В настоящее время происходит снижение затрат на природоохранительную деятельность по всем показателям. Существенное снижение эксплуатационных затрат может объясняться сокращением производства на предприятии. Снижение затрат на совершенствование природоохранной деятельности объясняется ухудшением экономической ситуации на ВАЗе, отсутствием средств, которые могли бы быть направлены на совершенствование природоохранной деятельности.
Наиболее эффективной мерой как с точки зрения повышения финансовой и экономической устойчивости ВАЗа, так и с точки зрения экологической безопасности производства, является внедрение на предприятии системы экологического менеджмента (СЭМ). Система экологического менеджмента ОАО АВТОВАЗ по обеспечению экологической безопасности производства и экологической безопасности региона финансируется как за счет средств самого предприятия, так и за счет средств бюджета самарской области и мери Тольятти.
Рассмотрим структуру финансирования «Программы экологического менеджмента АО АВТОВАЗ по обеспечению экологической безопасности» в таблице 2.5.
Таблица 2.5. Структура финансирования «Программы экологического менеджмента АО АВТОВАЗ по обеспечению экологической безопасности»
Источник финансирования
2006
2007
2008
тыс. рублей
% в 2006 году
% в 2007 году
% в 2008 году
общий объем финансирования
219 210
100%
100 %
223 660
АО АВТОВАЗ
101 610
46,35%
106 060
47,42%
мэрия
68 220
31,12%
68 200
30,50%
бюджет области
49400
22,53%
22,08%
Из анализа таблицы 2.5. видно, что общий объем финансирования программы в 2006 и 2007 годах был одинаковым и составлял 219 210 тысяч рублей, в 2008 году произошел рост объемов финансирования до 223 660 тысяч рублей. Из таблицы видно, что доля участия АО АВТОВАЗ в финансировании программы экологической безопасности в 2006 и 2007 годах была одинаковой и составляла 46,35 %. (101 119 тысяч рублей). В 2008 году она повысилась до 47,42 %. Это свидетельствует о некотором росте участия предприятия в обеспечении экологической безопасности региона. К сожалению, в настоящее время происходит снижение доли участия ВАЗа в финансировании данной программы, что вызвано падением производства и прибыли на предприятии, ухудшением его экономического состояния. Расходы мери и бюджета области на финансирование программы экологической безопасности региона оставались неизменными и составляли 68220 тысяч рублей и 49400 тысяч рублей соответственно. При этом доля финансирования программы экологической безопасности колебалась от 30,5% до 31,12% (у мери Тольятти) и от 22,08% до 27,53% (у областного бюджета).
Рис 2.8. Структура финансирования «Программы менеджмента АО АВТОВАЗ по обеспечению экологической безопасности»
Из анализа рис. 2.8 видно, что доля АВТОВАЗа в финансировании названной программы в период с 2006 по 2008 годы составляла более 40 % от общего объема финансирования. Причем 2008 году произошел незначительный рост доли участия АВТОВАЗа в финансировании программы экологической безопасности.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточно большом влиянии финансовых ресурсов ОАО АТОВАЗ на обеспечение экологической безопасности территории. Причем предприятие затрачивает средства не только на очистку (уменьшение собственного негативного влияния на окружающую среду), но и на совершенствование природоохранной деятельности. Кроме того, АВТОВАЗ вкладывает средства в развитие программ природоохранной деятельности в рамках долевого финансирования совместно с мэрией городского округа Тольятти и бюджетом самарской области.
