Для дальнейших накоплений коммерческая организация может осуществлять вложения финансовых ресурсов не только в собственное производство, но и в другие активы. Такими активами могут быть доли в уставных капиталах других организаций (в том числе акции других эмитентов); долговые ценные бумаги; банковские депозиты; передача денежных средств другим организациям на основе договоров займа; приобретение имущества для дальнейшей передачи его в лизинг и другие. Названные вложения могут быть разными по срокам: от нескольких часов до нескольких лет. Структура вложений по срокам определяется структурой обязательств организации по срокам, при этом нельзя размещать ресурсы в долгосрочные активы, имея краткосрочные обязательства. Основными принципами размещения временно свободных финансовых ресурсов являются ликвидность активов и диверсификация.
Одно из главных отличий коммерческих организаций состоит в том, что полученная прибыль коммерческих организаций распределяется между собственниками этой организации. Акционерные общества выплачивают дивиденды владельцам акций; товарищества, общества с ограниченной ответственностью распределяют прибыль соответственно с долей участия в уставном (складском) капитале. Прибыль унитарных предприятий, может поступать в виде неналоговых доходов в соответствующий бюджет.
Финансовые ресурсы коммерческой организации могут быть источником расходов, связанных со стимулированием работников и поддержкой членов их семей. За счет прибыли многие организации в настоящее время не только выплачивают премии работникам, но и оплачивают расходы на образование, здравоохранение, услуги, связанные с оздоровлением; приобретают жилье; осуществляют доплаты к государственным пособиям на детей; заключают договоры добровольного медицинского страхования сотрудников и членов их семей, дополнительного пенсионного обеспечения. Так, среди негосударственных пенсионных фондов наибольший удельный вес по размерам пенсионных резервов и дополнительной пенсии занимают так называемые корпоративные фонды, созданные коммерческой организацией или связанными между собой коммерческими организациями.
Финансовые ресурсы организаций (прибыль, поступления) в настоящее время используются также на благотворительные цели. Средства передаются детским домам, интернатам, учреждениям здравоохранения, непосредственно отдельным гражданам, а также осуществляется поддержка учреждений культуры, искусства, науки и образования. Учитывая основную цель деятельности коммерческих организаций — извлечение максимальной прибыли, такое направление использования финансовых ресурсов не может быть масштабным. Тем не менее, многие учреждения социального обслуживания, театры, музеи, учебные заведения получают средства от крупных коммерческих организаций. [20, 181-187]
1.3 Основные направления участие финансовых ресурсов предприятий в развитии территории
Основной целью деятельности любого коммерческого предприятия его согласно определению является получение прибыли. Решение вопросов развития территории, а также вопросов социального характера не является основной задачей коммерческой организации.
Однако в последние десятилетие в мировой экономической теории и практике получила признание концепция социальной направленности предпринимательства и социальной ответственности предприятий. В реформируемой российской экономике она приобретает особую актуальность. Ее суть сводится к тому, что предпринимательство не ограничивается экономической целью - извлечение прибыли, а учитывает социальные факторы воздействия производственной сферы на работников, градообразующую роль предприятия, социальную роль общества в целом. Согласно этой концепции работодатели несут социальную ответственность перед своими работниками и способствуют достижению равновесия между экономическими и социальными интересами территории. [10, 214-215]
В современных условиях интенсивного перехода к рыночным отношениям стабильное социально-экономическое развитие территории выступает главным показателем степени развития не только коммерческих организаций, но и степени цивилизованности государства и общества в целом. Социальная инфраструктура является важнейшей сферой жизнеобеспечения населения, «источником и основой развития человеческого капитала». Именно поэтому, в условиях конкуренции между работодателями за высококвалифицированные кадры часть финансовых ресурсов многих, особенно крупных предприятий, направляется на социальные программы, ориентированные на работников и членов их семей. Ведь не возможно обеспечить поступательное развитие, не вкладывая денежных средств в развитие здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального комплекса и других отраслей этой сферы.
Таким образом, важнейшей составной частью финансового обеспечения населенных мест, развития и содержания в них производственной и социальной инфраструктуры являются средства предприятий и хозяйственных организаций.
Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных для социально-бытовой инфраструктуры, является их прибыль. Из прибыли, которая остается в распоряжении предприятий, формируются целевые фонды. За счет средств этих фондов предприятия имеют возможность удовлетворять коллективные потребности в жилье, социально-культурных и бытовых услугах. [19, 234-236]
Прежде всего, это касается фонда потребления, который используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе предприятия, строительство объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, осуществляется выплата некоторых специальных премий, оказание материальной помощи, доплата к пенсиям, компенсация удорожания стоимости питания в столовых и буфетах и тому подобное. [18, 124-126]
Значительный объем финансовых ресурсов предприятий направляется на содержание подведомственных им объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. В ведомственном подчинении находятся жилищный фонд, коммунальные предприятия, детские дошкольные учреждения, пионерские лагеря, дома отдыха, санатории и так далее. За счет прибыли промышленных, строительных, транспортных и других предприятий осуществляется покрытие убытков ведомственного жилищно-коммунального хозяйства и расходов на содержание социально-культурных учреждений.
Развитие в городских поселениях промышленности сопровождается, как правило, ростом числа их жителей. И то, и другое ведет к увеличению нагрузки на городские коммуникации, что требует их реконструкции и увеличения эксплуатационных расходов. Однако территориальные органы власти не всегда располагают для этого необходимыми ресурсами. Все это вынуждает их обращаться за помощью к предприятиям, находящимся на подведомственной им территории. Предприятия выделяют материальные, финансовые и трудовые ресурсы на общегородские мероприятия.
Руководители предприятий сами понимают, что нормальная работа их предприятий, уровень производительности труда и т. д. в значительной степени зависят от состояния социальной инфраструктуры города. Поэтому промышленные предприятия берут на себя заботы по прокладке и поддержанию дорог и тротуаров вдоль своих объектов, освещению и озеленению прилегающих к ним территорий, ремонтируют транспортные и водопроводно-канализационные и другие коммуникации. Во многих городах для координации такой помощи созданы советы директоров предприятий, на которых решается вопрос о вкладе каждого предприятия в финансирование общегородских мероприятий.
В последние десятилетия в практику хозяйственной работы на местах широко внедряется метод долевого участия предприятий в создании объектов инфраструктуры. Такая форма участия средств ведомств вызвана ростом потребности в инфраструктуре, повышением ее технической оснащенности, недостаточностью средств у некоторых предприятий для сооружения отдельных инфраструктурных объектов. Например, в городах уже невозможно строительство небольших жилых домов. Раньше финансирование строительства таких домов было посильно многим, в том числе и мелким предприятиям. Современные объекты социально-бытовой инфраструктуры не только значительны по мощности, но и требуют сложного инженерно-технического оснащения, что уже непосильно для отдельных предприятий-зайстройщиков.
Выходом из такого положения стало объединение на долевых началах средств предприятий для строительства объектов инфраструктуры. Все чаще средства предприятий стали объединяться со средствами территориальных бюджетов. Такая форма использования средств предприятий прогрессивна и перспективна. Она способствует кооперации ресурсов ведомств и местных органов власти, более рациональному их использованию, комплексности застройки городских массивов, более быстрому достижению экономического и социального эффекта от вкладываемых средств.
Вместе с тем надо отметить, что в условиях становления рыночных отношений и экономического кризиса многие коммерческие предприятия в целях снижения себестоимости своей продукции и повышения конкурентоспособности пошли по пути не только сокращения выделения средств на общерегиональные мероприятия, но и отказа от подведомственных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. А это усиливает нагрузку на местные бюджеты по содержанию и развитию социальной инфраструктуры.
Следует полагать, что после выхода страны из экономического кризиса, с укреплением финансового положения коммерческих организаций они, в целях социальной защищенности своих трудовых коллективов и улучшения условий проживания их в населенных пунктах, будут увеличивать выделение средств на социальную инфраструктуру и осуществление общерегиональных мероприятий. Все это приведет вновь к повышению значения средств хозяйствующих субъектов в территориальных финансах. [19, 234-236]
Однако далеко не все, хозяйствующие субъекты способны напрямую оказывать значительное влияние на развитие территории (особенно это касается небольших предприятий). Проблема усугубляется фактически полным отсутствием какой либо законодательной базы регулирующей и обязывающей коммерческие организации участвовать в развитии территории. Кроме того, многие небольшие предприятия попросту не могут оказывать сколько-нибудь существенного влияния на социально-экономическое развитие региона. На современном же этапе, когда весь мир столкнулся с неблагоприятными последствиями финансового кризиса, даже наиболее крупные градообразующие предприятия часто не справляются со своими задачами по обеспечению стабильного социально-экономического развития регионов и городов. Как уже было сказано ранее, далеко не все коммерческие предприятия способны напрямую воздействовать на социально-экономическое развитие региона. Однако это не означает полного отсутствия косвенного влияния. Такое влияние проявляется, прежде всего, в тех налогах, которые платит хозяйствующий субъект и которые поступают в федеральный региональный и местный бюджеты. Часть этих средств в дальнейшем может использоваться на развитие территории.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9