2. По ЕНВД тоже видно увеличение с 1,5% до 2,24% в 2003-2004гг., а если сравнить 2005-2006гг. то видно снижение с 3,32% до 2,9%.
3. По ЕСХН в 2003-2004гг. рост с 0,03% до 0,04%, тогда как в 2004 году – 16236 тыс. руб., а в период 2005-2006гг. они увеличились с 0,04% до 0,5% т.е. доля этих налогов в последний год увеличилась.
На основании изложенного материала можно сделать вывод, что одним из препятствий нормального функционирования малых предприятий является то, что большая часть доходов предприятия уходит на уплату налогов и сборов, а так же сложность заполнения и многочисленность документации для правильной уплаты налогов.
В ряде стран обсуждаются интересные проекты упрощения систем налогообложения вплоть до перехода к системе единого налога на доход или на расход, при которой обложению будут подвергаться только суммарные доходы или расходы граждан или юридических лиц, а все виды накоплений и инвестиций получат полную свободу от налогов как общественно полезные и поддерживаемые государством.
Необходимо принятие нового Федерального закона о поддержке малого предпринимательства, в котором критерий по численности работающих целесообразно установить в размере 50 чел., кроме того, целесообразно установить критерии в виде доходов от реализации продукции (работ, услуг) и балансовой стоимости активов, примерно на уровне аналогичных критериев ЕС, соответственно, 240 и 170 млн. руб.
Что касается максимального размера доходов от реализации, то показателя от 110 до 240 млн. руб. целесообразно было бы разрешить применять малым предприятиям исключительно в случаях, когда у них в общем объеме доходов от реализации продукции (работ, услуг) не менее 90% составит доля доходов от реализации:
- высокотехнологичной продукции и услуг (в т.ч. на экспорт —70%);
- продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности;
- прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных (за исключением случаев их перепродажи);
- научно-исследовательских о опытно-конструкторских работ собственного производства.
При этом право утверждать перечень высокотехнологичной продукции и услуг, а также продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности в целях УСН следовало бы предоставить Правительству РФ.
При определении указанного критерия в стоимости основных средств и нематериальных активов могло бы не учитываться приобретенное малым предприятием:
- новое высокотехнологичное оборудование (при условии ввода его в эксплуатацию);
- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных и т.д. (при условии его фактического использования в производстве).
Такой критерий как средняя численность работников мог бы быть использован в целях стимулирования привлечения малыми предприятиями, работающими в редко заселенных территориях России, работников из числа переселенцев, прибывших на эти территории в рамках осуществляемых мероприятий по реализации государственной миграционной политики.
При определении ограничения в 50 работающих в фактической средней численности малого предприятии могли бы не учитываться работники, принятые в рамках реализации государственной политики по привлечению трудовых ресурсов, осуществляемой в связи с реализацией внутренней миграционной политики через территориальное перераспределение трудовых ресурсов внутри страны, перепрофилирование рабочей силы, а также реализацией внешней миграционной политики по стимулированию притока в страну квалифицированной миграции, привлечения из-за рубежа наших соотечественников. При этом право увеличивать максимальный размер критерия в виде средней численности работающих (например — до 100 чел.) следовало бы предоставить законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Важнейшей задачей при совершенствовании законодательства о поддержке малого предпринимательства является разработка мер направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к льготам, предназначенным для малого предпринимательства. Поэтому важно идентифицировать малый бизнес, в том числе в целях применения УСН, с учетом аффилированных компаний (лиц).
Являясь льготным режимом налогообложения, УСН не должен применяться к предприятиям, входящим в единую сеть, а также к предприятиям, аффилированным с крупными и средними предприятиями, вступающими с ними в сделки. Если налогоплательщик владеет десятками предприятий для целей определения его статуса, как налогоплательщика УСН, необходимо идентифицировать и рассматривать собственность по всем принадлежащим собственнику компаниям, включая группы аффилированных лиц. Введение таких правил усложнит налоговое административного, оно будет компенсировано увеличением налоговых поступлений от крупных предприятий в связи с применением общего режима налогообложения. Кроме того, будет обеспечено целевое направление государственных мер по налоговому стимулированию развития малых предприятий.
Если группа предприятий имеет единого владельца (владельцев), если менеджмент и важнейшие функции этих предприятий централизованы и/или взаимозависимы, то в таком случае эта группа предприятий должна считаться единой компанией и критерии применения УСН должны распространяться на все предприятия в совокупности, в том числе, в отношении:
- объема доходов от реализации, балансовой стоимости активов и среднесписочной численности работников;
- тех видов предпринимательской деятельности, по которым запрещено применение УСН (производство подакцизных товаров; добыча и реализация полезных ископаемых; игорный бизнес и др.).
Таким образом, совершенствование критериев для идентификации субъектов малого предпринимательства в целях применения УСН, с одной стороны, увеличивает возможности для перехода на этот специальный налоговый режим малых предприятий, особенно тех, кто осуществляет приоритетные для государства виды деятельности, а с другой стороны, жесткие меры по противодействию разукрупнению предприятий резко сократит число предприятий, применяющих УСН, что компенсирует потери бюджета. И, главное, - будет обеспечено целевое применение упрощенной системы налогообложения, для чего она собственно первоначально и предназначалась, — стимулирование в стране развития малого предпринимательства.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 07.03.2005) (часть 1).
3. Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.03.2005) (часть 2).
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145–ФЗ.
5. Комментарий (постатейный) к Налоговому кодексу Российской
6. Акуленок Д.Н. Налоговый портфель. Учебное пособие для вузов. М., Сомитек, 2001.
