- расчет издержек за пользование краткосрочными кредитами;
- увязка сроков погашения дебиторской задолженности со сроками погашения кредиторской задолженности (анализ и оптимизация);
- оценка затрат на привлечение специальных «инструментов» воздействия, факторинга.
3. Выработка инкассационной политики на предприятии, включающей в себя:
- срок и количество письменных оповещений по долгу;
- проведение личных встреч с клиентами-должниками;
- разработку условий выплаты долга и санкций за просрочку платежа;
- обращение к уполномоченным органами с просьбой о взыскании долга с неплательщика;
- действия по продаже долга.
В ходе управления дебиторской задолженностью ООО «Хлеб» необходимо проводить ранжирование дебиторов по группам риска, связанного с возникновением несостоятельных и безнадежных долгов. При этом из числа партнеров предприятия исключаются дебиторы с высоким уровнем риска. Для этого необходимо собрать информацию о клиентах-дебиторах и тщательно проанализировать ее, принимая решение о предоставлении или отказе в кредите (при этом изучается финансовое состояние клиентов и их значимость (незначительный, средний, крупный).
Незначительных клиентов условно можно разбить на пять категорий в зависимости от уровня риска, которому предприятие подвергается в результате полной или частичной неоплаты дебиторской задолженности
По первой категории кредит можно предоставлять автоматически. По второй – кредит может быть разрешен до определенного объема, который определяется предприятием. По третьей – лимит по кредиту должен быть более строгим. По четвертой – кредит предоставляется в исключительных случаях. По пятой категории кредит не предоставляется вообще. Крупного клиента следует рассматривать как совокупность небольших клиентов, случайные убытки от которых полностью коррелируют друг с другом. Если предприятие продает в кредит крупным клиентам, то проблема состоит в том, чтобы узнать максимальный риск, возникающий в данной ситуации, и его возможные последствия. Если возникающий в результате убыток будет настолько велик, что может привести предприятие к банкротству, следует отказать клиенту в кредите, даже если вероятность не возврата средств низка.
Предприятиям, для которых характерен высокий уровень дебиторской задолженности и соответствующие потери, целесообразно организовать систему аналитического учета дебиторской задолженности не только по срокам, как это было ранее, но и по размерам, географии, юридическим и физическим лицам, срокам погашения при заключении сделок.
В некоторых случаях целесообразно проводить инвентаризацию долгов ежемесячно, но обязательно с принятием мер воздействия на недобросовестных дебиторов. Все это будет способствовать притоку денежных средств и снижению безнадежных долгов.
Основной целью финансового менеджмента в процессе управления денежными активами является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия. Приоритетность этой цели определяется тем, что ни большой размер оборотных активов и собственного капитала, ни высокий уровень рентабельности хозяйственной деятельности не могут застраховать предприятие от возбуждения против него иска о банкротстве, если в предусмотренные сроки из-за нехватки денежных активов оно не может рассчитаться по своим неотложным обязательствам. Наряду с этой основной целью важной задачей в процессе управления денежными активами является обеспечение эффективного использования временно свободных денежных средств. Как показал анализ, в ОАО «Хлеб» управление денежными активами осуществляется не достаточно эффективно, следовательно предприятие нуждается в принятии ряда мер, направленных на повышение эффективности управления денежными потоками с целью достижения сбалансированности поступлений денежных средств и платежей и обеспечения достаточности получаемой прибыли для погашения текущих обязательств.
Одним из элементов системы управления оборотными активами Хлеб» является управление денежными потоками.
Планирование денежных потоков включает в себя текущее планирование, в процессе которого разрабатывается план поступления и расходования денежных средств (бюджет движения денежных средств), и оперативное планирование, в процессе которого разрабатывается система платежных календарей по соответствующим видам движения денежных средств.
