Рефераты. Управление оборотными активами предприятия ОАО "Хлеб"

Представители первого подхода Романовский М.В. при рассмотрении финансовой политики делают акцент на выявление ее предназначения. Лихачев О.Н., Щуров С.А. – представители второго подхода – определяют финансовую политику как совокупность форм, методов и инструментов управления финансовыми ресурсами. Третий подход предложен Правительством РФ в Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятий, утвержденных Приказом Министерства экономики РФ в 1997г. В этом документе определено назначение и выделены отдельные направления разработки финансовой политики предприятия.     Авторы четвертого подхода Илышева Н.Н. и Крылов С.И. считают финансовую политику инструментом реализации финансовой стратегии. Все четыре подхода имеют недостатки. Поэтому Круш З.А. и Леванова А.Л. дают свое определение финансовой политики, как части экономической политики предприятия, избранной собственниками финансовой идеологии, выражающейся в установлении основополагающих принципов, целей и методов управления финансовыми отношениями, финансовыми и денежными ресурсами, капиталом (основным и оборотным), доходами, расходами и инвестициями предприятия.

Финансовая политика определяет размер и структуру оборотных активов и пассивов, которые в свою очередь позволяют оказать влияние на все характеристики финансовой устойчивости. С этих позиций, как отмечает Леванова А.Л. [31], формирование рациональной политики управления оборотным капиталом аграрных предприятий особенно актуально.

По мнению И. А. Бланка [15], политика управления оборотными активами представляет собой « часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, оптимизации структуры источников их финансирования».

Анализ оборотных активов имеет большое значение в процессе управлении, хотя отдельные экономисты и занижают его роль. Однако анализ за предыдущие периоды позволяет выявить закономерности и тенденции кругооборота средств, степень их использования и рациональность формирования, что в свою очередь является средством оценки эффективности системы управления. Кроме того, результаты анализа служат также сигналом для внесения в политику управления оборотными активами корректирующих воздействий, т.е. способствует совершенствованию управления.

Экономисты Н.А.Соколова и И.Н. Томашинская [40] затрагивают проблемы управления дебиторской задолженностью в условиях финансового кризиса. Они считают, что для любого предприятия необходимо обезопасить себя, выбрав самый подходящий способ истребования задолженности. Это может быть истребование: в судебном порядке; в страховом порядке; в порядке уступки денежного требования (факторинга); в порядке договора форфейтинга.

Н.А. Соколова[41] считает, что анализ и управление дебиторской задолженностью в условиях финансового кризиса и инфляции имеет особое значение, так как подобная иммобилизация средств становиться особенно невыгодной. Однако в то же время в экономической ситуации сегодняшнего дня при существующей конкуренции очень трудно пробиться к потребителю, не давая ему отсрочку платежа. Сейчас основными проблемами, с которыми сталкиваются предприятия при возникновении дебиторской задолженности, являются:

1) отсутствие достоверной информации о сроках погашения обязательств, в том числе о величине затрат, связанных с изменением дебиторской задолженности и времени ее инкассации;

2) отсутствие просроченной и сомнительной задолженности;

3) распределение функций ответственности между разными подразделениями за аккумулирование (сбор) денежных средств, анализ дебиторской задолженности и принятие решения о предоставлении кредита

Репин В. В. [39] считает, что важность управления дебиторской задолженностью определяется не только стремлением к максимизации денежных потоков предприятия, но и желанием снизить потери предприятия, связанные с содержанием дебиторской задолженности.

Потери, возникающие в результате предоставления отсрочки платежа дебиторам можно рассматривать в трех аспектах:

1.                в виде упущенных возможностей, складывающихся из размера прибыли, которую предприятие могло бы получить, если бы инвестировало капитал в другие альтернативные активы;

2.                в виде затрат, связанных с содержанием определенного размера дебиторской задолженности, которые определяются ценой источников формирования средств, направленных на расчеты с дебиторами;

3.                в виде потерь от инфляции, которые определяются разностью между номинальной и реальной стоимостью средств, возникающих из-за отсрочки платежа дебиторам. Поэтому основной задачей управления дебиторской задолженностью является ускорение ее оборачиваемости.

