Рефераты. Банковский, комерческий, товарный кредит: общее и особенное

Банковский, комерческий, товарный кредит: общее и особенное

Оглавление

 

Введение. 3

1. Теоретические основы банковского, коммерческого и товарного кредитов. 8

1.1 Понятия банковского, коммерческого и товарного кредитов. 8

1.2 Правовые особенности банковского, коммерческого и товарного кредитов  21

1.3 Особенности применения банковского, коммерческого и товарного кредитов в Российской  практике. 27

1.4 Сходства и различия. 35

2. Практическое применение банковского, коммерческого и товарного кредитов ООО «СК «Санлайн». 40

2.1 Краткая характеристика ООО «СК «Санлайн». 40

2.2 Анализ структуры и источников финансирования. 47

2.3 Повышение эффективности использования заемного капитала. 53

Заключение. 59

Список использованной литературы.. 62

Приложение 1. 65

Приложение 2. 69


Введение

 

Кредитно-финансовая система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банковской системы и товарного производства  исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Находясь в центре экономической жизни, банки опосредуют связи между вкладчиками и производителями, перераспределяют капитал, повышают общую эффективность производства.

Особую роль играют кредиты, превращаясь, по существу, в основной источник, финансирующий народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. С переходом от командно-административной к рыночной экономике банковская структура становится более динамичной и гибкой. Банковская система основывается на частной и коллективной собственности и ориентирована на преодоление конкуренции и получение прибыли.

Все вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об актуальности вы­бранной темы, обусловленной необходимостью решать проблему поиска и применения новых видов кредитов, позволяющих если не заменить тра­диционные, то хотя бы их до­полнить.

Тема кредитования является наиболее актуальной на сегодняшний день, именно развитие кредитования является сегодня наиболее перспективным путем привлечения инвестиций в экономику России. Потому тема работы является актуальной.

Использование различных форм кредитов в мировой экономической практике получило весьма широкое распространение.

Исследование процесса кредитования затрагивает несколько областей экономических знаний: теории кредита, маркетинга, финансового менеджмента и др.

Вопросы конкурентной борьбы, продвижения товаров и услуг широко освещены в экономической литературе. Вместе с тем необходимо отметить, что кредит рассматривается весьма поверхностно в качестве способа конкурентной борьбы. В работах зарубежных и отечественных экономистов, а именно: Ф. Котлера, Г. Хардинга., Л. Роджерса, В.А. Алексунина, Г.Л. Багиева, Н.Д. Эриашвили, В.Е.Хруцкого, В.Д.Марковой, К. Ховарда, М. Мак-Дональда, С. Дибба, Д.Джоббера и других достаточно широко освещены вопросы сегментации и построения маркетингового комплекса, определены задачи каждого его сегмента. Кроме того, отдельно вопросам конкуренции были посвящены труды Дж.О'Шонесси, И.П.Чепурного, Р.А.Фатхутдинова, А.М.Тавасиева, М.И.Кныша. Однако, кредит только упоминается в качестве способа конкуренции. При этом авторы не указывают оптимальных условий его применения и не проводят сравнения кредитования с другими способами стимулирования сбыта продукции, не давая при этом методических основ для осуществления альтернативного выбора между ними.

Рассмотрение товарной формы кредита является для отечественной науки традиционным. В работах О.И. Лаврушина, Е.Ф. Жукова, Л.И. Сергеева, М.В. Романовского, Л.А. Дробозиной, В.К. Сенчагова, Г.Б. Поляка, Тарасова В.И. и других авторов отражены классификация, характерные черты коммерческого кредита и рассмотрены способы его предоставления.
Описание практики товарного кредитования предприятиями было предпринято в коллективном сборнике зарубежных специалистов в области сбыта продукции «Руководство по кредитному менеджменту» под редакцией  Б. Эдвардса. Однако применить большую часть рекомендаций данных, в этом издании, в российских условиях не представляется возможным по причине специфических условий переходной экономики.

Общие вопросы кредитной политики и положения ее реализации были разработаны в трудах Г.С. Пановой, О.И. Лаврушина, К.Р. Тагирбекова, А.М.Тавасиева применительно к коммерческим банкам, что послужило научной базой для разработки положений политики коммерческого кредитования.

