Рефераты. Правовые механизмы налогового регулирования в странах ЕС (на примере Великобритании, Франции и Германии)

Несмотря на то, что НДС уплачивается конечным потребителем, в качестве налогоплательщика перед финансовыми органами выступает «предприниматель». «Предпринимателем» по законодательству о НДС являются все лица, занимающиеся ремесленной или профессиональной деятельностью с целью получения дохода; при этом правовая форма предприятия значения не имеет. Иными словами, предпринимателем может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров как собственного производства, так и приобретенные на стороне, а также оказание различных видов услуг производственного и непроизводственного характера на территории Германии. Налогом на добавленную стоимость облагается импорт товаров из стран, не входящих в ЕЭС, а также собственное потребление.

Собственное потребление означает изъятие предпринимателем из оборота товаров и предметов для личного потребления без оплаты. Право на зачет НДС по товарам, изъятым для собственного потребления, имеет только предприниматель, чье ежедневное изъятие, точнее, общая сумма для собственного потребления, устанавливается финансовыми органами. Так называемое «изъятие вещей» учитывает семейное положение предпринимателя, наличие детей на иждивении.

Личное использование фирменных транспортных средств также рассматривается как личное потребление и должно быть отмечено в годовой декларации по НДС. Доказать использование фирменного автотранспорта в личных целях очень сложно, поэтому финансовые органы установили размер таких затрат в размере 25-30 % общих транспортных издержек. Если же величина затрат на личный транспорт оказывается ниже установленных размеров, предприниматель должен предъявить так называемую «ездовую книгу», которую он вел в течение 12 месяцев.

НДС, уплачиваемый предпринимателем при приобретении товара или услуги, называется «предварительным налогом». При расчете налога на добавленную стоимость, подлежащего внесению в бюджет, он будет зачтен. Разница должна быть уплачена в бюджет или возмещена плательщику. Суммы предварительного налога могут быть зачтены только в случае их подтверждения в бухгалтерском учете. Однако предприниматели, чей оборот за прошлый календарный год не превысил 120 000 евро, могут рассчитать предварительный налог по средней ставке, которая колеблется от 1,4 до 11,5% в зависимости от вида деятельности. Использование средней ставки предварительного налога позволяет не только уменьшить уровень трудовых затрат для налоговых инспекторов при учете НДС, но и повысить качество контроля за уплатой НДС.

Начиная с 1 января 1993 года основная ставка НДС составляет 15 % (ранее 14 %) и всегда берется в расчет, если товар или услуга не подлежат обложению по пониженной ставке 7 %.

Пониженная ставка применяется для продуктов питания (кроме спиртных напитков и оборотов кафе, ресторанов, гостиниц); для средств массовой информации; для городского и пригородного общественного транспорта; для оздоровительных, благотворительных, церковных организаций; для произведений искусства; для услуг дантистов; для зверо- и растениеводства; для переуступки авторских прав и т.д.

От уплаты налога освобождаются экспортные поставки, обороты морского судоходства, гражданской авиации, кредитные операции, операции с ценными бумагами и другое.

НДС указывается отдельной строкой только в платежных документах при взаимоотношениях между юридическими лицами.

Предприниматель, у которого оборот (включая НДС) за прошедший календарный год не превысил 25 000 евро, а в текущем году не планируется больше 10 000 евро, освобождается от уплаты НДС. Однако в этом случае он лишается права возвращения ему НДС в выставленных на него счетах за оказанные услуги. Он не имеет также права выставлять счета с указанием начисленного НДС. В этом случае предприниматель является плательщиком подоходного налога. Предприниматель имеет право отказаться от освобождения и перейти на расчеты на общих основаниях. При этом он должен проработать в новых условиях не менее 5 лет.

Предприниматель, у которого сумма налога в прошлом году превысила 6000 евро, в срок до 10 числа следующего за отчетным месяца подает в финансовое ведомство налоговую декларацию определенной формы. В случае, если сумма уплаченного в предыдущем году НДС не превысила 6000 евро, расчет по НДС представляется ежеквартально. Расчет по НДС представляется раз в год, если сумма уплаченного в предшествующем году НДС не превысила 1000 марок.

Если срок сдачи месячных деклараций для окончательного расчета НДС не достаточен, то на бланке определенной формы подается заявление на отсрочку представления расчета по НДС. При подаче этого заявления срок предъявления декларации может быть отодвинут на месяц. Однако получив эту уступку от финансовых органов, предприниматель должен заплатить одиннадцатую часть НДС, уплаченного в прошлом году. Эта сумма может быть пересчитана им лишь при представлении расчета по НДС за декабрь.

По истечении календарного года, но не позднее 31 мая, предприниматель должен представить финансовым органам годовой отчет по НДС, состоящий из месячных или квартальных отчетов. Выявленная разница между выплаченными и подлежащими уплате суммами дополнительно уплачивается финансовому ведомству либо возвращается предпринимателю в месячный срок.

За правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет отвечают компетентные финансовые органы. Финансовые органы проводят проверки с целью окончательного определения подлежащей уплате суммы налога и, соответственно, корректировки произведенных платежей.

Наибольшую роль НДС играет в налоговой системе стран ЕС. В программе унификации в рамках этой организации проблемы НДС занимают одно из центральных мест. Более того, наличие НДС является обязательным условием членства в этой организации. И это не случайно. В ретроспективе некоторые ведущие страны ЕС, например, Франция, к началу формирования Общего рынка отличались широким использованием косвенных налогов. И поэтому наиболее приемлемым вариантом в постепенном сближении налогообложения стран ЕС - а это рассматривалось в качестве одной из важных задач с самого начала интеграционных процессов в Западной Европе - виделся путь формирования единых основ косвенного обложения; применительно к налогам на потребление важнейшая роль отводилась унификации в использовании НДС. За весь период западноевропейской интеграции унификация косвенного налогообложения и особенно НДС продвинулась достаточно далеко. В большинстве стран ЕС НДС играет ныне роль единственного налога на потребление; в некоторых странах пока еще сохраняется его использование параллельно с налогом на продажи (например, в Германии).

Анализ свидетельствует о наличии достаточно высоких ставок НДС в странах ЕС. В некоторых из этих стран (например, в Швеции, Финляндии, Дании) эти ставки превышают максимальные ставки, рекомендуемые руководящими органами ЕС (14-20% по основным группам товаров при разрешении использовать более низкие ставки для некоторых видов социально значимых товаров). Последнее свидетельствует о незавершенности процесса унификации налогообложения в странах ЕС даже по сфере косвенного обложения (по прямому налогообложению пострановые различия носят более серьезный характер).

Для сравнения в России НДС становится, как было отмечено выше, решающим налогом во всей системе налогообложения. Причем НДС в России имеет одно принципиальное отличие от западного аналога, а именно - он распространяется на многие денежные сделки и операции, которые и в странах ЕС, и в других западных странах не являются объектом обложения НДС (пени, штрафы, ряд банковских операций, значительная часть оборота внутри крупных предприятий и др.). В этом смысле НДС в России превращен по сути в некий налог на денежные сделки, в том числе и на те, которые не связаны с межфирменным производственным оборотом добавленной стоимости.

Применительно к налогообложению добавленной стоимости странам-участницам ЕС удалось ввести согласованный порядок взимания данного налога и распределения налоговых доходов во внутрирегиональной торговле в рамках Союза, а также, что не менее важно, в основном унифицировать базу и механизм использования данного налогового инструмента, утвердить согласованные минимально и максимально допустимые ставки НДС. Применительно к акцизным сборам удалось установить единый перечень подакцизных товаров и услуг, минимально допустимые ставки и согласовать порядок обложения акцизами продукции в межстрановой внутрирегиональной торговле.

До настоящего времени менее успешными оказались попытки гармонизировать прямое налогообложение. Механизмы взимания налогов на прибыль компаний и ставки налогов до сих пор сильно различаются в странах ЕС, хотя и наметилась тенденция сближения ставок на более низком, чем в 80-х-начале 90-х гг., уровне. Индивидуальное подоходное налогообложение пока остается полностью в компетенции национальных государств. Вопрос гармонизации налогообложения доходов от сбережений и ценных бумаг находится в настоящее время на стадии обсуждения и принятия решений в институтах Европейского союза.

Осуществление практической политики ЕС по гармонизации налогообложения в странах-участницах Европейского союза позволяет сформулировать в настоящем курсовом исследовании ряд уроков, вытекающих из опыта такой политики:

- на современном этапе развития Европейского союза целью органов ЕС является не форсированный переход к единой налоговой системе, а сближение национальных систем налогообложения, подчинение векторов их эволюции целям углубления экономической интеграции в регионе;

- налоговую гармонизацию в рамках интеграционного объединения следует рассматривать как долгосрочный процесс, причем активизация этого процесса в ЕС соответствовала этапам формирования единого внутреннего рынка и создания экономического и валютного союза стран-участниц;

- государства-члены интеграционного объединения могут быть в разной степени готовы к конвергенции налоговых систем (по критерию величины издержек адаптации к требованиям налоговой гармонизации нами условно были выделены в рамках ЕС две группы государств); фактором, препятствующим сближению налоговых систем, может быть различная степень социально-экономического развития стран, участвующих в интеграции;

- первоочередным объектом налоговой гармонизации выступает сближение косвенного налогообложения; конвергенция прямого налогообложения сталкивается, зачастую, с более сложными проблемами;

-                     конкретным инструментом налоговой гармонизации может являться унификация определения базы налогообложения, механизмов расчета и взимания налоговых платежей, а также установление минимально и максимально допустимого уровня налоговых ставок (в случае неготовности государств по объективным или субъективным причинам идти на установление единых налоговых ставок).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.