизов. За последние три года их удельный вес снизился с 15,2% до 11,3%. В 2000 году сумма поступивших в бюджет акцизов составила 185,4 млрд. BYB или 99,4% годового плана.
В 2000 году продолжалось сокращение валютных поступлений в бюджет до 71,9 млн. USD в 1999, до 69,6 млн. USD в прошедшем году.
Результаты экономико-статистического анализа эластичности бюджета от индекса потребительских цен показывают, что за 2000 год по сравнению с 1999 годом коэффициент эластичности инфляционной части доходов бюджета от уровня потребительских цен увеличился на 0,29%, а расходов уменьшился на 0,32%. Следовательно, правительством проводилась более реалистичная, взвешенная и жесткая бюджетная политика.
Доходы = 3223,2 млрд. р. (возросли в 2,1 раза)
Расходы = 3471 млрд. р. (в 2,1 раз выше прошлогоднего)
Дефецит = 247,8 млрд. р. (1,5% от ВВП)
Уровень финансовых средств в бюджетной системе Беларуси в 2001 г. не претерпел значительных изменений. Исходя из прогнозов, удельный вес доходов бюджета в объеме валового внутреннего продукта составит 34,5% против 33,4% в 2000 г., заявил Министр финансов Республики Беларусь Н.Корбут. Покрытие дефицита намечается осуществлять, в основном, за счет внутренних источников.
Основной финансовый документ имел еще больший социальный подтекст потому,что за чертой бедности в Беларуси оказалось уже около 40% населения. Так, правительство намерено приступить к разработке "Программы против бедности". Расходы на социальную политику увеличиваются в 2,6 раза и составляют 270,7 млрд. рублей. Приоритетными направлениями бюджетно-финансовой политики также являются госприоритеты:
сфера услуг, мероприятия по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, образование, наука, здравоохранение, культура, поддержка реального сектора экономики и сельхозпроизводства, строительство жилья и стимулирование экспорта.
В частности, 73,1 млрд. рублей будет направлено на реализацию программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС, а 112,2 млрд. - на выплату льгот и компенсаций пострадавшим от этой аварии. На финансирование АПК предполагается выделить 83 млрд. рублей, в т.ч. 0,6 млрд. - на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств и 1,6 млрд. - на хранение резерва зерна.
Бюджет имел несколько особенностей и составлялся исходя из того, что практически по большинству цен на свою продукцию Беларусь вышла на уровень цен сопредельных регионов. Кроме того, с середины сентября текущего года экономика страны существует в условиях единого курса, что накладывает на правительство и Нацбанк дополнительные обязанности по поддержанию стабильного курса. В будущем году индекс роста потребительских цен планируется в среднем по 2,5 -- 3,5% в месяц (по прогнозам, в этом году он должен был составить 4 -- 5%, а ожидается на уровне 7%). Рост ВВП году прогнозируется на уровне 3 -- 4%, причем в промышленности -- на 4,5 -- 5,5%, в сельхозпроизводстве -- на 5%. Инвестиции намечено нарастить точно так же, как и доходы населения -- на 3,5 -- 4,5%.
Бюджет-2001 ждало еще одно потрясение: пришлось как-то выполнять указание А.Лукашенко о доведении средней зарплаты до 100 долларов. Хотя первоначально Минэкономики представило главе государства более скромные прогнозы, согласно которым в среднем по народному хозяйству зарплата вырисовывалась лишь на уровне 70 -- 75 USD, по реальному сектору -- 80 USD.
Жилья в следующем году прогнозируется построить меньше (2,75 млн. кв.м), чем планируется в этом (3,75 млн. кв.м), однако А.Лукашенко уже обязал правительство поднять планку до 3 млн. кв.м. Снижение темпов связано с попыткой правительства перейти на безэмиссионное кредитование строительства. Предполагается, что основным источником финансирования жилья станут средства населения. В 1999 году они составили 47% от общего объема инвестиций, в этом году, как ожидается, вырастут до 55%. В правительстве считают, что это предельная планка при существующих доходах.
Ни о каком радикальном изменении финансирования науки или других программ говорить не приходится, учитывая, что доходы населения в ВВП составляют от 75% до 78%.
Поддерживать стабильность курса белорусского рубля правительство намерено совместно с Нацбанком с помощью внутренних и внешних источников. Рассчитывает оно также и на технический кредит из России, хотя, по мнению экспертов, выдача его еще не факт. Переговоры с российской стороной идут не так гладко, как хотелось бы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9