Содержание
Одной из особенностей конца XX столетия стало динамичное развитие процессов интернационализации экономики, которое привело к качественно новому этапу - глобализации мирового хозяйства. В отличие от интернационализации, являвшейся в рамках предшествующих этапов развития мирового хозяйства постоянно действующим фактором обеспечения экономического роста стран, глобализация превращает мирохозяйственные связи в решающий фактор развития экономики. В будущем благополучие отдельных государств больше будет зависеть от степени их интегрированности в систему мирового хозяйства.
Составным компонентом процессов интернационализации и глобализации в мировом хозяйстве стало развитие международной экономической интеграции. В настоящее время наиболее развитым интеграционным объединением является Европейский Союз, основной предшественник которого - Европейского экономическое сообщество - было создано в 1957г. Задача, стоящая сегодня в ЕС на повестке дня - формирование и укрепление экономического, валютного и политического союза стран - участниц.
Важным звеном всего процесса экономической интеграции в рамках ЕС, особенно на современном этапе его развития, стало сближение налоговой политики и налоговых систем государств-членов Европейского союза. Само сближение налоговых систем государств, участвующих в интеграционном объединении, оказывает обратное стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие интеграционных процессов в других областях.
Под правовыми механизмами налоговой политики понимаются процессы регулирования, осуществляемые органами ЕС и странами-участницами Европейского Союза в области налогообложения с целью сближения национальных налоговых систем. В настоящей курсовой работе предпринята попытка проанализировать национальные налоговые системы стран ЕС, их особенности, возможности правовых механизмов, а также проблемы, с которыми сталкиваются государства Евросоюза в процессе конвергенции систем налогообложения.
Актуальность курсового исследования обусловлена важным значением и особой ролью правовых налоговых механизмов в рамках углубления европейской экономической интеграции, развития единого внутреннего рынка Евросоюза, завершения формирования в ЕС правового, экономического и валютного союза. Глубокие преобразования в ЕС, происходящие в наши дни, не могут не оказывать определенное воздействие на российскую экономику, интегрирующуюся в мировое хозяйство, так как именно страны ЕС являются в настоящее время и, очевидно, будут оставаться в ближайшей перспективе основными внешнеэкономическими партнерами Российской Федерации; российская экономика связана с экономикой стран Европейского Союза многообразными хозяйственными отношениями.
Кроме того, изучение налоговых систем западноевропейских стран, возникающих в процессе их развития и гармонизации, важно и актуально не только с точки зрения теоретического осмысления происходящего, но и с позиций извлечения уроков и использования сделанных на основе зарубежного опыта выводов в процессе реформирования российской налоговой системы. Известно, что налоговая реформа продолжает оставаться одной из наиболее острых насущных задач законотворческой политики законодательных органов России, особенно в условиях экономического кризиса в нашей стране.
Следует отметить и еще одно обстоятельство, свидетельствующее об актуальности курсового исследования. Если экономическое и политическое сотрудничество между постсоветскими странами в рамках структур интеграционного типа, созданных на территории бывшего СССР (союза между Россией и Белоруссией, Таможенного союза пяти стран с участием России, а также СНГ в целом), будет углубляться, то на более зрелых этапах экономической интеграции неизбежно встанет вопрос о сближении налоговых систем государств-участников данных объединений. В этом случае, с моей точки зрения, окажется в полной мере востребованным опыт осуществления правовых налоговых механизмов в странах Европейского союза, который может помочь избежать многих ошибок и снизить уровень потенциальных рисков процесса конвергенции налоговых систем.
При написании курсовой работы использовались исследования в области общей теории права и теории европейского права, представленные работами С.С. Алексеева, B.C. Нерсесянца, P.O. Халфиной, Б.Н. Топорнина, Л.М. Энтина, С.Ю. Кашкина. Финансово-правовые отношения в рамках курсового исследования анализировались на основе работ Л.К. Вороновой, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, М.В. Карасевой, Н.А. Куфаковой, М.И. Пискотина, Е.А. Ровинского, Э.Д. Соколовой, Н.И. Химичевой.
