15. Финансы и зар. плата. Наряду с финансами в распределении продукта общественного труда участвует зар. плата. Эта форма распределения обусловлена необходимостью формирования доходов конкретного работника. Как экон. категория З/П выражает стоимостные отношения возникающие в процессе вновь созданной стоимости путём формирования индивидуальных доходов, поступающих работникам в зависимости от количества и качества затраченного ими труда. З/П отличается от финансов: Составляющие З/П распределительные отношения материализуются в основных средствах, поступающих в собственность отдельных работников и используются для удовлетворения личных потребностей граждан, финансы находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства, и предназначены для удовлетворения различных общественных потребностей; функционирование З/П может рассматриваться как процесс двустороннего движения стоимости. Взаимодействие финансов и ЗП: с помощью финансов формируется ФОТ и выделяется из др. фондов предприятия; начисление З/П по времени не совпадает с её выплатой ( З/П выступает источником части фин. расчётов предприятия.
16.Объективные предпосылки и возможности использования финансов в общественном воспр-ве. В практике хоз-ния ф-сы могут сознательно исп-ся об-вом для возд-вия на процессы обществ. развития. Объектив. предпосылки исп-ния ф-сов в обществ. воспр-ве заключ-ся в ф-циях этой категории, а именно распределительной, кот. позволяет форм-ть фин. рес-сы и целев. ден. фонды в соотв. с потреб-ми развития обществ. пр-ва как в целом, так и отдельных его структурных подразделений; в контрольной, кот. отражает течение эк. процессов в об-ве (через движение фин. ресурсов) и фиксирует все происходящее в эк-ке и отдельных её структурных подразделениях. Реализация этих объективных предпосылок зависти от того, в каких конкретных организационно-правовых формах функционируют фин. отн-ния. Как эк. инструмент хоз-ния, ф-сы способны колич-но и кач-но влиять на обществ. пр-во. Количественное влияние хар-ся пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых фин. ресурсов. Изменяя размеры фин. рес-сов, оставляемых в распоряжении субъектов хоз-ния, устанавливая напр-ния более эфф-го вложения ср-в, добиваясь распределения фин. рес-сов в соотв. с объявленными приоритетами, об-во может возд-ть на развитие пр-ва в желаемом напр-нии. Качественное влияние хар-ся возд-вием ф-сов на матер. интересы уч-ков воспр-ного процесса через формы орг-ции фин. отн-ний. Кач-ное возд-вие связано с превращением ф-сов в стимул развития эк-ки. Взм-ть влияния ф-сов на эк-ку обусловлено тем, что: 1) являясь категорией распределения, ф-сы обслуживают воспр-ный процесс в целом, сфера их влияния не исчерпыв-ся только областью стоим. распред-ния, а распр-ся и на др. стадии воспр-ва; 2) тем, что ф-сы обладают потенциальным св-вом катализатора эк. процессов, вытекающ. из распред. их природы. Функционируя в сфере мат. пр-ва, ф-сы обслуживают кругооборот пр-ных фондов и уч-ют в создании нов. ст-ти. Благодаря им распред-ся реализованная ст-ть и форм-ся доходы, накопления и отчисления, на их основе образ-ся ден. фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения разнообразных обществ. потребностей. Начавшееся в сфере мат. пр-ва фин. распределение продолжается в сфере обращения.В рамках исп-ния ф- сов в обществ. пр-ве можно выделить 3 глав. напр-ния фин. возд-вия на проц. обществ. развития: 1) фин. обеспечение потреб-тей расшир. воспр-ва; 2) фин. регулир-ние эк. и соц. процессов; 3) фин. стимулиров-е улучшения рез-тов д- ти.
17.Финансовые ресурсы и формы их use. (фр) фр- ден. фонды, кот-е создаются в процессе распределения, перераспред. и use ВНП и НД за определенный период. Группы фр:1 фр, кот. явл-ся выражением стоимости чистого дохода, созданного в стране (pf, платежи в ПФ, ФЧ, сбор на обязательное гос. страхование, платежи в небюджетные фонды); 2 фр, являющиеся частью фонда потребления, расиределяемые при помощи финансов (прямые и косвенные налоги с насел-я- НДС, ПДН, АС, плата за землю, местные налоги и сборы); 3 налоги и сборы кот-е включаются в с/с продукции (амрт-я, сбор за геолого-развед-е работы выполняемые за счет ГБ, плата за спец. use природ. ресурсов).
18.Фин. льготы иностранным инвесторам в Укр. З-н Укр. "О режиме иностр-о инвестир-я" 96г. Иностранные инвесторы поставлены в равные условия с отечественными инвесторами. Этим зак-м инсотр. инвесторам предоставленны гос. гарантии защиты инвестиций в частности они не могут быть национализированы. Гос. органы не имеют право реквезировать иностр. инвестиции за исключением осуществления спасательных мероприятий во время стихийных бедствий, аварий, эпидемий. При этом гарантируется адекватная и эффек-я компенсация. Иностр. инвесторы имеют право на возмещение убытков включая упущенную выгоду и моральный ущерб причиненный им вследствие действий бездействий или не надлежащего выполнения гос. органами и должностными лицами предусмотренных з/д-ом обязательств в отношении иностр. инвесторов. В случае прекращения инвестиц- й деят-ти инвест-у грантируется возврат его кап-в в натуральной форме или в валяте инвестирования без оплаты пошлины, а т.ж. доходов с этих инвестиций. Гос-во гарантирует беспрепятственное и немедленное перечисление за границу pf и др. средств в иностр. валюте полученных на законных основаниях в следствие осуществления иностр. инвестиций. Если в дальнейшем специальным з/д-ом о иностр. инвест-х будут изменятся гарантии их защиты изложенные в зак-е, то в течение 10 лет со дня вступления в действие з-на по требованию иностр. инвестора применяются гарантиизащиты определенные зак-м "О режиме инострю инвестирования".
