1. расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
2. расходы на социально-культурные нужды;
3. военные расходы;
4. расходы на управление. Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности: - в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; - в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п. Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.
Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.
Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).
Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.)
А) Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям. Эта классификация отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и его полномочных представителей, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований.
Согласно функциональной классификации система бюджетных расходов формируется в зависимости от характера функций, возложенных на органы власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, средств на выполнение функций государства и др. Каждый из блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Второй уровень классификации – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов. Таблица 1 Функциональная классификация расходов государственного бюджета РФ |1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ | |Функционирование главы государства - Президента Российской Федерации | |Функционирование законодательных (представительных) органов | |государственной власти | |Функционирование исполнительных органов государственной власти | |Деятельность финансовых и налоговых органов | |Прочие расходы на общегосударственное управление | |2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ | |Федеральная судебная система | |3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |Международное сотрудничество | |Реализация межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых | |Государств | |Международные культурные, научные и информационные связи | |Экономическая и гуманитарная помощь другим государствам | |4. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА | |Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации | |Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии | |Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки | |Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и | |миротворческой деятельности | |Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны | |5. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА| |Органы внутренних дел | |Внутренние войска | |Уголовно-исполнительная система | |Органы налоговой полиции | |Органы государственной безопасности | |Органы пограничной службы | |Таможенные органы | |Органы прокуратуры | |Государственная противопожарная служба | |Органы юстиции | |Государственная фельдъегерская служба | |6. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ | |ПРОГРЕССУ | |Фундаментальные исследования | |Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений | |научно-технического прогресса | |7. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО | |Топливно-энергетический комплекс | |Конверсия оборонной промышленности | |Другие отрасли промышленности | |Строительство, архитектура | |Стандартизация и метрология | |Воспроизводство минерально-сырьевой базы | |Содержание органов специального строительства | |8. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО | |Сельскохозяйственное производство | |Земельные ресурсы | |Рыболовное хозяйство | |Прочие мероприятия в области сельского хозяйства | |9. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, | |ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ, КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ | |Водные ресурсы | |Лесные ресурсы | |Охрана окружающей природной среды, животного и растительного мира | |Гидрометеорология | |Картография и геодезия | |10. ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА | |Автомобильный транспорт | |Воздушный транспорт | |Водный транспорт | |Дорожное хозяйство | |Связь | |Информатика (информационное обеспечение) | |11. РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ | |Малый бизнес и предпринимательство | |12. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И | |СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ | |Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций | |Гражданская оборона | |13. ОБРАЗОВАНИЕ | |Дошкольное образование | |Общее образование | |Начальное профессиональное образование | |Среднее профессиональное образование | |Переподготовка и повышение квалификации | |Высшее профессиональное образование | |Прочие расходы в области образования | |14. КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ | |Культура и искусство | |Кинематография | |Прочие мероприятия в области культуры и искусства | |15. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | |Телевидение и радиовещание | |Периодическая печать и издательства | |Прочие средства массовой информации | |16. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | |Здравоохранение | |Санитарно-эпидемиологический надзор | |Физическая культура и спорт | |17. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | |Учреждения социального обеспечения и службы занятости | |Социальная помощь | |Молодежная политика | |Пенсии военнослужащим | |Пенсии и пособия в правоохранительных органах | |Прочие мероприятия в области социальной политики | |Миграционная политика | |18. ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА | |Обслуживание государственного внутреннего долга | |Обслуживание государственного внешнего долга | |19. ПОПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И РЕЗЕРВОВ | |Государственный материальный резерв | |Прочие государственные запасы и резервы | |20. ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ | |Финансовая помощь бюджетам других уровней | |Прочие мероприятия в области регионального развития | |21. УТИЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ, ВКЛЮЧАЯ ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ | |ДОГОВОРОВ | |Утилизация и ликвидация вооружений по международным договорам | |Утилизация и ликвидация вооружений, исключая международные договоры | |22. МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ | |Мобилизационная подготовка экономики | |23. ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА | |Государственная поддержка космической деятельности | |Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области | |космической деятельности | |24. ВОЕННАЯ РЕФОРМА | |Проведение военной реформы | |25. ПРОЧИЕ РАСХОДЫ | |Резервные фонды | |Проведение выборов и референдумов | |Бюджетные кредиты (бюджетные ссуды) | |Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам | |26. ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ | |Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10