Рефераты. Банковская система России. Роль центрального банка России

По принадлежности капитала все действующие в Российской Феде­рации банки можно разделить на банки, основанные на частной собственности, т. е. банки, собственниками которых являются негосудар­ственные предприятия, организации и частные лица; банки с государ­ственным участием и банки с участием иностранного капитала.

Банки с государственным участием — это банки, в капитале кото­рых участвуют организации, представляющие государство. По неко­торым оценкам, в настоящее время насчитываются 23 кредитные организации, в уставных капиталах которых доля государственного участия превышает 50%. В настоящее время в Российской Федерации не существует специального законодательства, регулирующего создание и деятельность кредитных организаций с государственным участием. Формы и порядок участия федерального имущества в ус­тавных капиталах кредитных организаций определяются отдельны­ми для каждого банка федеральными законами. Участие субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления своим


18

имуществом и денежными средствами в формировании уставных капиталов кредитных организаций возможно лишь на основании особо­го законодательного акта субъекта Федерации или решения органа местного самоуправления. При этом государство осуществляет свое участие в капиталах банков как через органы исполнительной власти, государственные унитарные предприятия федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, так и посредством участия в них организаций федерального уровня, не относящихся к числу ор­ганов исполнительной власти, — Банка России и Российского фонда Федерального имущества (РФФИ). Банк России в настоящее время владеет контрольными пакетами акций Сбербанка, Внешторгбанка и росзагранбанков. РФФИ имеет контрольные пакеты Российского бан­ка Развития и Росэксимбанка. В 19-ти кредитных организациях конт­рольные пакеты акций принадлежат органам исполнительной власти и государственным унитарным предприятиям. К числу этих кредитных организаций относятся Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Всероссий­ский банк развития регионов и др.

В настоящее время основная проблема российских банков с госу­дарственным участием — отсутствие определенных задач, которые должны решать эти банки в рамках проводимой государственной эко­номической политики. Кроме того, отсутствуют четкие процедуры контроля за деятельностью банков с государственным участием со стороны самого государства, а также за эффективностью работы пред­ставителей государства в их органах управления.

Банки с иностранным участием — банки, в уставном капитале кото­рых определенная доля принадлежит нерезидентам — юридическим и физическим лицам. В этой группе банков особо выделяют банки, конт­ролируемые иностранным капиталом, т. е. банки, контрольный пакет акций которых принадлежит нерезидентам. На 01.09.2001 г. в России действовали 133 кредитные организации с иностранным участием в уставном капитале ( табл. 1.), из них только 36 находились под контролем иностранного капитала. При этом в 23 кредитных органи­зациях 100% уставного капитала принадлежало нерезидентам, и в 13 кредитных организациях доля иностранного капитала превышала 50%. С 1 января 1996 г. сняты ограничения на открытие иностранных банков в Российской Федерации и мораторий на обслуживание иност­ранными банками граждан России. Стабилизация политической и экономической ситуации в России привела к активизации деятельности банков, находящихся под контролем иностранного капитала. Число филиалов банков со 100% иностранным участием с начала 1999 г. до середины 2001 г. увеличилось вдвое

(табл. 1.)

Основными направлениями деятельности кредитных организаций, контролируемых иностранным капиталом, являются:

·        кредитование внешней торговли и обслуживание внешнеторгово­го оборота между страной — местом нахождения иностранного банка и Российской Федерацией;

·        банковское обслуживание фирм страны происхождения банка и транснациональных корпораций, работающих на российском рынке;


19

·        предоставление комплекса современных банковских услуг нацио­нальным предприятиям и организациям;

·        финансовое посредничество между иностранными и российски­ми финансовыми рынками.