19. Финансовая система. (фс) ФС- совокупность различных звеньев фин. отношений, каждая из кот-х хар-ся особенностями в формировании и use фондов ден. ср-в. Выделяют 3 сферы. I фин. предпр-й, они включают след. звенья: фин. предпр-й работающих на коммер-х началах; фин учреждений и орган-й, осуществ-их некоммерческую деят- ть; фин общественных объдинений. II гос-е фин-ы, они включают: ГБ, внебюджетные фонды, гос кредит. III страхование, в него входит: соц страхование, личное страх., имуществ-е, страх-е ответственности, страхов. рисков. Каждое звено фс подразделяется в соотв-ии с внутренней структурой, содержащихся в нем фин. взаимосвязей. Фин. предпр-й исходное звено фс гос- ва, оно явл. т.ж. основой общегос-х фин, т.к. именно в низовых хоз-ых звеньях в процессе мат-го пр-ва создается ВОП и НД. Поэтому состояние данного звена фс отражает положение дел в эк-ке в целом. Ведущим звеном фс гос-ва явл. ГБ- это система ден. отношений, возникающих между гос-вом, предпр-ми, и населением по поводу перераспр-я НД связан с образованием и use бюджетного фонда.
20, Дж. Кейнс 1936 г «Общая теория занятости, % и денег»: обосновал необходимость вмешательства гос-ва инструмент вмешательства - фин-вые категории и в первую очередь государственные расходы рост гос-ных расходов за счет налогов и займов смогут оживить предпринимательскую деятельность, повысить НД, ликвидировать безработицу воздействие налогов на основной психологический закон (люди склонны ув-чить потребление не в той степени в которой вырос доход)(падение спроса на товары и сокращение производства. Гос-во должно воспрепятствовать проявлению этого закона и восполнить недостающий спрос путем повышения расходов. Неокейнсианцы : доказывали необх-ть больших гос-ных затрат не считаясь с ростом гос-го долга. Но возникшая проблема бюджетного дефицита потребовала нового решения. Представители стокгольмской школы отстаивали «Теорию циклического балансирования бюджета» т.е. приспособление доходов и расходов бюджета к экономическому циклу ( покрывать дефицит излишками образовавшимися в период подъема экономики). В основе теории встроенного бюджетного стабилизатора лежали взгляды Кейнса на налоговые стабилизаторы, которые должны действовать автоматически, регулируя циклические колебания. Последователи добавили управляемые стабилизаторы (постоянно изменяющиеся налоговые мероприятия в соответствии с новыми экономическими условиями). С середины 70-х годов потребовалось пересмотреть принципы фин-вой политики т.к.: ухудшилась конъюнктура усложнились условия воспроизводственного процесса увеличилась открытость нац-ных экономик из-за углубления М. Р. Труда поощрение спроса вызвало инфляцию.
21. Формирование страхового рынка. Страховой рынок - это особая сфера ден. отн-ний, где объектом купли-продажи выступает специфич. услуга - страховая защита, форм-ся S и D на неё. Объективной основой развития страхового рынка явл-ся потребность в обеспечении бесперебойности процесса воспр-ва, кот. выражается в оказании ден. помощи пострадавшим в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий. На страховом рынке происходит формирование и распределение страхового фонда для обеспечения страховой защиты об-ва. Субъектами страхового рынка явл-ся страховые орг-ции (страховщики), страхователи и застрахованные. Формирование страхового рынка происх. в ходе развития тов.-ден. отн-ний. Атрибутами страхового рынка явл-ся продавец, покупатель, товар (услуга) и реальная свобода покупателя в выборе товара (услуги). Развитый страховой рынок вкл. в себя, как правило, след. категории продавцов страховой услуги: страховщиков, непоср-но заключающих д-ры страхования, перестраховочные орг-ции, кот. принимают на себя часть круп. рисков за соотв. вознаграждение посредников между страховщиком и страхователем различные объединения страховщиков, создаваемыес к.-л. конкр. целью. Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка. Условия реализации страховой услуги, складывающиеся в конкр. регионе в данное время, называется конъюнктурой страхового рынка. Конъюнктура хар-ет в 1-ую очередь степень сбалансированности S и D страховых услуг и в зав-ти от этого м.б. благоприятной или неблагоприятной как для страховщика так и для страхователя. Объективной основой спроса на страховую услугу явл-ся потеб- ть в страховой защите, кот. реализуется как страховой интерес. Рынок как форма орг-ции общественного хоз-ва требует обеспечения возм-ти для страхователя свободного выборастраховой услуги, что реально только в условиях конкуренции между страховщиками.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8