7. Федерации. «Статус – КВО 97», 2003.
8. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных CTpaH//www.garant.ru.
9. Алпатов Ю.Ф. Повышение эффективности контрольной работы - важная задача налоговых органов. //Налоговый вестник. 2003. № 1.
10. Батяева А.Т. Что мешает платить налоги? //Вопросы экономики. 2004, № 9.
11. Бахмуров А.С. Налоги и налоговая политика. //Российский налоговый курьер. 2002, №7.
12. Бобоев М.А. Налоговая политика России на современном этапе. //Нормативные акты. 2003. №1.
13. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. М., «Юристъ», 2003.
14. Брызгалин А.В. Основные принципы российского налогового права. //Налоговый вестник. 2003, № 3.
15. Брысина Г.П. Из практики контроля за исполнением налогового законодательства. //Налоговый вестник. 2003. № 2.
16. Бурда Б. Краткий курс истории налогов. //Финансы. 2000, №5.
17. Бюджетная система России. /Романовский М.В. Учебник. М., Юрайт. 2004.
18. Глухов. В.В., Дольдэ И.В. Некрасова Т.П. Налоги, теория и практика: Учебник. 2-ое издание. СПб., Изд-во «Лань», 2002.
19. Государственная налоговая служба. /Под редакцией Бабаева В.К. Нижний Новгород, 2003.
20. Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2006 - 2008 гг. //День Республики 2005, 1 декабря № 209.
21. Динамика развития малого предпринимательства в РФ в 2004 году. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад Апрель 2005 года Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ //www.government.gov.ru.
22. Лыкова Л.Н. Налоговая политика: эффективность рычагов и стимулов. //Вопросы экономики. 2005, № 9.
23. Макарьева В.И. Сущность камеральных и документальных проверок. //Налоговый вестник. 2004, № 11.
24. Масленникова А.А. Культура построения налоговой реформы. //Нормативные акты. 2004, № 6.
25. Налоги. / Под ред. Д.Г. Черника. М., Финансы и статистика. 2004.
26. Налоги и налоговое право: Учебное пособие /Под ред. А.В. Брызгалина М., Аналитика-Пресс, 2002.
27. Налоги и налогообложение. /Под ред. В.А. Усманова, СПб., Питер, 2001.
28. Налоги и налогообложение: Учебн. пособие /Под ред. И.Г. Русакова, В.А. Каши М., Финансы, ЮНИТИ, 2003.
29. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство /Под ред. Е.Н. Евстигнеева Спб., Питер, 2003.
30. Налоговое право. Учебное пособие. Под ред. С.Г. Пепеляева. М., ФБК-ПРЕСС, 2002.
31. Налоговые системы зарубежных стран. Содружество Независимых Государств. Бобоев М.Р. и др., «Гелиос» 2002.
32. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России, М., 2002.
33. Ответственность за нарушение налогового законодательства: учебное пособие для вузов /Под ред. Проф. Петрова Г.В. М., Изд-тво НОРМА, 2003.
34. Пансков В.Г. О нерешенных проблемах части первой Налогового кодекса. //Налоговый вестник. 2003, № 12.
35. Пансков В.Г. Налоговое бремя в Российской налоговой системе. //Финансы. 2002, № 11.
36. Поляк Г.Б. Бюджетная система России М., ЮНИТИ, 2004.
37. Прудников В.М. Налоговая система РФ: Сборник нормативных документов. М., ИНФРА-М. 2004.
38. Романовский М.В. Налоги и налогообложение 2-ое изд. СПБ., Питер. 2004.
39. Рукина С.Н. Местные налоги и сборы в условиях реализации Налогового кодекса РФ. Учебное пособие. Р-н-Дону. 2003.
40. Русакова И.Г., Кашин А.Р., Толкушкин А.В. История налогообложения в России. М., Юристь, 2001.
41. Сажина М.А. Налоговую систему России необходимо совершенствовать. //Финансы. 2006, №7.
42. Скворцов О.В. Налоги. Экспресс-курс М., Дело и сервис, 2003.
43. Сластенко В.Б. О налоговой оптимизации. //Финансы, 2003, № 73.
44. Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. СПб., Изд-во В.А. Михайлова, Полнус, 2004.
45. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. М., Юристь, 2003.
46. Толкушкин А.В. История налогов в России. М., Юристь, 2001.
47. Тонов Н.И. Опыт теории налогов. М., 2002.
48. Трошин П.Е. Налоги в условиях рыночной экономики. //Налоговый вестник. 2002, № 12.
49. Хритинин В.Ф. Результативность контрольной работы повысилась. //Финансы.2006, № 5.
50. Хритинин В.А. О направлениях развития налоговой реформы //Финансы. 2004. № 1.
51. Шаталов А.Д. Реформа налоговой системы. //Финансы. 2005, №2.
52. Щербинин А.Т. Еще один этап организации налогового контроля. //Финансы. 2003, № 4.
53. Экономика. /Под ред. Булатова А.С. Учебник для вузов. М., Бек, 2003.
54. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., Инфра-М, 2003.
55. Налоги в системе рыночных отношений// www.garant.ru
56. www/nestor/minsk/dy/sn
[1] Финансовая газета. Региональный выпуск, № 51, 2001 год.
[2] Хритинин В.Ф. Результативность контрольной работы повысилась. //Финансы.2006, № 5.
[3] Сажина М.А. Налоговую систему России необходимо совершенствовать. //Финансы. 2006, №7.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17