Рефераты. Предложения по совершенствованию применения лизинга в компании

Помимо вышеуказанных нормативных актов был принят целый ряд нормативных документов, регулирующих различные аспекты лизинга (налоговые, таможенные, бухгалтерские, антимонопольные, в области предоставления информации в Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ России), в области поддержки агропромышленного производства и авиации, и так далее), а также определяющих его особенности в различных отраслях (например, Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 "О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации" или Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 915 "О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы").

Наиболее значимым в свете лизинговых правоотношений является налоговое законодательство. Так, 6 августа 2001 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах". В соответствии с пунктом 14 данного закона с 1 января 2002 года вступила в силу Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ (далее НК). Принятая Глава "Налог на прибыль" сохраняет за лизингом преимущества и делает его эффективным источником финансирования капитальных вложений предприятий. По-прежнему данный способ финансирования будет позволять минимизировать затраты предприятия в сравнении с другими источниками.

Что касается взаимодействия лизинговых компаний с Комитетом РФ по финансовому мониторингу, то в этой сфере существует целый блок нормативных актов. Основополагающими актами являются:

1       Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" - в соответствии с которым операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к операции, связанной с получением или предоставлением имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

2       Указ Президента РФ от 01.11.01 г. № 1263 “Об уполномоченном органе "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" - в соответствии с которым этим органом является Комитетом РФ по финансовому мониторингу;

3       Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 245 "Об утверждении Положения о представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом" - которым утверждено Положение о представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом;

4       Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2002 г. N 983-р Об утверждении Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем - утвердившее Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

5       Постановление Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" - в соответствии с которым правила внутреннего контроля утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца. Правила внутреннего контроля представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения;

6       Постановление Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 28 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" - которое определяет порядок постановки на учет в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

7       Приказ Комитета РФ по финансовому мониторингу от 1 июля 2002 г. N 41 "Об утверждении Положения о территориальных органах КФМ России и схемы их размещения";

8       Приказ Комитета РФ по финансовому мониторингу от 3 сентября 2002 г. N 62 "Об утверждении Инструкции о представлении в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" - который устанавливает правила по Идентификации и учету организаций в КФМ России, виды и способы представления информации в КФМ России, получение и использование организациями АРМ "Организация", формирование и направление организациями СЭД и СПД, контроль КФМ России полученных, обеспечение информационной безопасности при передаче СЭД, ведение КФМ России нормативно-справочной информации, используемой при представлении информации в КФМ России;

9       Приказ Комитета РФ по финансовому мониторингу от 31 января 2003 г. N 9 "Об утверждении формы Карты постановки на учет в КФМ России организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".

10  Приказ Комитета РФ по финансовому мониторингу от 07.02.2003 N 15 "Об утверждении Положения "О согласовании правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. "

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями от 25 июля, 30 октября 2002 г.) - лизинговые компании, как и другие финансовые организации, работающие с денежными ресурсами, обязаны предоставлять в Комитет финансового мониторинга, контролирующий информацию обо всех операциях с денежными средствами или иным имуществом, если суммы, на которые они совершаются, равны или превышают 600 000 рублей либо равны сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышают ее, а по своему характеру данная операция относится к операции, связанной с получением или предоставлением имущества по договору финансовой аренды (лизинга), а также о сделках, которые являются подозрительными, в соответствии с критериями, определенными нормативными актами Комитета по финансовому мониторингу.

На мой взгляд, лизинговые компании разумно было бы исключить из списка организаций, ответственных за предоставление вышеуказанной информации.

В настоящее время вопросы, связанные с регулированием лизинговых отношений антимонопольными органами, отражены в двух Законах: Законе от 22.03.91 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) и Законе от 23.06.99 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

В п.1 ст.18 Закона о конкуренции указано, что получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество, осуществляется с предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

Предварительное согласие на осуществление таких сделок требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных в п.1 ст.18 Закона о конкуренции, превышает 200 тыс. минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

Если суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных в п.1 ст.18 Закона о конкуренции, больше 100 тыс. МРОТ, но меньше 200 тыс. МРОТ необходимо только уведомить федеральный антимонопольный орган о заключении лизинговой сделки в 45-дневный срок после ее заключения.

Таким образом, уведомлять или получать разрешение в федеральном антимонопольном органе лизингополучатель должен в том случае, если одновременно стоимость лизингового имущества превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов лизингодателя, а суммарная стоимость активов лизингодателя и лизингополучателя превышает 100 тыс. МРОТ или один из них внесен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.

Закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" в меньшей мере касается участников лизинговой сделки, так как, во-первых, определение доминирующего положения на рынке лизинговых услуг возложено непосредственно на антимонопольные органы, во-вторых, доминирующее положение лизинговой организации на рынке лизинговых услуг не является нарушением антимонопольного законодательства, а служит только основанием для осуществления систематического наблюдения за ее деятельностью со стороны антимонопольных органов.

Таким образом, на сегодняшний день существует еще один орган государственной власти, контролирующий лизинговые компании на территории РФ - Министерство по антимонопольной политике РФ. В определенных законодательством случаях, участникам лизинговых отношений необходимо обращаться в антимонопольный орган за предварительным согласием или уведомлением о совершении сделки. Несоблюдение этих условий может повлечь за собой либо наложение антимонопольным органом штрафных санкций, либо являться основанием для признания сделки в судебном порядке недействительной по иску антимонопольного органа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.