Анализируя работы указанных авторов, можно отметить, что создание системы планирования процесса кредитования или включение данного аспекта в маркетинговое планирование невозможно осуществить, опираясь только на научные разработки по маркетингу и финансовому менеджменту. Представляется необходимым определение теоретических основ товарного и, в частности, коммерческого кредитования и создания алгоритма его планового и системного использования путем формирования и реализации политики коммерческого кредитования.

Объектом исследования являются российские хозяйствующие субъекты, не относящиеся к финансовой сфере, осуществляющие сбытовую деятельность, сопровождаемую предоставлением кредита.

Предметом исследования является процесс организации коммерческого
кредитования и его применение в интересах сбытовой деятельности предприятия в условиях современной российской экономики.

Целью настоящего исследования является выявление роли кредита в хозяйственной деятельности предприятия, исследование границ его использования, а также построение алгоритма организации коммерческого кредитования хозяйствующим субъектом.

Такая постановка цели обусловливает необходимость решения следующих задач:

- дать понятия банковского, коммерческого и товарного кредитов.

- рассмотреть правовые особенности банковского, коммерческого и товарного кредитов;

- выявить особенности применения банковского, коммерческого и товарного кредитов о Российской  практике;

- отметить сходства и различия;

- дать краткое описание деятельности анализируемого предприятия;

- проанализировать структуру и источники финансирования;

- определить политику эффективности использования заемного капитала.

Методологическая и теоретическая база. Исследование опирается на методологические методы и подходы, сформированные в мировой практике хозяйствования, с учетом их адаптации к российским условиям и включает диалектический и дедукционный методы, методы обобщения и сравнения, анализ и синтез, кроме того, использованы системный подход, ситуационный анализ и анализ качественной стороны кредитных отношений.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области теории кредита, маркетинга, финансового и кредитного менеджмента.

Информационно-статистической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, внутрифирменные стандарты хозяйствующих субъектов, данные юридических и маркетинговых (сбытовых) отделов российских предприятий, а также результаты собственных эмпирических исследований автора.

Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и библиографического списка использованных материалов.

Во введении доказана актуальность темы исследования, определены его цель, задачи, объект и предмет исследования, указаны методологическая, теоретическая и информационная база исследования, степень разработанности проблемы, практическая и теоретическая значимость результатов работы.

В первой главе рассматриваются особенности коммерческого кредита и специфика предприятия как кредитора, на основании чего уточняется место коммерческого кредита в системе хозяйствования.

Вторая глава посвящена определению факторов, оказывающих влияние на процесс коммерческого кредитования, и их систематизации.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования.

Материал иллюстрирован рисунками и таблицами. В конце работы приводится список использованной литературы, включающий Законы РФ, нормативные акты ЦБ РФ, монографии и статьи из периодической печати.


 

1. Теоретические основы банковского, коммерческого и товарного
кредитов


1.1 Понятия банковского, коммерческого и товарного кредитов

Кредит (от лат. creditum — ссуда, долг) является одной из сложнейших экономических категорий[1]. Предпосылкой его возникновения послужило имущественное расслоение общества в период разложения первобытнообщинного строя. Однако возникновение условий, придавших кредиту характер объективной необходимости, вызвано становлением и развитием товарно-денежных отношений.

Общеэкономической причиной существования кредита является товарное производство. Конкретно для кредита основополагающее значение имеет такая его характеристика, как возвратное возмездное движение стоимости.

Особенность кредитной сделки заключается в том, что каковы бы ни были ее первоначальные условия, завершающая стадия всегда осуществляется в денежной форме. Независимо от формы предоставления кредита — денежной или товарной — он имеет денежную природу. В то же время кредитные отношения не тождественны денежным. Это специфические, модифицированные денежные отношения, обособившиеся по мере развития процесса обмена.

Наряду с объективной основой существуют специфические причины возникновения и функционирования кредитных отношений. Они связаны с необходимостью обеспечения непрерывности процесса воспроизводства. В частности, закономерностью, создающей возможность функционирования кредита, является временное высвобождение денежных средств и появление временной потребности в них в процессе движения производственных фондов предприятий.

Колебания в кругообороте основных фондов обусловлены несоответствием между потребностью в крупных единовременных затратах на обновление основных фондов и постепенным характером восстановления их стоимости в процессе амортизации. В результате у предприятий может образоваться как временный избыток средств, накапливающихся в фондах развития производства, так и потребность в дополнительных денежных ресурсах на техническое перевооружение и производственное строительство в случае недостаточности собственных накоплений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.