Рефераты. Роль финансовых ресурсов предприятий в развитии территории

Динамика налогового участия предприятий в формировании областного бюджета показана в таблице 2.3. В 2007 году по сравнению с 2006 годом общая сумма доходов бюджета самарской области возросла на 4 005 441 тысячу рублей (в 2006 году она составляла 51 029 506 тысяч рублей, а в 2007 году - 55 034 947 тысяч рублей). Доходы бюджета, формируемые за счет налогов предприятий, в 2006 году составляли 24 899 101 тысяч рублей, а в 2007 году - 33 721 113 тысяч рублей. Таким образом, рост доходов бюджета, формируемых за счет налогов предприятий, составил в этот период 8 822 012 тысяч рублей. Это может объясняться ростом доходов предприятий, появлением новых коммерческих предприятий, что в свою очередь объясняется улучшением экономической ситуации в регионе. В то же время происходило снижение иных доходов бюджета области: в 2006 году они составляли 26 130 405 тысяч рублей, а в 2007 году - 21 313 834 тысяч рублей (упали на 4 816 517 тысячу рублей). Это позволяет говорить об увеличении косвенного (с помощью налогов) воздействия финансовых ресурсов предприятий на развитие самарской области.

В 2008 году доходы бюджета, формируемые за счет налогов предприятий, упали на 37 465 тысяч рублей и составили 33 683 648 тысяч рублей. Такая ситуация объясняется ухудшением экономической обстановки в регионе, банкротством предприятий, уменьшением их прибыли. Вместе с тем происходил рост общей суммы доходов бюджета: она возросла на 13 798 074 тысячи рублей и составила 68 833 021 тысячу рублей. Это свидетельствует о некотором сокращении налогового участи предприятий региона в формировании доходов областного бюджета.

На рис. 2.4. изображен график, показывающий динамику доходов бюджета самарской области с 2006 по 2008 годы. График показывает динамику общей суммы поступающих в бюджет доходов, динамику доходов, формируемых за счет налогов предприятий, а также динамику иных доходов бюджета самарской области.


Рис 2.4. Динамика доходов бюджета самарской области.


Весь период с 2006 по 2008 годы происходил рост общей суммы доходов бюджета самарской области. Рост доходов бюджета, формируемых за счет налогов предприятий, в период с 2006 по 2007 годы был весьма значительным. Однако в период с 2007 по 2008 годы этот показатель практически не изменился. Сумма иных налогов бюджета (формируемых не за счет налогов предприятий), напротив, в период с 2006 по 2007 год снижалась, в период с 2007 по 2008 год росла.

Рис. 2.5. Структура доходов бюджета самарской области.


Из анализа рис. 2.5. видно, что практически половину (а в 2007 больше половины) всех доходов самарской области составляют доходы, формирующиеся за счет налогов предприятий. Доля доходов бюджета, формируемых за счет налогов предприятий, возросла в 2007 году до 61 % (по сравнению с 48 % в 2006 году). В 2008 году доля таких доходов упала до 49 %. Падение доли доходов бюджета, формируемой за счет налогов предприятий может объясняться падением их прибыли, банкротством части предприятий.

Таким образом, можно сказать, что финансовые ресурсы коммерческих предприятий способны оказывать достаточно сильное косвенное влияние (посредством налогов, поступающих в бюджет региона от предприятий) на развитие области. Именно за счет налогов предприятий формируется примерно половина доходов бюджета региона, часть которых в последствии расходуется на развитие территории: создание и содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, реализацию социально-значимых целевых программ. При этом степень участия предприятий в формировании доходов бюджета напрямую зависит от прибыли, получаемой хозяйствующим субъектом. Увеличение прибыли предприятия, как правило, происходи в период экономического подъема, именно в этот период возрастают доходы бюджета, формируемые за счет налогов предприятия. И именно в этот период осуществляется больше всего мероприятий, направленных на развитие территории.


2.2 Оценка участия предприятий Самарской области в обеспечение экологической безопасности территории и реализации социально-значимых целевых программ


Влияние финансовых ресурсов предприятия на развитие территории может быть не только косвенным, но и прямым. Из прибыли, которая оставляется в распоряжении предприятий, формируются целевые фонды. За счет средств этих фондов коллективы предприятий имеют возможность удовлетворять коллективные потребности в жилье, социально-культурных и бытовых услугах. Кроме того, крупные предприятия, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду затрачивают достаточно большие средства на совершенствование природоохранительных технологий, обеспечение экологической безопасности региона.

