Рефераты. Билеты по экономике предприятия

Для определения платежеспособности предприятия с учетом ликвидности его активов обычно используют баланс. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении размеров средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с суммами обязательств по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения.

Важными критериями, характеризующими финансовое состояние предприятия, как было уже сказано, являются его рентабельность и кредитоспособность.

Под кредитоспособностью предприятия понимаются его возможности в получении кредита и способности его своевременного погашения за счет собственных средств и других финансовых ресурсов.

Для достижения и поддержания финансовой устойчивости предприятия важна не только абсолютная величина прибыли, но и ее уровень относительно вложенного капитала или затрат предприятия, т.е. рентабельность (прибыльность).

Финансовое состояние предприятия зависит от многих факторов, которые можно классифицировать как зависящие (внутренние) и не зависящие (внешние) от деятельности самого предприятия.

К внутренним факторам можно в первую очередь отнести способность руководителей предприятия и его менеджеров эффективно управлять предприятием с целью достижения рационального использования всех ресурсов, выпуска конкурентоспособной продукции и на этой основе устойчивого финансового состояния предприятия.

Внешние факторы зависят в основном от проводимой экономической политики государства: финансово-кредитной, налоговой, амортизационной, протекционистской и внешнеэкономической, которая в конечном итоге создает благоприятные или плохие экономические условия хозяйствования.

Высшей формой устойчивости предприятия является его способность развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.




52. Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, методика их расчета


Финансовое состояние характеризуют многие показатели, которые можно, исходя из их назначения, объединить в следующие группы.

I. Показатели платежеспособности:

коэффициент абсолютной ликвидности;

промежуточный коэффициент покрытия;

общий коэффициент покрытия.

II. Показатели финансовой устойчивости:

коэффициент собственности (независимости);доля заемных средств;соотношение заемных и собственных средств.

III. Показатели деловой активности:

общий коэффициент оборачиваемости;скорость оборота;оборачиваемость собственных средств.

IV. Показатели рентабельности:

имущество предприятия;собственные средства;производственные фонды;долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения;собственные и долгосрочные заемные средства;норма балансовой прибыли;чистая норма прибыли.

Исходными данными для расчета показателей всех этих групп в основном являются данные бухгалтерского баланса предприятия и формы № 2.

Анализ финансового состояния предприятия необходим не только для того, чтобы знать, в каком положении находится предприятие на тот или иной отрезок времени, но и для эффективного управления с целью обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

Остановимся более подробно на сущности и методике расчета вышеупомянутых показателей.

Методика расчета показателей платежеспособности. В целом показатели платежеспособности характеризуют возможность предприятия в конкретный момент времени рассчитаться с кредиторами по краткосрочным платежам собственными средствами.




Показатели деловой активности рассчитываются следующим образом:




Показатели оценки рентабельности предприятия определяются следующим образом







53. Классификация налогов и их функции

Существует несколько принципов классификации налогов:

-по способу взимания налогов;-по субъекту налогообложения (налогоплательщику);-по объекту налогообложения;
-по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;-по целевой направленности введения налога.

Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.

Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция — суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

Регулирующая функция налогов стала осуществляться до тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

• спекулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключении, преференций (предпочтений);

• дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового времени препятствует развитию определенных социально экономических процессов. Как правило,
действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.

Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводи вея. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра — всегда. Поэтому. эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;

• подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

Классификация на/югов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные опенки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его содержание и суть.

54. Факторы, влияющие на распределение прибыли

По характеру возникновения все факторы, можно разделить на две основные группы: а) внешние (генерируемые внешними условиями деятельности предприятия); б) внутренние (генерируемые особенностями хозяйственной деятельности данного предприятия. Их основной состав приведен на рисунке 2.

Внешние факторы рассматриваются как своего рода ограничительные условия, определяющие границы формирования пропорций распределения прибыли. К числу важнейших из этих факторов относятся:

Правовые ограничения. Законодательные нормы определяют общие финансовые и процедурные вопросы, связанные с распределением прибыли. Они формируют приоритетность отдельных направлений ее использования (налоговых и других отчислений), устанавливают нормативные параметры этого использования (ставки налогов, сборов и других обязательных отчислений за счет прибыли; ставки минимальных отчислений в резервный фонд и т.п.).

Налоговая система. Конкретные ставки отдельных налогов и система налоговых льгот существенным образом влияет на пропорции распределения прибыли. Если уровень налогообложения личных доходов граждан значительно ниже уровня налогообложения хозяйственной деятельности и имущества предприятия, это создает предпосылки к повышению доли потребления капитала. И наоборот, если налоговая система предусматривает льготы по реинвестированию прибыли. По ее направлению на благотворительные и иные цели, это создает предпосылки стимулирования таких форм использования прибыль

Темп инфляции. Стадия конъюнктуры товарного рынка«Прозрачность» фондового рынка. Среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитаАльтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов.

Внутренние факторы оказывают решающее воздействие на пропорции распределения прибыли, так как позволяют формировать их применительно к конкретным условиям и результатам хозяйствования данного предприятия. К числу важнейших из этих факторов относятся:

Менталитет собственников предприятия. Уровень рентабельности деятельности Инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов. Стадия жизненного цикла предприятия. Уровень коэффициента финансового левериджа. Уровень концентрации управления. Уровень текущей платежеспособности предприятия. Численность персонала и действующие программы его участия в прибыли. Уровень рисков осуществляемых операций и видов деятельности. Альтернативные внутренние источники формирования финансовых ресурсов. Необходимость ускорения завершения начатых инвестиционных программ и проектов.



55. Виды и содержание планирования на предприятии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.