Рефераты. Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья
Пол
Класс

Юноши

Девушки

9 кл.

11 кл.

Надежда, оптимизм

61,7

61,1

62,2

60,2

63,8

Спокойствие, но без особой надежды

15,3

20,8

11,7

12,6

18,8

Тревога и неуверенность

19,1

13,9

22,5

21,4

16,3

Страх и отчаяние

0,5

0

0,9

1

0

Другие чувства

3,3

4,2

2,7

4,9

1,3

Не случаен в анкете мониторинга вопрос «Что Вы чувствуете, размышляя о своем будущем», который являемся показателем социального самочувствия опрошенных выпускников (см. табл. 2.4.).

Социальное самочувствие выпускника - это его субъективная оценка, но знание этой оценки становится необходимым для осмысления той реальности, в которой он живет. И хотя свое самочувствие учащиеся оценивают выше, нежели другие группы населения, все-таки есть основания тревожиться, так как каждый пятый опрошенный выпускник региона чувствует себя неуверенно, проявляет беспокойство, а иногда и страх за свое будущее (см. табл. 2.4). Что и отражается у некоторых в спаде интереса и неопределенности в выборе своей образовательной и трудовой. позиции.

Так, 61,7% опрошенных, независимо от возраста и пола смотрят в будущее «с надеждой и оптимизмом». 15,3% опрошенных чувствует себя «спокойно, хотя и без особых надежд». Каждый пятый проявляет "тревогу и неуверенность».

Девушки гораздо более обеспокоены своим будущим чем юноши. «Тревогу» высказали 22,5% девушек и 13,9% юношей. Юноши значительно более спокойны по отношению к своему будущему, чем девушки: 20,8% юношей высказали «спокойствие» против 11,7% девушек. Также более спокойны 11-классники, чем 9-классники (18,8% против 12,6%).

Составной частью планов выпускников является выбор профессии. Профессия является показателем социальной структуры общества, места, которое человек стремится занять в системе общественных отношений. Анализируя профессиональную структуру можно понять, как в сознании молодого человека в преобразованном виде отражается система общественной дифференциации, как складывается иерархия различных профессиональных слоев.

С выбором профессии выпускник определяет свой социальный статус, принадлежность к той или иной социальной группе, место в системе общественного разделения труда, т.е. принимает одно из главных решений своей жизни.

В ходе мониторинга выявлялась направленность и диапазон профессиональных интересов молодежи.

Существует множество видов классификации профессий. Выбирая профессию, выпускник оценивает как минимум три момента:

- во-первых, свое отношение к той или иной профессии; что отражает ее престиж;

- во-вторых, свои реальные возможности и условия получения выбранной профессии;                                                           

-         в-третьих, характеристики ее привлекательности для себя. Из этих оценок складывается информация о престижности профессии и о мотивах выбора выпускниками той или иной профессии.

Престиж или, иными словами, популярность профессии в социальной структуре соотносится с потребностями народного хозяйства. Знание и определение тенденций популярности различных профессий необходимо для эффективного социального управления. Оценка престижа профессий в сознании молодежи за последние 20- 25 лет кардинально изменилась. Если в середине 70х годов первые места у юношей занимали профессии: «летчик», «инженер-радиотехник», «ученый-физик», в середине 80х поднялся престиж профессий «шофер», «механик», то в 99 г. престиж этих профессий снизился в несколько раз. Та же картина наблюдается и у девушек, с той лишь поправкой, что их в 70е годы привлекали профессии из сферы искусства и науки, в 80е годы из сферы торговли. И наоборот, такие профессии как «юрист» и «экономист» 20-25 лет назад занимали лишь 70 место по шкале престижа.

Шкала престижных профессий 1999 года в зависимости от групп опрошенных представлена в таблице 2.5.



Таблица 2.5.

Оценка престижа профессий выпускниками школ Восточного Оренбуржья

(в %)

 

Профессия

По всему контингенту

Пол
Класс

Юноши

Девушки

9 кл.

11 кл.

Юрист

79,2

77,7

80,2

75,7

83,8

Экономист

53,6

55,6

52,3

55,3

51,3

Врач

8,7

11,1

7,2

7,8

10

Программист

45,4

59,7

36

49,5

40

Учитель

2,2

2,8

1,8

1

3,8

Бухгалтер

13,1

11,1

14,4

17,5

7,5

Переводчик

41,5

22,2

54,1

42,7

40

Психолог

14,2

4,2

20,7

14,6

13,8

Медсестра

1,1

0

1,9

1

1,3

Инженер

4,4

5,6

3,6

3,9

5

Работник промышленности

0,5

0

0,9

1

0

Коммерсант

22,4

31,9

16,2

20,4

25

Другой вариант

8,2

13,9

4,5

7,8

8,8


Бесспорными лидерами являются профессии юриста, экономиста и программиста. Пик популярности профессии «программист» приходится на юношей – 59,7%, «юриста» – на 11-классников. Врачами хотят стать от 7 до 11% опрошенных выпускников. Среди девушек большой популярностью, чем у мужчин пользуются профессии «переводчик» – 54,1%, «психолог» – 20,7, бухгалтер – 14,4%. Профессия «инженер» престижна у 3,5–5,5%  выпускников.

Как видно шкала престижных профессий представляет собой довольно чуткий индикатор, улавливающий состояние сознания, ценностей молодежи, а значит и общества.

Ранжированное распределение тех профессий, которые по мнению выпускников они выберут, исходя из реальных условий и возможностей, выглядит следующим образом (см. табл. 2.6).

Таблица 2.6.

Рейтинг реально выбираемых профессий выпускниками

в городе и сельских районах Восточного Оренбуржья

 

Профессия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.