В 2000 г. АРКО осуществляло 14 проектов по реструктуризации 19-ти банков, расположенных в 10-ти регионах Российской Федерации. Шесть реорганизуемых банков до кризиса 1998 г. входили в число крупнейших кредитных организаций страны. Общая сумма обязательств указанных банков перед кредиторами превышает 93 млрд. руб., в том числе 10 млрд. руб. — перед частными вкладчиками. Три проекта осуществляются по многофилиальным банкам, имеющим общефедеральное значение: ОАО «Альфа-банк», ОАО «Банк Российский кредит», АКБ «СБС-АГРО». В целом в результате деятельности АРКО финансовое состояние большинства банков, находящихся под его управлением, приобрело положительную динамику, совокупный капитал региональных банков увеличился почти в 10 раз, количество кредитов предприятиям реального сектора экономики выросло в 1,4 раза. [с.18-26, №3]
Специализированные кредитные учреждения играют важную роль в содействии переливу капитала, а стало быть, структурным сдвигам в экономике. В то время как коммерческие банки обслуживают прежде всего кругооборот оборотных фондов, на долю специализированных учреждений приходится оборот основного капитала, т.е. кредитование инвестиционного процесса. [с.466, №5]
2.3. Банковская инфраструктура и банковский рынок.
Банковская инфраструктура как элемент банковской системы состоит из всех тех предприятий, организаций и учреждений, функционирование которых непосредственно направлено на обеспечение жизнедеятельности кредитных организаций и банковской системы в целом.
Важным элементом банковской системы несомненно является банковский рынок, на котором концентрируются банковские ресурсы и осуществляется торговля банковскими услугами.
Таким образом, элементный состав банковской системы не ограничивается
22
организациями, которые непосредственно осуществляют банковские операции. В число ее элементов входят также органы и организации, непосредственно регулирующие или обслуживающие деятельность банковской системы, которые сами могут не совершать банковских операций. При этом выдвигается лишь одно условие: данный орган должен быть специализированным органом управления или обслуживания банковской системы. Его основной функцией должно быть решение вопросов, имеющих непосредственное отношение к деятельности этой системы.
Например, в банковские системы Германии, Франции, США входят помимо банковских и различных кредитных учреждений также Федеральное ведомство надзора за кредитным делом (Германия), комитеты по банковской регламентации и кредитным учреждениям, а также Банковская комиссия (Франция), Совет управляющих Федеральной резервной системы, Федеральный комитет открытого рынка, Служба финансового контролера и Федеральная корпорация страхования депозитов (США), а также развитая банковская инфраструктура, огромный банковский рынок, банковские ассоциации.
Рассмотренный элементный состав банковской системы России позволяет сформулировать определение понятия банковской системы современного демократического государства с рыночно ориентированной экономикой.
Банковская система — это совокупность организаций, осуществляющих банковскую деятельность на основании специального разрешения уполномоченного органа государственной власти, совокупность образований, обеспечивающих реализацию основных функций кредитных организаций, а также органов государства, на которые возложено государственное управление банковской деятельностью.
Данное определение основывается на выделении трех элементов банковской системы:
· кредитные организации, непосредственно осуществляющие банковские операции, т.е. по существу выполняющие функции банковской системы;
· организации, обеспечивающие эффективность функционирования кредитных организаций, т.е. не выполняющие непосредственно банковские операции, но способствующие их единообразному и наиболее успешному осуществлению;
· органы государственного управления банковской системой, осуществляющие регулирование отношений, возникающих в процессе банковской деятельности и ее обеспечения с целью упорядочения такой деятельности и защиты наиболее слабой стороны в отношениях такого рода — клиента кредитной организации.
Перечисленные компоненты образуют систему, т.е. объединенную общими функциями (банковская деятельность— осуществление, обеспечение, регулирование) и целями (кредитование экономики) совокупность. Кроме того, наличие общей правовой основы — банковского законодательства,
23
регламентирующего сопоставимый правовой статус отдельных элементов банковской системы, способы их взаимодействия между собой, а также закрепляющего различные типы связей между элементами, свидетельствует о том, что совокупность трех названных элементов образует систему.
Если внимательно рассмотреть банковскую систему РФ, то в ней можно обнаружить связи двух типов: связи между однопорядковыми элементами банковской системы и связи Банка России с остальными элементами банковской системы.
Связи первого типа обеспечивают отношения координации между указанными элементами системы, в то время как связи второго типа перерастают в отношения субординации, которые главным образом обеспечивают целостность системы и слаженность ее функционирования.
Действительно, анализ деятельности Банка России по выполнению возложенных на него ст. 3 и 4 Закона о Банке России основных целей, задач и функций показывает, что Центробанк и есть тот элемент системы, который непосредственно осуществляет государственное управление банковской системой. При этом используются преимущественно методы государственного регулирования, экономические методы управления, которые призваны создавать благоприятные экономические, правовые, организационные условия для функционирования кредитных организаций. Вместе с тем в процессе управления Банк России широко применяет административные средства банковского регулирования. [с.64-66, №4]
2.4. Центральный банк России: история создания, место в современной экономике.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых
24
Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. Центральному банку РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций. 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Центральный банк РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.
Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст.75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.
С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.
С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и
25
Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.
Кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению и стабильности финансовых рынков.
В результате взвешенной кредитной политики, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации.
Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12