Рефераты. Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья

В условиях экономической и  политической нестабильности в  России молодежь не может на равных конкурировать с более опытными работниками и в первую очередь попадает под увольнение [11].

Положение усугубляется еще и тем, что выпускники получают свободные дипломы.    Вследствие отмены в 1990 г. системы государственного централизованного распределения выпускников учебных заведений почти половина из них по окончании высших учебных заведений не в состоянии самостоятельно найти работу, а тем более работу по специальности. Данная группа составляет около 30 % безработной  молодежи, зарегистрированной в центрах занятости.

До недавнего времени профориентации как составной части системы подготовки кадров рабочих и специалистов не   уделяли достаточного внимания. Приводятся данные о том, что в связи с этим на работе по полученным профессиям закреплялись только около 20 % выпускников лицеев (ПТУ), 48 % – окончивших колледж (техникумы), 51 % - институты.

Замечено, также, что учебные программы в высших учебных заведений практически не учитывают требования рынка труда, которые возникают и со временем видоизменяются вследствие экономических и политических преобразований, осуществляемых в стране.

Отчетливо видно, что необходимы перемены в системе образования, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда.

Система образования должна быть более гибкой, чутко улавливать изменения, происходящие непосредственно на рынке труда, а также в других сферах экономики как на региональном, так и на местном уровне. Учебные программы необходимо постоянно корректировать в соответствии с требованиями рынка, а также с учетом предложений самих предприятий.

В экономике современной России важную роль играет финансово-банковская сфера деятельности. От ее эффективного функционирования в большой степени зависят прогресс экономики, успехи и неудачи проводимых в стране рыночных реформ [25].

Нормальное функционирование и перспективы развития финансово-банковской сферы во многом определяются уровнем профессионализма и компетентности тех специалистов, которые работают в ней.

Обладая глубокими знаниями, они должны быть способны принимать обоснован­ные решения даже в кризисных и экстремальных ситуациях. Таких специалистов сегодня явно не хватает России не только из-за чрезвычайно быстрого расширения финансово-банковских операций и создания множества новых организационных структур, но и потому, что экономические факультеты и вузы, длительное время ориентированные на подготовку кадров для централизованно планируемой эконо­мики, не накопили достаточного опыта подготовки работников, отвечающих тре­бованиям рынка. Если в кратчайшие сроки не изменить эту ситуацию, отрицатель­ные последствия будут неизбежны.

Дефицит высококвалифицированных специалистов, особенно на руководящих по­стах, делает проблему подготовки кадров одной из острейших. Для ее решения нужна соответствующая система образования, которая, должна ор­ганично соединять в себе, с одной стороны, лучшие традиции отечественной выс­шей школы, а с другой — передовой зарубежный опыт, тем более что все условия для этого есть.

Система образования, в том числе финансово-банковского, дли­тельное время была ориентирована на условия хозяйствования, принципиально от­личающиеся от рыночных. Вот почему сегодня задачей первостепенной важности является создание принципиально новой по своему содержанию системы подготовки кадров для финансово-банковского сектора экономики. При этом чем глубже проникают в российскую экономику рыночные основы хозяйствования, тем острее становится необходимость ее решения.

Работа по реформированию существующей системы высшего, в том числе финан­сово-банковского образования, требует глубокого и всестороннего учета междуна­родного опыта, накопленного в этой области. Было бы не только легкомысленно, но и преступно не учесть того, что в экономически развитых странах Запада ры­ночные отношения существуют уже очень давно, в связи с чем система обучения наиболее соответствует рыночной экономике. Россия просто обязана взять все лучшее, что накоплено мировой практикой в области подготовки специалистов с высшим финансово-банковским образованием.

Правда, изучая и стремясь использовать опыт, накопленный другими странами, следует помнить, что практика постижения заграничных новаций сегодня должна претерпеть значительные изменения. В настоящее время изучение и перенесение на российскую почву лишь отдельных элементов международного опыта пред­ставляется явно недостаточным. Нужен системный подход. Ключ к решению этих задач - в переходе на такую систему образования, которая способна обеспечить подготовку специалистов, отвечающих современным мировым стан­дартам в области финансово-банковского образования.

Не редки случаи когда, при наличии свободных рабочих мест, возникают сложности в подборе необходимых кандидатов в следствии низкого качества их подготовки [18].

Высшая школа России, как и других бывших союзных республик, а теперь независимых государств, все сферы их социальной жизни не были готовы к тем­пам и характеру преобразований, которые мы наблюдаем. Поэтому ситуация та­кова, что наряду с новым, интересным проявляется много негативных сторон преобразований. Многие вузы обратились к чисто коммерческим сделкам. Возни­кает проблема: как найти разумную меру соотношения между коммерческими операциями, с одной стороны, и подготовкой специалистов и научной деятель­ностью, т.е. непосредственными задачами вузов, - с другой.

