Из таблицы 2.3. видно, что наблюдаются различные
ориентации у разных групп учащихся. Так, процент 11-классников,
планирующих поступить в Вуз, значительно выше (на 20%), чем у 9-классников.
Популярность колледжей у 9-классников более чем в два раза выше, чем у
11-классников. Желающих 11-классников пойти работать в полтора раза больше, чем
9-классников. Не определившихся 9-классников в среднем в два раза больше, чем
11-классников.
Юношей желающих заняться коммерцией почти в пять
раз больше, чем девушек. Популярность колледжей несколько выше у юношей, чем у
девушек, у девушек же более популярны училища.
Планы девятиклассников напрямую связаны с тем,
остаются ли они в школе или покидают ее. Собираются продолжить школьное
образование 73,7% девятиклассников, более половины из них желают иметь высшее
образование, каждый третий одним из трех вариантов своего ближайшего будущего
указывает на училище или колледж.
Уйти из школы планируют 26,3% девятиклассников,
12,6% из них собирается в училище, одна треть - в колледж, на высшее
образование ориентированны 65%. Каждый пятый учащийся 9 класса независимо от
того, уйдет он из школы или нет, «пока не знает», что предпримет после окончания
школы.
Противоположностью образовательной ориентации
выпускников является ориентация на практическую
деятельность: занятие коммерцией или поиск работы в других сферах народного
хозяйства. Надо отметить, что не только по данным мониторинга, но и других
исследований социологов, отчетливо прослеживается тенденция к снижению желающих
трудоустроиться после окончания школы. Так, если в 1985 г. по России среди
юношей почти 15% планировали продавать свой труд после школы, то доля
юношей-выпускников 99г. в Восточном Оренбуржье, планирующих работать несколько
ниже и составляет 11,2%.
По мнению автора дипломной работы, это объясняется
тем, что с учетом особенностей состояния экономики России происходят крупные
изменения в сфере занятости всего населения. Положение молодых на рынке труда,
равно как и других групп, определяется спросом на труд данной социально-демографической
группы, ее конкурентоспособностью, уровнем квалификации и т.д. По этим
показателям выпускники школ значительно проигрывают людям среднего и старшего
возраста.
В ситуации роста безработицы, которая
демонстрируется примерами собственных родителей, выпускники достаточно
реалистично оценивают скорее не свои собственные способности, а свои шансы. И
исходя из конкретных обстоятельств строят (а каждый четвертый опрошенный и
этого не делает) свои планы на будущее.
Сравнительный анализ данных мониторинга позволяет
сделать вывод, что образовательные намерения выпускников связаны, прежде всего,
с местом их проживания. Ориентации выпускников напрямую связаны с наличием или
отсутствием возможности делать свой выбор: продолжить ли свое образование или
идти работать. Именно эта возможность корректирует планы и желания учащихся. На
сегодняшний день можно констатировать ограниченность возможностей выпускника и
в трудоустройстве, и в передвижении к месту желаемого учебного заведения, а
значит и в намерениях.
Социальное самочувствие - это интегральная,
субъективная оценка человеком успешности своего существования, своей жизни. Оно
является индикатором тех социальных процессов, которые происходят в обществе.
Таблица 2.4.
Социальное самочувствие выпускников школ
Восточного Оренбуржья