В отличие от резервного капитала, формируемого и соответствии с требованиями законодательства, резервные фонды, создаваемые добровольно, формируются исключительно в порядке, установленном учредительными документами или учетной политикой предприятия, независимо от организационно-правовой формы его собственности [4, с.99].
Следующий элемент собственного капитала — добавочный капитал, который показывает прирост стоимости имущества в результате переоценок основных средств и незавершенного строительства организации, производимых по решению правительства, полученные денежные средства и имущество в сумме превышения их величины над стоимостью переданных за них акций и другое. Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала, погашение балансового убытка за отчетный год, а также распределен между учредителями предприятия и на другие цели. При этом порядок использования добавочного капитала определяется собственниками, как правило, в соответствии с учредительными документами при рассмотрении результатов отчетного года.
В хозяйствующих субъектах возникает еще один вид собственного капитала — нераспределенная прибыль. Нераспределенная прибыль — чистая прибыль (или ее часть), не распределенная в виде дивидендов между акционерами (учредителями) и не использованная на другие цели. Обычно эти средства используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, то есть в любой момент готовых к новому обороту. Нераспределенная прибыль может из года в год увеличиваться, представляя рост собственного капитала на основе внутреннего накопления. В растущих, развивающихся акционерных обществах нераспределенная прибыль с годами занимает ведущее место среди составляющих собственного капитала. Ее сумма зачастую в несколько раз превышает размер уставного капитала.
Целевые (специальные) фонды создаются за счет чистой прибыли хозяйствующего субъекта и должны служить для определенных целей в соответствии с уставом или решением акционеров и собственников. Эти фонды являются разновидностью нераспределенной прибыли. Иначе говоря, это нераспределенная прибыль, имеющая строго целевое назначение.
7 Система налогов и налогообложение.
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.
Налоговая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категории надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.
Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы налоговой системы:
ü соотношение прямых и косвенных налогов;
ü применение прогрессивных ставок налогообложения и степени их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
ü дискретность или непрерывность налогообложения;
ü широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
ü использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;
ü степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;
ü методы формирования налоговой базы.
Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношение федеральных, региональных и местных налогов.
Основная нагрузка по осуществлению налогового контроля возлагается на систему органов Министерства РФ по налогам и сборам. Основные задачи этого Министерства:
-контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и иных обязательных платежей;
-учет налогоплательщиков (по категориям, территориям, видам налогообложения, роду деятельности);
-учет поступления налогов по категориями и другим критериям;
-анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам.
Поскольку на налоговые органы возложен контроль за полнотой и своевременностью поступлений налогов, они также проводят активную работу по анализу налогооблагаемой базы и прогнозированию объемов поступлений средств в бюджеты, разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства и других нормативных актов.
Результаты работы налоговых органов учитываются органами исполнительной и законодательной власти при составлении и утверждении доходной части бюджетов. Наряду с этим налоговые органы используют результаты анализа для выработки рекомендаций по целенаправленному выбору предприятий для проведения выездных проверок, оценки полноты уплаты плательщиками налогов и принятия мер к снижению допущенной ими недоимки по платежам в бюджет.
Ответственность налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства.
Налоговая система не может функционировать без института ответственности. Налоговая ответственность – это применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога. За нарушение налогового законодательства существуют следующие виды юридической ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, финансовая (налоговая).
Субъектами налоговых правонарушений являются: физические, юридические и должностные лица.
Виды налоговых правонарушений.
- сокрытие или занижение дохода (прибыли);
- сокрытие объекта налогообложения;
- отсутствие учета объектов налогообложения, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода;
- ведение учета объекта налогообложения с грубыми нарушениями установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период;
- непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налога;
- искажение бухгалтерской отчетности;
- представление по не установленной форме бухгалтерских отчетов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19