. содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
. формирование федеральной собственности;
. обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
. компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
. проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
. федеральная инвестиционная программа;
. обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
. финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
. официальный статистический учет;
. прочие расходы.
Минфином РФ на основе предварительных отчетных данных за 2002 год и прогноза исполнения консолидированного бюджета на 2003 год проведена предварительная оценка изменений в расходных обязательствах бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации и подготовлены основные положения законопроектов по внесению соответствующих изменений и дополнений в Бюджетный и Налоговый кодексы, которые рассмотрены на заседании Коллегии Министерства 30 января 2003 года. В части увеличения расходных обязательств федерального бюджета: - финансовое обеспечение Федерального закона “О ветеранах” (в части, касающейся инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда, лиц, работавших в период великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и др., военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военных учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников войны и ветеранов боевых действий – всего 8 категорий); - финансовое обеспечение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”; - финансовое обеспечение Федерального закона “О донорстве крови и ее компонентов”; - возмещение (либо преобразование в денежную форму) льгот по оплате проезда на внутригородском, пригородном и внутрирегиональном транспорте, установленных федеральными законами для военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и иных государственных (федеральных) служащих; - возмещение (либо преобразование в денежную форму) иных льгот, установленных федеральными законами для военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и иных государственных (федеральных) служащих; - расширение функций федеральных правоохранительных органов (создание федеральной полиции); - финансирование мировых судей (в части, финансируемой в настоящее время из территориальных бюджетов); - организация учета и воинского призыва (в части, финансируемой в настоящее время из территориальных бюджетов); - установление и выплата пособий на погребение (за исключением выплат из средств Пенсионного фонда); - реализация Федерального закона "О недрах"; - реализация законодательства Российской Федерации по безопасности гидротехнических сооружений, лесовосстановление; - осуществление мероприятий по гражданской обороне; мобилизационной подготовке; - переподготовка и повышение квалификации кадров. Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
. государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
. обеспечение правоохранительной деятельности;
. обеспечение противопожарной безопасности;
. научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;
. обеспечение социальной защиты населения;
. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
. обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
. развитие рыночной инфраструктуры;
. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
. обеспечение деятельности средств массовой информации;
. финансовая помощь другим бюджетам;
. прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований.
1 Расходы бюджетов субъектов РФ
Бюджет субъекта РФ – это консолидированный бюджет, который включает собственно региональный бюджет, а также окружной (так называемые местные бюджеты).
Расходы бюджетов субъектов РФ – это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг. Состав расходов такого бюджета отличается от федерального бюджета тем, что в нем нет расходов на национальную оборону, международную деятельность, фундаментальные научные исследования, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обслуживание государственного внешнего долга, пополнение государственных запасов и резервов. В остальном расходы бюджета субъекта РФ совпадают с классификациями расходов федерального бюджета и финансируются как за счет собственных источников дохода, так и за счет федерального бюджета в виде дотаций, субсидий и т.д.
Расходы бюджетов субъектов РФ в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы.
Текущие расходы бюджетов субъектов РФ – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной власти регионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам.
Капитальные расходы бюджетов регионов – это часть бюджетов, которая направляется на финансирование инвестиционной деятельности (капитальные вложения на новое строительство, приобретение основных фондов, капитальный ремонт основных фондов).
Основная проблема региональных органов власти – обеспечить экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования региональных финансов – финансирование социальной и производственной инфраструктуры.
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде следующей схемы:
Консолидированный бюджет области
1.Областной бюджет
3.Бюджеты районов области
2.Бюджеты городов областного подчинения, в т.ч. областного центра
3.2.Бюджеты городов районного подчинения
3.1.Районные бюджеты
2.3.Бюджеты городских районов
3.3.Сельские поселковые и пр. бюджеты
2.1.Городские бюджеты
Основные направления использования средств региональных бюджетов:
. обеспечение функционирования органов законодательной
(представительной) и исполнительной власти субъектов Российской
Федерации;
. обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
. проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
. обеспечение реализации региональных целевых программ;
. формирование государственной собственности субъектов Российской
. осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации;
. содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
. обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов;
. оказание финансовой помощи местным бюджетам;
. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
. компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
. прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов
Российской Федерации.
В расходной части бюджетов может быть предусмотрено создание резервных фондов органов исполнительной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ при утверждении бюджетов на очередной финансовый год. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в финансовом году.
В части увеличения расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации: - передача с федерального уровня полномочий по предоставлению и финансовому обеспечению пособий гражданам, имеющих детей; - передача с федерального уровня полномочий по установлению и финансовому обеспечению льгот ветеранам труда, в настоящее время финансируемых за счет средств федерального бюджета; - передача иных полномочий по социальной защите населения (в части, в настоящее время установленной федеральными законами и финансируемой из федерального бюджета и/или местных бюджетов, за исключением полномочий по реализации Федеральных законов “О ветеранах” и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, передаваемых федеральным органам государственной власти); - передача с федерального уровня полномочий по предоставлению и финансовому обеспечению льгот по проезду в междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении; - передача с федерального уровня полномочий по трудоустройству безработных, а также вопросов профессиональной переподготовки безработных, организации и финансирования общественных работ для безработных; - передача с федерального уровня полномочий по предоставлению начального и среднего профессионального образования; - передача с федерального и местного уровня полномочий по финансовому обеспечению основных функций по противопожарной безопасности (за исключением ликвидации особо сложных пожаров и мер по первичной пожарной безопасности); - передача из Фонда социального страхования Российской Федерации и федерального бюджета полномочий по обеспечению летнего отдыха детей; - передача с местного уровня полномочий по финансовой поддержке сельскохозяйственного производства; - предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление учебного процесса (включая выплату заработной платы) в общеобразовательных школах; - передача с местного уровня полномочий по финансовому обеспечению школ- интернатов, домов ребенка, детских домов; - предоставление субвенций местным бюджетам на выплату адресных жилищных субсидий населению в соответствии со стандартами и нормативами оплаты жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; - передача с местного уровня полномочий по финансовому обеспечению платежей за неработающее население в систему обязательного медицинского страхования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10