Управление дебиторской задолженностью находится в непосредственной взаимосвязи с управлением материальными оборотными средствами предприятия, так как поступления от дебиторов являются основным источником формирования запасов предприятия. Длительность оборота дебиторской задолженности определяет и период отсрочки платежа, который предприятие должно просить у поставщиков сырья и материалов

Эффективное управления оборотными активами, как считает Плехова Ю. О. [37] играет большую роль в обеспечении нормальной работы предприятия, повышении уровня рентабельности производства и зависит от множества факторов. В современных условиях огромное негативное влияние на изменение эффективности управления оборотных средств и замедление их оборачиваемости оказывают факторы кризисного состояния экономики:

-                     снижение объемов производства и потребительского спроса;

-                     высокие темпы инфляции;

-                     разрыв хозяйственных связей;

-                     нарушение договорной и платежно-расчетной дисциплины;

-                     высокий уровень налогового бремени;

-                     снижение доступа к кредитам вследствие высоких банковских процентов.

Все перечисленные факторы являются объективными и безусловно влияют на использование и управления оборотными активами предприятия. Вместе с тем, предприятия имеют внутренние резервы повышения эффективности использования оборотных средств, в задачу финансовых служб, соответственно, и входят мероприятия по изысканию таких резервов. К ним относятся:

-                     рациональная организация производственных запасов (ресурсосбережение, оптимальное нормирование);

-                     эффективная организация обращения (совершенствование системы расчетов, рациональная организация сбыта, приближение потребителей продукции к ее изготовителям, систематический контроль за оборачиваемостью средств в расчетах);

-                     управление дебиторской задолженностью.

Рациональное управление оборотными активами можно свести к сокращению периода оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности и увеличению среднего срока оплаты кредиторской задолженности. При этом обеспечивается уменьшение текущих финансовых потребностей и их превращение в отрицательную величину.

Текущие финансовые потребности (ТФП) могут определяться:

·как разницу оборотных активов (без денежных средств) и краткосрочных обязательств;

·как сумму операционных и внеоперационных текущих финансовых потребностей;

·как сумму дебиторской задолженности и запасов минус сумму кредиторской задолженности;

·сумма дебиторской задолженности, запасов, краткосрочных финансовых вложений, прочих оборотных активов (без денежных средств) за минусом кредиторской задолженности и краткосрочных заемных средств.

·                   Способы сокращения текущих финансовых потребностей находятся на «стыке» вопросов управления финансами и сбытом. К числу основных принципов и способов относятся:

· принцип дешевой покупки и дорогой продажи;

· скидки покупателям за сокращение сроков оплаты полученной продукции;

· учет векселей и факторинг.

При реализации принципа «дешевой покупки и дорогой продажи» необходимо учитывать:

· стремление продавца купить товар у производителя дешевле и продать дороже с целью получения большей прибыли;

· наличие у производителя и покупателя возможности выбора в пользу надежных поставщиков (честных и добросовестных) в условиях свободной конкуренции, что приводит к ограниченности дешевых закупок;

· ограниченность дорогой продажи конкуренцией и желанием приобрести постоянную клиентуру;

· ограниченность дорогой продажи желанием ускорить оборот (чем короче продолжительность одного оборота, тем больше количество оборотов и меньше потребность в финансовых ресурсах);

· необходимость выйти победителем из конкурентной борьбы.

Рациональное управление оборотными активами предполагает также установление скидок покупателям за сокращение сроков оплаты полученной продукции. Предоставление отсрочек платежей – это, по существу, предоставление кредита, который не является бесплатным, так как, получив своевременно платеж и положив деньги в банк, производитель мог бы получить прибыль в размере банковского процента.

С другой стороны, трудно реализовать товар без коммерческого кредита. В развитых странах эта проблема решается введением спонтанного финансирования, при котором за оплату товара до истечения определенного срока покупатель получает солидную скидку с цены. После этого срока покупатель выплачивает полную стоимость при соблюдении договорного срока платежа

Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств. Такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.