Рефераты. Сравнительный анализ практики применения УСН и ЕНДВ в российской налоговой системе

В некоторых странах для субъектов малого предпринимательства установлен более высокий максимальный уровень вычитаемых в целях налогообложения расходов на НИОКР. Итальянские предприниматели получили упрощенную и ускоренную систему возврата НДС. В Австралии ксубъектам малого предпринимательства применяется упрощенная система налогообложения, направленная на снижение административного бремени соблюдения налогового законодательства.

В России сложилась другая ситуация - упрощенная система налогообложения для малого предпринимательства предусматривает абсолютно иные правила, заключающиеся в замене основных налогов одним налогом.

Упрошенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства была введена с 01 января 1996 г., то есть применяется уже более 10 лет и первоначально этот льготный налоговый режим применялся наряду с налоговыми льготами для малых предприятий по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость. Однако с введением в действие части второй НК РФ, в том числе гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» гл. 25 «Налог на прибыль организаций» налоговые льготы для малых предприятий по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость были отменены.

С 01 января 2003 г. часть вторая НК РФ была дополнена гл. 26! «Упрощенная система налогообложения» (далее -УСН), которая заменила действовавший до этого аналогичный специальный налоговый режим, который в значительной степени был усовершенствован. Последующие поправки в эту главу НК РФ, вступившие и силу с 01 января 2006 г., сделали этот специальный налоговый режим еще более льготным и привлекательным для малого бизнеса.

Совершенствование УСН привело за период с 2002 г. по 2005 г. к росту количества налогоплательщиков, применяющих УСН, со 197,2 тыс. ед. до 1059,0 тыс. ед. или в 5,4 раза, в том числе: организаций — с 66,8 до 491,2 или в 7,4 раз; индивидуальных предпринимателей со 130,4 до 567,8 или4,4 раза.

При этом за период с 2002 по 2005 гг. количество малых предприятий возросло с 882,3 тыс. до 979,3 тыс. или всего на 11%. Отношение количества организаций, применяющих УСН, к количеству малых предприятий за 2002-05 гг. увеличилось с 7,6% до 50,2%. Несмотря на то, что не все организации, применяющие УСН можно отнести к малым предприятиям в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведенные данные свидетельствуют о резком росте количества малых предприятий, применяющих УСН.

Вместе с тем, сумма налогов уплачиваемых в связи с применением УСН выросла за 2002-05 гг. с 7,9 млрд. руб. до 38,8 млрд. руб. или в 4,9 раза. Таким образом, рост налоговых платежей от УСН несколько отстает от роста количества налогоплательщиков. Это связано с тем, что порядок исчисления налоговой базы при применении УСН, в результате внесения в него изменений, стал более льготным. Вместе с тем, одной из причин роста числа налогоплательщиков-организаций стало их разукрупнение в целях минимизации налогообложения.

Применение УСН для субъектов малого предпринимательства в России имеет уже достаточно длительную историю, что позволяет выявить проблемы, связанные с функционированием этого специального налогового режима.

Одной из наиболее острых проблем является определение критериев, дающих право на применение УСН.

В последнее время совершенствование этого специального налогового режима шло по пути увеличения размера доходов, позволяющих перейти на УСН, а также расширения перечня расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы. Однако эти меры не сопровождались одновременным ведением норм в гл. 265 НК РФ, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к этому налоговому режиму.


Таблица 4.1

Критерии разделения субъектов малого предпринимательства

Показатели

Средние предприятия

Малые предприятия

Микро-предприятия

Максимальное число работающих (человек)

250

50

10

Максимальная величина годового оборота (млн. евро) (млн. руб.)

40 1 360

7 238

-

Максимальная величина балансовой стоимости активов (млн. евро) (млн. руб.)

27 918

5 170

-


В настоящее время, Минэкономразвития России осуществляет подготовку новой редакции федерального закона о государственной поддержке малого предпринимательства, одной из задач, которого, в частности, является установление системы критериев, по которым должны определяться субъекты малого предпринимательства, что позволит обеспечить целевой характер мер их государственной поддержки, в том числе налогового стимулирования.

В материалах, подготовленных комиссией по инвестициям к заседанию Совета по торговле и развитию в рамках 17 сессии ООН (2000 г.) предложена схема разделения субъектов малого предпринимательства исходя из численности штатных работников: субъекты микробизнеса — не более 5 чел.; субъекты малого бизнеса — от 6 до 50 чел.; субъекты среднего бизнеса - от 51 до 250 чел.

