|
Пол |
Класс |
||||
Юноши |
Девушки |
9 кл. |
11 кл. |
|||
Надежда, оптимизм |
61,7 |
61,1 |
62,2 |
60,2 |
63,8 |
|
Спокойствие, но без особой надежды |
15,3 |
20,8 |
11,7 |
12,6 |
18,8 |
|
Тревога и неуверенность |
19,1 |
13,9 |
22,5 |
21,4 |
16,3 |
|
Страх и отчаяние |
0,5 |
0 |
0,9 |
1 |
0 |
|
Другие чувства |
3,3 |
4,2 |
2,7 |
4,9 |
1,3 |
|
Не случаен в анкете мониторинга вопрос «Что Вы чувствуете, размышляя о своем будущем», который являемся показателем социального самочувствия опрошенных выпускников (см. табл. 2.4.).
Социальное самочувствие выпускника - это его субъективная оценка, но знание этой оценки становится необходимым для осмысления той реальности, в которой он живет. И хотя свое самочувствие учащиеся оценивают выше, нежели другие группы населения, все-таки есть основания тревожиться, так как каждый пятый опрошенный выпускник региона чувствует себя неуверенно, проявляет беспокойство, а иногда и страх за свое будущее (см. табл. 2.4). Что и отражается у некоторых в спаде интереса и неопределенности в выборе своей образовательной и трудовой. позиции.
Так, 61,7% опрошенных, независимо от возраста и пола смотрят в будущее «с надеждой и оптимизмом». 15,3% опрошенных чувствует себя «спокойно, хотя и без особых надежд». Каждый пятый проявляет "тревогу и неуверенность».
Девушки гораздо более обеспокоены своим будущим чем юноши. «Тревогу» высказали 22,5% девушек и 13,9% юношей. Юноши значительно более спокойны по отношению к своему будущему, чем девушки: 20,8% юношей высказали «спокойствие» против 11,7% девушек. Также более спокойны 11-классники, чем 9-классники (18,8% против 12,6%).
Составной частью планов выпускников является выбор профессии. Профессия является показателем социальной структуры общества, места, которое человек стремится занять в системе общественных отношений. Анализируя профессиональную структуру можно понять, как в сознании молодого человека в преобразованном виде отражается система общественной дифференциации, как складывается иерархия различных профессиональных слоев.
С выбором профессии выпускник определяет свой социальный статус, принадлежность к той или иной социальной группе, место в системе общественного разделения труда, т.е. принимает одно из главных решений своей жизни.
В ходе мониторинга выявлялась направленность и диапазон профессиональных интересов молодежи.
Существует множество видов классификации профессий. Выбирая профессию, выпускник оценивает как минимум три момента:
- во-первых, свое отношение к той или иной профессии; что отражает ее престиж;
- во-вторых, свои реальные возможности и условия получения выбранной профессии;
- в-третьих, характеристики ее привлекательности для себя. Из этих оценок складывается информация о престижности профессии и о мотивах выбора выпускниками той или иной профессии.
Престиж или, иными словами, популярность профессии в социальной структуре соотносится с потребностями народного хозяйства. Знание и определение тенденций популярности различных профессий необходимо для эффективного социального управления. Оценка престижа профессий в сознании молодежи за последние 20- 25 лет кардинально изменилась. Если в середине 70х годов первые места у юношей занимали профессии: «летчик», «инженер-радиотехник», «ученый-физик», в середине 80х поднялся престиж профессий «шофер», «механик», то в 99 г. престиж этих профессий снизился в несколько раз. Та же картина наблюдается и у девушек, с той лишь поправкой, что их в 70е годы привлекали профессии из сферы искусства и науки, в 80е годы из сферы торговли. И наоборот, такие профессии как «юрист» и «экономист» 20-25 лет назад занимали лишь 70 место по шкале престижа.
Шкала престижных профессий 1999 года в зависимости от групп опрошенных представлена в таблице 2.5.
Таблица 2.5.
Оценка престижа профессий выпускниками школ Восточного Оренбуржья
(в %)
Профессия
По всему контингенту
Пол
Класс
Юноши
Девушки
9 кл.
11 кл.
Юрист
79,2
77,7
80,2
75,7
83,8
Экономист
53,6
55,6
52,3
55,3
51,3
Врач
8,7
11,1
7,2
7,8
10
Программист
45,4
59,7
36
49,5
40
Учитель
2,2
2,8
1,8
1
3,8
Бухгалтер
13,1
11,1
14,4
17,5
7,5
Переводчик
41,5
22,2
54,1
42,7
40
Психолог
14,2
4,2
20,7
14,6
13,8
Медсестра
1,1
0
1,9
1
1,3
Инженер
4,4
5,6
3,6
3,9
5
Работник промышленности
0,5
0
0,9
1
0
Коммерсант
22,4
31,9
16,2
20,4
25
Другой вариант
8,2
13,9
4,5
7,8
8,8
Бесспорными лидерами являются профессии юриста, экономиста и программиста. Пик популярности профессии «программист» приходится на юношей – 59,7%, «юриста» – на 11-классников. Врачами хотят стать от 7 до 11% опрошенных выпускников. Среди девушек большой популярностью, чем у мужчин пользуются профессии «переводчик» – 54,1%, «психолог» – 20,7, бухгалтер – 14,4%. Профессия «инженер» престижна у 3,5–5,5% выпускников.
Как видно шкала престижных профессий представляет собой довольно чуткий индикатор, улавливающий состояние сознания, ценностей молодежи, а значит и общества.
Ранжированное распределение тех профессий, которые по мнению выпускников они выберут, исходя из реальных условий и возможностей, выглядит следующим образом (см. табл. 2.6).
Таблица 2.6.
Рейтинг реально выбираемых профессий выпускниками
в городе и сельских районах Восточного Оренбуржья
Профессия
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.