Банки с превалирующим участием иностранного капитала, как пра­вило, являются дочерними банками известных иностранных банков. Посредством учреждения дочерних банков иностранные банки сопро­вождают своих глобальных клиентов, приходящих на российский ры­нок. Дочерние банки получают ресурсы в основном от материнских банков, но могут прибегать и к заимствованиям на международных финансовых рынках. Присутствие на российском банковском рынке банков, контролируемых иностранным капиталом, способствует привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику страны, расши­рение их деятельности служит косвенным подтверждением улучшения инвестиционного климата. Иностранные банки приносят в Россию но­вые финансовые технологии, современные банковские продукты, новей­шие информационные системы. Их отличают высокие стандарты веде­ния бизнеса, квалифицированный менеджмент, а забота о собственной репутации удерживает эти банки от сотрудничества с теневым сектором. Приток иностранного капитала с солидной репутацией служит важным фактором развития банковского сектора страны, способствует форми­рованию конкурентного рынка банковских услуг. Вместе с тем активи­зация деятельности на российском рынке иностранных банков, за кото­рыми стоят финансовые институты с сомнительной репутацией, таит в себе потенциальную угрозу для стабильности банковской системы. Поэтому в настоящее время действует разрешительный принцип до­пуска иностранного капитала в банковский сектор России, согласно которому кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов и на отчуждение своих акций в пользу нере­зидентов.

Особенность современной банковской системы России заключает­ся в преобладании в ней мелких и средних банков, в то время как в основных отраслях национальной экономики по-прежнему господ­ствуют крупные предприятия, требующие больших объемов внешнего финансирования. Одним из возможных путей преодоления противо­речия между структурой банковской системы и структурой реального сектора является создание банковских групп и банковских холдингов.

Банковская группа — это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управле­ния других кредитных организаций.

Банковский холдинг — это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не относящееся к кредитным организаци­ям (головная


20

организация банковского холдинга), имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влия­ние на решения, принимаемые органами управления кредитных орга­низаций. Коммерческая организация, выступающая головной органи­зацией банковского холдинга, для управления деятельностью кредит­ных организаций, входящих в холдинг, может создавать управляющую компанию банковского холдинга в форме хозяйственного общества, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Головная коммерческая организация обязана иметь возможность определять ре­шения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, от­несенным к компетенции собрания ее учредителей, в том числе о ее ре­организации и ликвидации.

Возможность оказывать существенное влияние на деятельность других кредитных организаций может возникать:

·        во-первых, в силу преобладающего участия головной организа­ции в уставном капитале других кредитных организаций;

·        во-вторых, в силу договора между участниками банковской груп­пы или банковского холдинга, закрепляющего право головной организации определять решения других кредитных организаций.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не предусматривающие цели извлечения прибыли. Цель их деятельности — защита интересов организаций-членов и координация их усилий по различным направлениям. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещено осуществлять банковские операции. В Российской Федера­ции крупнейшей ассоциацией является Ассоциация Российских Банков (АРБ). Наряду с АРБ в Российской Федерации функционируют 19 территориальных банковских союзов (ассоциаций), которые представляют интересы кредитных организаций на уровне регионов и в своей деятель­ности сотрудничают с Ассоциацией российских банков. Руководители региональных банковских союзов принимают участие в подготовке предложений по защите интересов региональных банков, в разработке законодательных и нормативных актов на федеральном и региональном уровнях.

Финансовый кризис 1998 г. потребовал определенных институциональных изменений и привлечения государственных ресурсов для его разрешения. С целью восстановления банковской системы была раз­работана программа ее реструктуризации, для реализации которой создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). АРКО является государственной корпорацией, в своей дея­тельности по реструктуризации кредитных организаций оно тесно вза­имодействует с Правительством и Банком России. АРКО предостав­ляет кредиты кредитным организациям, находящимся под его управ­лением; открывает и ведет их банковские счета, проводит расчеты по поручению кредитных организаций-корреспондентов по их банковским счетам; осуществляет инкассацию векселей, платежных и расчет­ных документов; проводит куплю-продажу на открытых торгах, пере­дачу в качестве обеспечения


21

акций (долей) кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства; проводит другие операции с имуществом и активами кредитных организаций, находящихся под его управлением. Операции и сделки осуществляются в рублях и ино­странной валюте. Для обеспечения эффективности реструктуризационных процедур, проводимых АРКО, с момента перехода кредитной организации под управление Агентства до окончания срока осущест­вления плана реструктуризации вводится мораторий на удовлетворе­ние требований кредиторов по обязательствам кредитной организа­ции, возникшим до момента ее перехода под управление Агентства. Источниками финансирования деятельности агентства являются: ус­тавный капитал и фонды Агентства; средства бюджетов различных уровней; кредиты Банка России; средства международных финансо­вых организаций, прибыль самого Агентства и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.