Наибольшую роль в развитии территории играют финансовые ресурсы наиболее крупных, зачастую градообразующих предприятий. Значительный объем финансовых ресурсов таких хозяйствующих субъектов направляется на содержание подведомственных им объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. В ведомственном подчинении находятся: жилищный фонд, коммунальные предприятия, детские дошкольные учреждения, детские лагеря, дома отдыха, санатории. Очень часто средства предприятий, направленные на развитие региона, объединяются со средствами территориальных бюджетов для финансирования программ по строительству объектов инфраструктуры.

Как уже было сказано ранее, наиболее серьезную роль в развитии территории играют крупные, градообразующие предприятия. Одним из таких предприятий в самарской области является ОАО «АВТОВАЗ».

Рассмотрим участие предприятий самарской области в обеспечении экологической безопасности региона и реализации социально-значимых целевых программ на примере экологической политики ОАО АВТОВАЗ.

Как известно не одно промышленное предприятие не может быть совершенно безотходным и экологически безопасным, однако целенаправленные усилия, приложенные для совершенствования технологических процессов, сокращения потребляемых ресурсов и образующихся отходов, способствуют сохранению природной среды.

Актуальность проблемы, связанной с охраной окружающей среды, для АВТОВАЗа состоит в необходимости непрерывного совершенствования системы экологического управления с целью обеспечения экологической безопасности производства.

Рассмотрим динамику расходов АВТОВАЗа на обеспечение экологической безопасности.


Таблица 2.4. Динамика расходов ОАО АВТОВАЗ на обеспечение экологической безопасности.

показатель

Сумма расхода, тыс. рублей

2006

2007

отклонение, 2007 г. по сравнению с 2006 г.

2008

отклонение 2008 г. по сравнению с 2007 г.

всего затрат на природоохранную деятельность

268 090

364 200

96 110

374 020

9 820

эксплуатационные затраты на природоохранную деятельность

209 600

299 500

89 900

312 260

12 760

затраты на развитие природоохранной деятельности

45 600

47 900

2 300

43 760

-4 140

иные затраты на природоохранную деятельность

12 890

16 800

3 910

18 000

1 200

Из анализа таблицы 2.4. видно, что в 2007 по сравнению с 2006 годом выросли все показатели, то есть произошел рост затрат АВТОВАЗа по всем видам расходов на природоохранную деятельность. Общие затраты на природоохранную деятельность возросли с 268 090 до 364 200 (на 96 110) тысяч рублей, эксплуатационные затраты на природоохранную деятельность возросли с 209 600 до 299 500 (на 89 900) тысяч рублей, затраты на развитие природоохранной деятельности повысились на 2 300 тысяч рублей. Увеличение объясняется ростом производства, а следовательно и увеличением негативного воздействия на окружающую среду с одной стороны (отсюда увеличение эксплуатационных затрат на природоохранную деятельность) и ростом прибыли предприятия с другой стороны (отсюда увеличение затрат на развитие природоохранной деятельности).

Ухудшение экономической ситуации привело к некоторому снижению темпов роста затрат на природоохранную деятельность в 2008 году. В связи с некоторым снижением прибыли предприятия даже произошло сокращение затрат на развитие природоохранной деятельности.


Рис. 2.6. Динамика расходов ОАО АВТОВАЗ на природоохранную деятельность.


На рис. 2.6. представлен график, показывающий динамику расходов ОАО АВТОВАЗ на природоохранную деятельность. Из рисунка видно, что в период с 2006 по 2008 годы происходил рост практически по всем показателям природоохранной деятельности, что обусловлено ростом производства и прибыли предприятия. Однако можно заметить, что темпы роста всех показателей в период с 2006 по 2007 годы был значительно выше, чем в период с 2007 по 2008 годы. Уменьшение темпов роста может объясняться как ростом экологической безопасности производства, так и ухудшением экономического положения предприятия и отсутствием у него дополнительных средств, которые могли быть направлены на развитее природоохранной деятельности.


Рис. 2.7. Основные затраты ОАО АВТОВАЗ на природоохранную деятельность.


На рис. 2.7. показаны основные затраты ОАО АВТОВАЗ на природоохранную деятельность. Из рисунка видно, что больше всего средств расходуется на финансирование эксплуатационных затрат на природоохранную деятельность. То есть основные расходы ВАЗа на природоохранную деятельность приходятся на уменьшение негативных последствий воздействия предприятия на окружающую среду. Сумма затрат такого рода напрямую зависит от количества произведенной продукции. То есть в период роста производства эксплуатационные затраты на природоохранную деятельность растут, в период падения - снижаются. Затраты на развитие природоохранной деятельности зависят от прибыли предприятия, из которой они финансируются.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.