Рефераты. Сравнительный анализ практики применения УСН и ЕНДВ в российской налоговой системе

3. Анализ практики применения специальных налоговых режимов


Для льготного налогообложения малого бизнеса существуют специальные режимы налогообложения - это единый налог, взимаемый при ведении упрощенной системы налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

3.1 Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения существует как альтернатива общепринятой системе налогообложения, отличающейся большим количеством различных налогов и сложностью их расчета. Каждый современный бизнесмен или предприниматель знаком с противоречивостью и запутанностью налогового законодательства, устанавливающего многообразие видов налогов и сборов, имеющих различные (зачастую сложные) алгоритмы их расчета и уплаты. Очевидно, что одной из целей, преследуемых законодателем, было упрощение процесса исчисления налогов для организаций малого бизнеса.

Сущность упрощенной системы налогообложения заключается в том, что уплата ряда налогов налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, заменяется уплатой единого налога, исчисляемого в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

При этом следует иметь в виду, что для организаций и индивидуальных предпринимателей перечень заменяемых налогов несколько отличается. Это связано с тем, что при применении общего режима налогообложения эти категории налогоплательщиков уплачивают разные налоги.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Необходимо отметить, что обязать налогоплательщика применять упрощенную систему налоговое законодательство на сегодняшний день не может. Поэтому переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном законом (при соблюдении всех необходимых условий).

Исходя из того, применение упрощенной системы налогообложения - это особый налоговый режим, обусловленный действием налогового законодательства, к нему применяются общие принципы налогообложения, установленные первой частью Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п.2 ст.1 Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения.

Таким образом, установление упрощенной системы налогообложения направлено на ведение организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения в определенном порядке налогового учета, под которым подразумевается определенная система накопления, обработки и обобщения информации, необходимой для исчисления организациями и индивидуальными предпринимателями соответствующих налогов и исполнения обязанности по их уплате в бюджет.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Налоговым кодексом. Объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

Упрощенная система налогообложения регулируется гл. 26 НКРФ, введенной Федеральным законом от 24.07.2002г. №104-ФЗ.

Выбор применения УСН осуществляется добровольно налогоплательщиками.

Применение УСН предусматривает освобождение организации от уплаты налога на прибыль, ЕСН уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Не могут применять УСН: банки, страховые компании, инвестиционные фонды, ломбарды, нотариусы и.т.д.

Налогоплательщики, желающие перейти на УСН, сообщают об этом в налоговый орган в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего переходу. В заявление они указывают Явой доход за девять месяцев текущего года.

Если по итогам налогового периода доход налогоплательщика превысит 20 млн. руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором допущено превышение.

Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим.

Объектом налогообложения при УСН по желанию налогоплательщика может выступать или доход, или доход, уменьшенный на величину расходов.

При этом организации учитывают свои доходы от реализации товаров, работ и услуг, от реализации имущества и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Индивидуальные предприниматели учитывают доходы от предпринимательской деятельности.

Налоговой базой служит денежное выражение доходов налогоплательщика или доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли. Доходы в натуральной форме учитываются по рыночным ценам.

Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода, каковым установлен календарный год. При этом квартала года является отчетными периодами.

Главой 26 НК РФ введено понятие минимального налога. Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в случае, если сумма исчисленного налога меньше суммы минимального налога. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% от доходов.

При налогообложении доходов налоговая ставка устанавливается в размере 6%. При налогообложении доходов, уменьшенных на величину расходов, ставка устанавливается в размере 15%.

Уплата налога производится по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Квартальные авансовые платежи вносятся не позднее 25 –го числа месяца, следующего за кварталом. Налог по истечении налогового периода уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций. Для организаций – это 31 марта следующего года, а для индивидуальных предпринимателей – 30 апреля.

С 1 января 2006г., изменены формы документов согласно Приказу от 31 августа 2005г. «Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения на основании патента», необходимых для применения упрощенной системы.

В целом по России поступление единого налога по упрощенной системе налогообложения можно рассмотреть на примере таблицы 2.1.

Поступления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по итогам 2005 г. относительно 2004 г. в целом по стране увеличились почти в 1,5 раза.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности – является более благоприятной для налогоплательщика. Во-первых, здесь привлекает добровольный порядок перехода на эту систему. Во-вторых, после уплаты единого налога в бюджет и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды в распоряжении предприятия остается до 30% от выручки. Ведение бухгалтерского учета и отчетности предусмотрено в упрощенном варианте. Для субъектов малого предпринимательства сумма, начисленного к уплате единого налога, не является фиксированной, зависит от суммы полученной выручки.


Таблица 3.1

Поступление единого налога по упрощенной системе налогообложения в Российской Федерации за 2004 - 2006 гг.[2]

Федеральные округа

За 2006 г.  тыс. руб.

2006 г. к 2005 г., в %

2005 г. К  2004 г., в %

РФ

28 858 517

148,9

196,0

Центральный

8 551965

163,9

290,0

Северо-Западный

4 039 455

114,7

121,7

Южный

2 998 170

158,6

241,4

Приволжский

4 694 318

160,7

171,0

Уральский

3 280 881

134,0

270,4

Сибирский

3 576 436

153,4

166,3

Дальневосточный

1717 292

159,9

247,7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.