Одним из направлений реформирования российской высшей школы должно являться активное ее включение в мировую образовательную систему. Как и нау­ка, образование по своей сути является интернациональным, оно отражает не только духовный, культурный уровень общества, но и степень адекватности реагирования на прогрессивные изменения, происходящие в деле просвещения.

Решение указанной проблемы видится в широкомасштабном внедрении международного сотрудничества. Современные модели межвузовского и регионального сотрудничества в облас­ти высшего образования радикально пересматриваются. Этому процессу способ­ствуют стремительные события, происходящие в последнее время в мире.

1.5. Проблема недостаточной активности студентов в профессиональном самоопределении.

В современных  условиях обнаружился дефицит  специалистов, потребность в которых вызвана становлением рынка. Поэтому необхо­димо, чтобы процесс обучения был более  гибким, что стимулировало бы  академическую и профессиональную мобильность  студентов  на рынке образовательных услуг. Необходим новый адаптационный механизм,  с учетом приобретения опыта в области деловой активности [15].

Основы обучения деловой активности должны определяться рядом задач:

1. В сфере обучения - получение знаний по предпринимательской деятельности;

2. В сфере самосознания - осмысление студентами своего индивиду­ального потенциала, формирование осознанной деловой активности;

3. В сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики, что должно облегчить решение проблемы будущей занятости студен­тов, их адаптации к рынку.

Подго­товка студентов в любой сфере предпринимательской деятельности требует сочетания теоретических знаний с прикладными разработками и экспериментально-практической их апробацией в реальном учебном процессе.

Важно  учитывать  ряд принципов  при  обучении деловой активности:

- последовательность;

- самообразование;

- интеграцию (синтез всех учебных дисциплин);

- открытость;

- непрерывность.

Процесс обучения должен отличаться доходчивостью, образ­ностью, последовательностью, простотой изложения. Активное обуче­ние должно быть направлено не на запоминание и воспроизведение, а на формирование умения "добывать" знания.

Повышение профессиональной и социальной активности молодежи в профессиональном самоопределении обеспечивается следующим ком­плексом условий [14]:

Формирование информацион­ного поля, включающего:

сведения об активной и перспек­тивной конъюнктуре рынка труда об­ласти, перспективах трудоустройства по конкретным профессиям

банк профессиографических ха­рактеристик профессий региона;

банк данных по учебных и курсо­вым заведениям области все типов;

перечень новых конкурентоспособных  профессий региона профес­сий, рекомендуемых для самозанятос­ти и предпринимательств, редких профессий и народных промыслов;

Обучение умению анализиро­вать профессиональную деятельность, выделять основные признаки, опреде­ляющие структуру и содержание профессионального труда.

Создание условий для апробации молодыми людьми своей дееспособности в разных видах трудовой деятельности, в том числе посредством временной занятости и развития малого бизнеса.

Повышение конкурентоспособ­ности молодежи на рынке труда (об­ретение компьютерной грамотности, обучение стенографии, иностранным языкам и т.д.).

Формирование этих условий будет способствовать по­вышению профессиональной актив­ности молодежи при выходе ее на ры­нок труда.

Как следствие, можно сделать вывод: формирование деловой активности студентов в вузе является важнейшим составляющим при подготовке будущего специалиста. При этом важно учитывать возможности вуза и потребности регионального рынка труда.

1.6. Проблема занятости.

Анализ проблемы занятости в условиях рынка представляется, следующим образом:

Во-первых, переход к рынку невозможен без  обеспечения экономической свободы личности,  без реализации права на свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда.   

Во-вторых, рыночная трансформация  экономики России сопровождается ее структурной  перестройкой, существенным изменением доли  различных отраслей в валовом национальном  продукте. Такая перестройка и требует и создает возможность  интенсификации   процессов трудовой мобильности.   

В-третьих, актуализация проблемы мобильности рабочей силы определяется и усилением  технологических инноваций, без которых решение социально-экономических проблем невозможно [22].   

Вызванные  перечисленными факторами процессы высвобождения работников и трудовые  перемещения носят вынужденный,  стихийный  характер, осуществляются нередко в состоянии  психологического стресса, не  способствуют  обеспечению социальной стабильности общества.

В  этой связи представляются актуальными  проблемы  создания модели  адаптационного  механизма занятости, направленного на социальную  поддержку высвобождаемых  работников, рациональное использование их трудового  потенциала, формирование ценностных ориентаций, мотивов их поведения.   

В условиях становления рынка формирование нового механизма занятости требует трансформирования  и включения его регулятивных  возможностей. Разработка теоретической модели адаптационного механизма может способствовать разрешению целого ком­плекса проблем в сфере труда и занятости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.