Рефераты. Анализ финансового состояния препдриятия

Поэтому главное при проведении анализа не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты. В процессе проведения анализа необходимо выявить угрозы и/или возможности, которые присущи предприятию, и указать на них руководству.

Анализ имущественного и финансового состояния может выполняться с той или иной степенью детализации в зависимости от имеющегося информационного обеспечения, степени владения методиками анализа, временного параметра, наличия технических средств для выполнения расчетов и т.п. В основу данного анализа заложено понятие экономического потенциала коммерческой организации и его изменения с течением времени. Экономический потенциал -  способность предприятия достигать поставленные перед ним цели, используя имеющиеся у него материальные, трудовые и финансовые ресурсы. [2]

Выделяются две стороны экономического потенциала: имущественное положение коммерческой организации (имущественный потенциал) и ее финансовое положение (финансовый потенциал).

Имущественный потенциал характеризуется величиной, составом и состоянием активов (прежде всего, долгосрочных), которыми владеет и распоряжается коммерческая организация для достижения своей цели. Он изменяется с течением времени за счет различных факторов, главным из которых являются достигнутые за истекший период финансовые результаты. Достаточно подробная характеристика имущественного потенциала в динамике приводится в активе баланса (форма № 1), а также в сопутствующих отчетных формах. Следует отметить, что, говоря об анализе имущественного потенциала, имеется в виду не предметно - вещностную или функциональную его характеристики (это сфера интересов не финансовых менеджеров, а линейных руководителей), а денежную оценку, позво­ляющую делать суждения об оптимальности, возможности и целесообразности вложения финансовых ресурсов в активы предприятия.

 Финансовый потенциал, безусловно, также определяется достигнутыми за отчетный период финансовыми результатами, приведенными в Отчете о  прибылях и убытках (форма № 2), и, кроме того, описывается некоторыми активными и пассивными статьями баланса, а также соотношениями между ними. Характеристика финансового потенциала может быть выполнена как с позиции краткосрочной, так и с позиции долгосрочной перспективы. В первом случае говорят о ликвидности и платежеспособности коммерческой организации, во втором случае — о ее финансовой устойчивости.  Обе стороны экономического потенциала коммерческой организации взаимосвязаны — нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения, и наоборот.  Так, изношенность оборудования, несвоевременная его замена могут повлечь за собой срывы в выполнении производственной программы. Неоправданное омертвление средств в производственных запасах, дебиторской задолженности может повлиять на своевременность текущих платежей, а неоправданный рост заемных средств — привести к необходимости сократить имущество коммерческой организации для расчетов с кредиторами.

Высокая доля собственных средств (раздел баланса «Капитал и резервы») обычно рассматривается как позитивная характеристика финансового положения коммерческой организации. Однако здесь нет жестких количественных критериев. Устойчиво высокая доля собственных средств может, в частности, являться следствием нежелания или неумения использовать банковские кредиты. Вряд ли это можно считать разумным и целесообразным,  поскольку, таким образом, ограничиваются возможности финансирования хозяйственной деятельности, что в свою очередь приводит к искусственному сдерживанию роста объемов производства и прибыли.


1.1.2. Основополагающие принципы финансового анализа и его виды


 Различают следующие виды финансового анализа:

Внутренний анализ проводится службами предприятия, и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель - установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получение максимальной прибыли и исключение банкротства.

Внешний анализ осуществляется собственниками, инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потерь.

С определенной долей условности можно сформулировать основные различия между ними, хотя на практике эти два вида аналитической работы нередко пересекаются.

Таблица 1.1

Различия между типами анализа


Классификационный признак


Вид анализа


(внешний) финансовый


внутрифирменный


Назначение                                   




Исполнители и пользователи         

Общая оценка имущественного

 и финансового состояния


Собственники, участники                       рынка ценных бумаг, налоговые службы, кредиторы,                инвесторы и др.

