УКООПСОЮЗ
ПОЛТАВСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
НАУЧНЫЙ ДОКЛАД
на тему: “ АНАЛИЗ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ”
(по книге К.Р. МАККОННЕЛА и С.Л. БРЮ “ЭКОНОМИКС:
ПРИНЦИПЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПОЛИТИКА”).
КИСЛИЦИН АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ
ПОЛТАВА 1998 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................. 1
2. РАЗДЕЛ 1. Анализ теории спроса и предложения................................................... 2
3. РАЗДЕЛ 2. Эластичность спроса.................................................................................. 17
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................. 24
5. Список использованной литературы.......................................................................... 26
ВВЕДЕНИЕ
Приступая к анализу теории спроса и предложения, хотелось бы обратить внимание на то, что данная работа не подрывает фундаментальных понятий о спросе и предложении, а указывает на явные несоответствия и недоработки которые допущены в работе Кэмпбелла Р. Макконнела и Стэнли Л. Брю “Экономикс: Принципы, проблемы и политика”.
Цель данной работы - качественно расширить анализ взаимодействия спроса и предложения, определить основные зависимости и реакцию спроса и предложения на изменения, происходящие под влиянием различных факторов.
Данная работа поднимает ряд спорных вопросов, решение которых излагаются в ходе анализа и корректировки неточностей, изложенных в вышеназванной работе Кэмпбелла Р. Макконнела и Стэнли Л. Брю.
Наиболее остро в работе рассматривается теория эластичности спроса и предложения, а также методы ее вычисления предложенные “Экономикс”.
Суть данной работы - принципиально новый анализ спроса и предложения заключающийся в том, что для анализа каждой исследуемой точки используется ее индивидуальная кривая, которая определяет нахождение точки в областях эффективного и неэффективного спроса, монопольного и конкурентного предложения.
Перед началом исследования данной работы прошу обратить внимание на очень важный момент:
В РАБОТЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ИЗ КНИГИ К.Р. МАККОННЕЛА И С.Л. БРЮ “ЭКОНОМИКС: ПРИНЦИПЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПОЛИТИКА”. Т.2, М.: “РЕСПУБЛИКА” , 1992.
Отзывы о данной работе прошу направлять:
E-mail: shtamp@mel.lg.ukrtel.net
РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Существующая на данный момент теория спроса и предложения имеет ряд спорных вопросов, которые мы постараемся рассмотреть в данной работе. Необходимо отметить, что объектом нашего рассмотрения будет таблица 22-1 “Спрос и предложение на рынке зерна” (Кэмпбелл Р. Макконнел, Стэнли Л. Брю Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.2, М: “Республика”, 1992, Часть 5, Глава 22, стр. 13), по данным которой построен график спроса и предложения (рис.1):
_____________________________________________________________________________
Количество спра - Цена за Количество предла - Излишек ( + ) или
шиваемой в тече- 1 бушель гаемой в течение дефицит ( - )
ние недели про - (дол.) недели продукции (стрелками показано
дукции (ед.) (ед.) направление
давления на цену)
(ед.)
1 2 3 4 _____________________________________________________________________________
2000 5 12000 + 10000
4000 4 10000 + 6000
7000 3 7000 0
11000 2 4000 - 7000
16000 1 1000 - 15000
Рис.1 Рис.2
На построенном графике спроса и предложения на зерно обратим внимание на следующие моменты: при цене 5 долларов за бушель и предложении 1200 единиц происходит реализация продукции в 2000 единиц. Излишек составляет + 10000 единиц. Необходимо определить природу этого излишка (рис.2). Причины может быть две: насыщение рынка данным видом продукции, либо сильное завышение цены. Если рынок насыщен, то он будет нечувствительным к понижению цены, иначе говоря, любое понижение цены не произведет радикальных изменений в количестве реализованной продукции. Но, если завышена цена, то ее понижение даст обратный результат – объем реализации значительно возрастет. Поскольку, при цене 5 долларов спрос оказался равен 2000 единиц продукции, то выручка от продажи составила: 10000 долларов (2000 ед. Х 5 дол.). Исходя из этого, мы можем предположить, что если цена опустится до 1 доллара, то объем реализации не превысит 10000 единиц бушелей (10000 ед.: 1 дол.), (рис.3). Данное предположение базируется на следующих логических основаниях: если рынок готов платить за продукцию 10000 долларов, то вполне допустимо производителю самостоятельно выбрать наиболее подходящий вариант. Предлагая на рынке 12000 единиц продукции по цене 1 доллар за 1 бушель, зная, что рынок может выделить только 10000 долларов, останавливаемся перед выбором: продать 2000 единиц по 5 долларов (2000 Х 5= 10000 дол.), или 10000 единиц по 1 доллару (10000 Х 1 = 10000 дол.).
Рис.3 Рис.4
Оба варианта вполне допустимы, так как объем продукции (12000 ед.) позволяет нам это сделать. Но, изучая график спроса при цене 1 доллар за 1 бушель продукции, оказывается, что спрос при такой цене возрастает до 16000 бушелей (точка А3), т.е. при указанной цене, рынок готов платить не 10000 долларов как было указано выше, а 16000 долларов (16000 ед. Х 1 дол.). Выходит, что ни первый, ни второй варианты нас не устраивают. Посудите сами: если рынок дает возможность заработать 16000 долларов, то при цене 5 долларов за бушель получаем 10000 долларов, а при цене 1 доллар и спросе16000 единиц бушелей можем получить только 12000 долларов, так как наше предложение ограничено по объему. Из этого определяем, что оба варианта не дают эффекта в 16000 долларов. В первом варианте мы создали искусственный дефицит (за счет высокой цены), а во втором варианте – занизили цену и потеряли 4000 долларов (16000 – 12000 дол.). Следовательно, существует третий вариант, который дает эффект в 16000 долларов. Обратимся к кривой спроса на графике. Поскольку мы предлагаем 12000 единиц продукции и знаем, что рынок готов платить 16000 долларов, то вполне очевиден третий вариант цены: 16000 долларов : 12000 единиц = 1,33 доллара, который дает желанные 16000 долларов (точка А4). Координаты нам известны: цена – 1,33 долларов, объем продукции – 12000 бушелей. Каков же результат? Спрос оказался выше указанной нами точки А4. При предложенном нами объеме в 12000 бушелей, рынок дает четвертый вариант (точка А5), который предусматривает повышение цены до 1,75 долларов за бушель (рис.4) и получение выручки в 21000 доллар. Но внимательное изучение графика подсказывает более приемлемый результат: рядом с точкой А5 (21000 дол.) на графике находим точку F с эффектом в 22000 долларов. Чтобы получить выручку в 22000 долларов необходимо поднять цену до 2 долларов за бушель, и получаем при реализации 11000 единиц продукции 22000 долларов (рис.5). Кроме высокой выручки в 22000 долларов мы получили экономию в 1000 бушелей (12000 ед. – 11000 ед.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6