Рефераты. Управление оборотными активами предприятия ОАО "Хлеб"

Однако уровень контроля за движением запасов в ООО «Хлеб» находится не на должном уровне.


2.4 Управление дебиторской задолженностью


Целью управления дебиторской задолженностью является минимизация средств отвлекаемых в дебиторскую задолженность.

Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.

В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам (рис. 3).


Виды дебиторской задолженности предприятия


 

Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил

 

Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок

 


 

Дебиторская задолженность по векселям полученным

 


 

Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом

 


 

Дебиторская задолженность по расчетам с персоналом

 



 

Прочие виды дебиторской задолженности

 

 

 

Рис. 3 . Состав основных видов дебиторской задолженности предприятия.


Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную продукцию. В общей сумме дебиторской задолженности на расчеты с покупателями приходится 80-90%. Поэтому управление дебиторской задолженностью на предприятии связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию. В целях эффективного управления этой дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия осуществляется по следующим основным этапам (рис. 4).


Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью

Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде


Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции


Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту.





Формирование системы кредитных условий


Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита


Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности


Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности


Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности



Рис. 4. Основные этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью предприятия.


Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность предприятия и определяет кредитную политику, пути ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежной задолженности, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

На уровень дебиторской задолженности влияют следующие факторы:

-                     оценка и классификация клиентов в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и условий оплаты;

-                     контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;

-                     анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.


Таблица 13. Состав и структура дебиторской задолженности ООО «Хлеб» Липецкой области Липецкой области за 2006 – 2008 гг.

Наименование

2006

2007

2008

Отклонение, тыс. руб. (+/-)

Тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

106

2,04

106

0,7

106

0,5

-

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты):

5091

97,96

15503

99,3

21113

99,5

+5610

Покупатели и заказчики

505

9,9

6587

42,9

17243

81,3

+10656

Прочие дебиторы

4586

88,06

8916

56,4

3870

18,2

-5046

Итого

5197

100

15609

100

21219

100

+5610



Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям), которые оказывают влияние на объем продаж и получение денег

Рассмотрим состав, структуру и эффективность использования дебиторской задолженности ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области за 2006 – 2008 гг.

Из данных таблицы 13 видно, что у ОАО «Хлеб» имеется просроченная дебиторская задолженность в размере 106 тыс. руб., которая свидетельствует о не эффективности системы расчетов. Также негативным моментом является рост величины дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты на 5610 тыс. руб. в 2008 году по сравнению с прошлым годом. Необходимо отметить, что в составе дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев, наблюдается значительное увеличение дебиторской задолженности покупателей и заказчиков. Это связанно с неэффективной кредитной политикой по отношению к покупателям и заказчикам, что также является отрицательным моментом для текущей деятельности предприятия.


Таблица 14. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области за 2006 – 2008 гг.

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Отклонения от прошлого года (+/-)

1.Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

7,4

3,3

1,6

-1,7

2.Продолжительность оборота дебиторской задолженности в днях

49

111

228

+117

3.Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов, %

31,7

73,7

93,4

+19,7

4.Отношение средней величины дебиторской задолженности к выручке от реализации

22,8

29,4

64,1

+34,7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.