Поиск резервов снижения затрат и повышения эффективности текущей деятельности

Управленческий персонал предприятия (линейные и функциональные руководители и специалисты)


Базовое информационное обеспечение


Бухгалтерская отчетность


Регламентированные и нерегламентированные источники информации


Характер предоставляемой информации


Общедоступная аналитическая информации


Детализированная аналитическая информация конфиденциального

характера

Степень унификации методики анализа


Достаточно высокая возможность унификации процедур и алгоритмов


Индивидуализированные разработки


Доминирующий временной аспект анализа


Ретроспективный и перспективный


Оперативный



Из представленных  различий следует выделить два: во-первых, широта и доступность привлекаемого информационного обеспечения, и, во-вторых, степень формализуемости аналитических процедур и алгоритмов. Если в рамках внешнего анализа опираются, прежде всего, на общедоступную бухгалтерскую отчетность, то информационное обеспечение внутреннего анализа гораздо шире, поскольку предусматривает привлечение практически любой необходимой информации, в том числе и являющейся конфиденциальной для внешних аналитиков. Безусловно, понятия ограниченности доступа к данным и их конфиденциальности существуют и в отношении внутренних аналитиков в том смысле, что абсолютной равнодоступности к источникам информации внутри предприятия не существует в принципе, поскольку доступ к информационной базе, как правило, ограничивается в зависимости от сферы интересов, компетентности и ответственности того или иного аналитика. Таким образом, методики внешнего анализа строятся из предположения об определенной информационной ограниченности анализа; как правило, подобные методики основаны на базе наиболее полного набора общедоступной бухгалтерской отчетности, содержащейся в годовом отчете.

Что касается второго различия, то оно в значительной степени также

предопределяется составом и структурой исходных данных, имеющихся в наличии у аналитика. Поскольку для внутреннего анализа могут быть доступны различные внутренние отчеты и формы, не являющиеся унифицированными и обязательными к составлению во всех компаниях и с заданной периодичностью, многие аналитические процедуры не являются заранее предопределенными, а сам анализ в этом случае носит более творческий, в определенной степени импровизационный характер.

 Основным информационным обеспечением внешнего анализа служит бухгалтерская отчетность, которая является единой для организации всех отраслей и форм собственности. А именно в данной дипломной работе анализируется годовые бухгалтерские балансы (форма № 1) и отчеты о прибылях и убытках (форма № 2) за ряд лет.[3]

Успешность анализа определяется различными факторами. В данной работе я буду придерживаться следующих общих принципов, которые целесообразно иметь в виду, приступая к анализу:        

• исходя из принципа осторожности, результаты любых аналитических процедур независимо от вида анализа следует рассматривать как  субъективные оценки, которые не могут служить неоспоримым аргументом для принятия управленческого решения;                       

• необходимо наличие достаточно четкой программы анализа, предшествующей его проведению, включая проработку и однозначную идентификацию целей, желаемых результатов и доступных ресурсов (временных, информационных и т.п.);

• схема анализа должна быть построена по принципу «от общего к частному», при этом важно выделять наиболее существенные моменты, не зацикливаясь на мелочах;

• любые значимые «всплески», т.е. отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться;

• завершенность и цельность любых аналитических процедур в значительной степени определяются обоснованностью используемой совокупности критериев и показателей, к отбору и однозначной идентификации расчетных алгоритмов которых необходимо подходить с особой тщательностью;

• выполняя анализ, не нужно без нужды привлекать сложные аналитические методы — выбор математического аппарата должен основываться на идее целесообразности и оправданности, поскольку сама по себе сложность аппа­рата вовсе не гарантирует получение более качественных оценок и выводов;

• выполняя расчеты, не нужно без нужды гнаться за точностью оценок; как правило, наибольшую ценность представляет выявление тенденций и закономерностей, а не получение каких-то мифических «точных» оценок, которые чаще всего таковыми не могут быть в принципе.

Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры: а) экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности; б) углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности. В первом случае аналитик предполагает получить лишь самое общее представление о предприятии, чья отчетность подвергается чтению, во втором, проводимые аналитические расчеты и ожидаемые результаты более детализированы и подробны.

 Независимо от того, по какой схеме проводится анализ, можно сформулировать ряд общих вопросов, ответы на которые необходимо получить в ходе анализа:

• каков имущественный потенциал предприятия на отчетные даты, и какие изменения в нем произошли за отчетный период?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.