Для каждой категории предприятий предусмотрена своя система отчетности того уровня детализации, который соответствует размерам предприятия.

В силу того, что до сих пор между европейскими странами есть различия в определении сектора микро-, малого и среднего бизнеса (SME), общеевропейские программы фактически адресованы лишь части SME в каждой отдельной стране. Свои собственные определения SME использовали Европейский инвестиционный банк и Европейский инвестиционный фонд. В целях унификации определений SME, действующих в разных европейских странах и на уровне Европейского Союза, Европейская Комиссия приняла следующее определение микро-, малых и средних предприятий, которые в совокупности составляют сектор SME в экономике западноевропейских стран:

Чтобы в соответствии с приведенной классификацией ЕС, предприятие считалось микро-, малым или средним, оно должно соответствовать критерию численности и одному из двух финансовых критериев. Наряду с этим, предприятие должно быть экономически независимым. Это означает, что предприятию или группе предприятий, не принадлежащих сектору SME, может принадлежать не более 25 % собственности предприятия из сектора SME. Верхние границы годового оборота и балансовой стоимости активов, указанные в определении, должны регулярно, обычно 1 раз в 4 года, пересматриваться, чтобы учесть изменения, происходящие в экономике стран-участниц ЕС (изменение уровня цен, рост производительности труда). Среди критериев отнесения к SME основной - количество занятых, финансовые критерии необходимы для определения реальной значимости предприятия и его позиции среди конкурентов. Критерий по числу занятых учитывает как полную, так и частичную занятость на предприятии.

В силу специфики деятельности, предприятия торговли и сферы распределения имеют больший годовой оборот, чем предприятия производственного сектора. Поэтому кроме критерия «годовой оборот» применяется критерий «балансовая стоимость активов», который более точно отражает реальный масштаб бизнеса. В соответствии с рекомендациями Европейской Комиссии, если по итогам финансового года предприятие из числа SME превысило пороговые значения финансовых показателей, то не происходит автоматического исключение его из числа SM Е. Исключение наступает лишь в том случае, если зафиксированное превышение финансовых критериев повторяйся по итогам еще 2 финансовых лет.

В целях обеспечения сопоставимости мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в странах ЕС и России в российском законодательстве также целесообразно выделить три вида субъектов экономической деятельности: микропредприятия с численностью занятых не более Ш чел., малые предприятия — от 11 до 50 чел., средние предприятия — от 51 до 250 чел., а также критерии в виде выручки и балансовой стоимости активов.

Как показывает международный опыт, в общем количестве предприятий основную часть составляют микропредприятия, например, во Франции — 92,85 %, Канаде - 80 %, Бельгии — 70 % предприятий.

В России доля предприятий с численностью до 10 чел. (микро-предприятия) составляет 73,5%, а с численностью до 50 чел. (малые предприятия) составляет 98%. Поэтому установление в российском законодательстве при определении малых предприятий порогового значения по численности работников на уровне 50 чел. позволит охватить практически все малые предприятия.

В новом Федеральном законе о поддержке малого предпринимательства критерий по численности работающих целесообразно установить в размере 50 чел., кроме того, целесообразно установить критерии в виде доходов от реализации продукции (работ, услуг) и балансовой стоимости активов, примерно на уровне аналогичных критериев ЕС, соответственно, 240 и 170 млн. руб.

Указанные критерии должны применяться и при определении права на применение УСН. Однако, критерий в виде доходов от реализации продукции (работ, услуг) в размере 240 млн. руб. должен применяться дифференцированно.

Например, общий критерий по доходам в целях УСН может быть повышен до 110 млн. руб., что будет соответствовать первоначальному критерию в виде доходов, установленному при введении УСН с I января 1996 г. Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», согласно п. 3 ст. 2 которого субъект малого предпринимательства имел право перейти на УСН, если в течение года, предшествующего кварталу, 8 котором произошла подача заявления на право применения УСН, его валовая выручка не превысила 100 тыс. МРОТ. С 01 мая 2006 г. МРОТ составляет 1100 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 26.12.04 г. № 198-ФЗ), соответственно 100 тыс. МРОТ составят 110 млн. руб.

Что касается максимального размера доходов от реализации, то показателя от 110 до 240 млн. руб. целесообразно было бы разрешить применять малым предприятиям исключительно в случаях, когда у них в общем объеме доходов от реализации продукции (работ, услуг) не менее 90% составит доля доходов от реализации:

-              высокотехнологичной продукции и услуг (в т.ч. на экспорт —70%);

-              продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности;

-              прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных (за исключением случаев их перепродажи);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.