Бюджет движения денежных средств – это план поступлений и платежей денежных средств, рассчитанный на предстоящий временной период. Этот бюджет показывает ожидаемое конечное сальдо по денежным средствам и финансовое положение предприятия на каждый анализируемый период. Таким способом могут быть запланированы и учтены периоды наибольшего и наименьшего наличия денежных средств, проанализированы эффективность использования средств и перспективный уровень платежеспособности предприятия. Бюджет движения денежных средств разрабатывается на предстоящий год в помесячном разрезе с тем, чтобы обеспечить учет сезонных колебаний денежных потоков предприятия. Он может составляться по отдельным видам хозяйственной деятельности и по предприятию в целом. Учитывая, что ряд исходных предпосылок разработки этого бюджета носят слабо прогнозируемый характер, он может составляться в следующих вариантах – «оптимистическом», «реалистическом» и «пессимистическом». Кроме того, разработка бюджета движения денежных средств носит многовариантный характер и по используемым методам расчета отдельных показателей. Бюджет движения денежных средств разрабатывается на предприятии в последовательности, указанной в схеме (рис.8).
Рис.8. Последовательность разработки бюджета денежных средств
Основной целью разработки бюджета движения денежных средств является прогнозирование во времени валового и чистого денежных потоков предприятия в разрезе отдельных видов ее хозяйственной деятельности и обеспечение постоянной платежеспособности на всех этапах планового периода. Мы считаем целесообразным составление бюджета денежных средств на ООО «Хлеб», который в настоящее время не составляется.
Еще одним существенным недостатком в работе ООО «Хлеб» является то, что на предприятии не составляется платежный календарь, который является эффективным и надежным инструментом оперативного управления денежными потоками. Он позволяет решать следующие основные задачи:
· свести прогнозные варианты плана поступления и расходования денежных средств к одному реальному заданию по формированию денежных потоков предприятия в рамках одного месяца;
· в максимально возможной степени синхронизировать положительный и отрицательный денежные потоки, повысив тем самым эффективность денежного оборота предприятия;
· обеспечить приоритетность платежей предприятия по критерию их влияния на конечные результаты его финансовой деятельности;
· в максимальной степени обеспечить необходимую абсолютную ликвидность денежного потока предприятия, т. е. его платежеспособность в рамках краткосрочного периода;
· включить управление денежными потоками в систему оперативного контроллинга финансовой деятельности предприятия.
Заключение
Дипломная работа выполнена на примере ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области. Исследуемое хозяйство относится к мелким предприятиям, основная деятельность которого связана с производством хлебобулочных изделий.
ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области можно охарактеризовать как финансово неустойчивое, неплатежеспособное предприятие, находящееся в кризисном состоянии.
Анализ управления оборотными активами позволил сделать соответствующие выводы:
- имеющаяся структура оборотных активов указывает на не рациональную структуру оборотных активов и в целом не эффективную организацию оборотных средств;
- наблюдается значительным рост дебиторской задолженности в 2008 году по сравнению с 2006 годом (более чем в 3 раза), и в составе оборотных активов она составляет 93,9%.;
- в составе дебиторской задолженности имеет место и просроченная дебиторская задолженность, что является признаком финансового неблагополучия ООО «Хлеб»;
- формирование оборотных активов осуществляется преимущественно за счет заемных и привлеченных источников, что свидетельствует о большом риске банкротства.
- наблюдается снижение эффективности использования оборотных активов.
- в ООО «Хлеб» отсутствует регулярное планирование потребности в запасах сырья и готовой продукции;
- отсутствует систематический контроль залежалых и неходовых товаров, не проводится анализ недостач и потерь от порчи товарно-материальных ценностей;
- не производится анализ финансовых возможностей и уровня текущей платежеспособности потенциальных покупателей;
- не ведется контроль состояния расчетов с покупателями, не выявляется просроченная задолженность;
- условия договоров не гибкие и не гарантируют своевременное поступление денежных средств от покупателей, не рассматривается возможность предоставления скидок за произведенную предоплату;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16