Помимо обеспечения экологической исключительно важной особенностью ОАО АВТОВАЗ является эффективная социальная политика. Ее основной принцип формулируется так: «Завод строился как современное предприятие с передовой технологией, отвечающей мировым стандартам; создание социально-бытовых условий жизни населения, строительство жилья, объектов и сооружений, их облик также должен соответствовать этому уровню». АВТОВАЗ принял на себя, параллельно с жилищным строительством, создание жилищного фонда и всей социальной инфраструктуры. Руководство АВТОВАЗа, мысля стратегически, понимает значимость социальной сферы для своего развития. [12, 10-11]
Одной из самых актуальных программ АВТОВАЗа была и остается жилищная. Однако в последнее десятилетие произошел переход от предоставления бесплатного жилья к строительству за счет работников автозавода. При этом у предприятия существуют механизмы снижения финансовой нагрузки и обеспечения гарантии качества и сроков выполнения строительных работ. Так завод продолжает вкладывать средства в строительство инженерных сетей и коммуникаций, что позволяет себестоимость жилья для заводчан. С учетом заводского профсоюза разрабатываются варианты субсидирования застройщиков
Создание и активное и активное развитие новых форм партнерских отношений с целью снижения на застройщиков вызвало в городе активизацию жилищного рынка. В результате в 2004 году в Тольятти в рамках программы жилищного обеспечения появилось направление приобретения жилья на вторичном рынке, в том числе с предоставлением ипотечных кредитов заводчанам. [12, 224-225]
Кроме того, в 2008 году в рамках жилищной программы было запланировано безвозмездно предоставлять работникам завода субсидии на приобретение жилья по ипотечным кредитам. Планировалось, что это будет не разовая акция, а ежегодная программа.
Еще одной важной социально-значимой программой ВАЗа является создание Негосударственного «пенсионного фонда завода».
Также к наиболее важным программам, реализуемым на АВТОВАЗе относится Программа добровольного медицинского страхования, позволяющая осуществлять коллективное медицинское страхование с использованием средств предприятия.
Кроме того, довольно значительными являются расходы завода на содержание подведомственных учреждений: детских садов, детских лагерей, домов отдыха, санаториев. Работникам предприятия на льготных условиях выделяются путевки в различные оздоровительные учреждения (санатории, дома отдыха).
Таким образом, реализуемые АВТОВАЗом социально-значимые целевые программы могут быть разделены на три группы.
Первая, реализуется с участием государства - это обязательные гарантии и компенсации. Они предусмотрены законодательством и обеспечивают обязательное социальное страхование (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, другие виды социального страхования). Здесь АВТОВАЗ выступает гарантом целевого использования средств, поступающих из внебюджетных фондов, и своевременную их выплату в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
Вторая, корпоративные социальные программы: льготы и гарантии непосредственно связанные с обеспечением производственных процессов (доставка персонала к месту работы и обратно, организация питания работников на производстве, содержание и воспитание детей работников в детских садах, обеспечение деятельности комплексов общежитий).
И третья группа, программы «нового поколения», содержащие реальные механизмы управления персоналом, они разработаны и действуют с учетом рыночных условий, предусматривают партнерские отношения между работниками и предприятием. В числе таких программ пенсионная и жилищная программы, программа медицинского страхования. [12, 226-227]
Еще одним важным направлением воздействия АВТОВАЗа на развитие территории является благотворительная деятельность предприятия. К благотворительной деятельности завода относятся следующие мероприятия: строительство различных социально-культурных объектов, церквей (так, например, при участи финансовых ресурсов АВТОВАЗа был построен Спасо-Преображенский собор в Автозаводском районе), поддержка спортивных мероприятий, организация досуговых и лечебно-оздоровительных мероприятий, создание благотворительных фондов.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточно весомом вкладе АВТОВАЗа (а следовательно и его финансовых ресурсов) в развитии территории.
Однако АВТОВАЗ является крупным градообразующим предприятием, одним из крупнейших предприятий страны. Роль же небольших предприятий и их финансовых ресурсов в развитии территории значительно меньше. В среднем малое предприятие в Тольятти выплачивает в областной бюджет примерно 300-350 тысяч рублей, часть этих средств в дальнейшем расходуется на развитие территории. Выплаты малых предприятий на осуществление социальных программ также незначительны (как правило, если участие в той или иной программе законодательно не закреплено и осуществление выплат не обязательно, малые предприятия предпочитают не участвовать в программе). Однако даже небольшие предприятия берут на себя заботы по благоустройству территории вокруг своих объектов, прокладке и поддержанию дорог и тротуаров вдоль этих объектов, освещению и озеленению прилегающих к ним территорий.
Вместе с тем надо отметить, что в условиях современного финансового кризиса многие предприятия пошли по пути не только сокращения выделения средств на общерегиональные мероприятия, но и отказа от финансирования проектов по развитию территории.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9