Изучение налоговых систем стран-членов Европейского союза, проблем, возникающих при осуществлении правовых механизмов налогообложения в этих государствах, а также путей их решения представляет не только научный, но и значительный практический интерес. Западноевропейский опыт осуществления правовых налоговых механизмов может быть полезен в процессе реформировании отечественной налоговой системы, а уроки осуществления политики конвергенции налоговых систем в странах ЕС целесообразно учитывать при развитии интеграционных связей России и стран ближнего зарубежья.
Налоговое право в странах ЕС - особая ветвь налогового права, занимающаяся международными аспектами налогообложения; сравнительно молодая научная дисциплина, выделившаяся от всей сферы налогового права в специальное направление исследований.
Фундамент налогового права в странах ЕС составляют его принципы: 1) Принцип суверенного равенства государств в международных налоговых отношениях;
2) Принцип сотрудничества, предусматривающий взаимодействие государств по налоговым вопросам на справедливой и взаимовыгодной основе. Такое взаимодействие включает возможность разрешения спорных проблем, касающихся двойного налогообложения и применения финансовых законов, а также обмена информацией в целях борьбы с уклонением от налогов;
3) Принцип реципроцитета, означающий взаимное признание прав и корреспондирующих им обязанностей в налоговой сфере. Взаимное признание может быть отражено в договоре (договорный реципроцитет), подтверждено дипломатическими каналами, принятием соответствующих внутренних законов, а также оно может существовать фактически (фактический реципроцитет);
4) Принцип добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из норм международного налогового права;
5) Принцип налоговой недискриминации. Этот постулат включает три взаимосвязанных аспекта. Во-первых, недискриминация в налоговой сфере означает предоставление резидентам другой страны такого же режима налогообложения, как и резидентам собственного государства, т.е. национального режима. Второй аспект основан на использовании режима наибольшего благоприятствования и заключается в том, что налогообложение резидентов другой стороны в данном государстве в отношении дохода, получаемого ими через постоянное представительство в этом государстве, не должно быть более обременительным, чем налогообложение находящихся в аналогичной ситуации резидентов третьих стран. В-третьих, каждая сторона сохраняет за собой право предоставления своим резидентам налоговых льгот без обязательного их распространения на резидентов другого государства.
Предмет налогового права в странах ЕС - налоговые отношения межгосударственного уровня стран-участниц ЕС. Анализ налоговых факторов в международных европейских отношениях приобретает большую актуальность с точки зрения реализации и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности каждого государства, поскольку налоги определяют развитие международной торговли, движение инвестиций, осуществление всех межгосударственных связей.
Решение европейских проблем налогообложения возможно с помощью нескольких методов. Государства могут попытаться урегулировать некоторые спорные вопросы, применяя свое внутреннее законодательство в пределах национальной территории. Если этого недостаточно, они вправе достигнуть взаимоприемлемых решений путем заключения соответствующих международных конвенций. Развитие международного экономического сотрудничества привело к появлению нового способа урегулирования: через гармонизацию, а иногда - и унификацию национальных законодательных режимов налогообложения Европейский Союз). Использование различных методов решения налоговых проблем предполагает одновременно и разнообразие источников права, на которых эти методы основываются. Таковыми являются «внутренний закон», международные договоры и соглашения, решения международных организаций, обычай, судебная практика, юридическая доктрина.
«Внутренний закон» - блок внутригосударственных нормативных актов, изданных компетентными органами государственной власти и обязательных к исполнению в пределах национальной территории; определяет критерии налогообложения физических и юридических лиц внутри государства в том, что касается дохода и прибыли, получаемых в другой стране, а также в отношении условий льготного налогообложения товаров, экспортируемых за границу.
Международные договоры и соглашения, регулирующие налоговые вопросы, могут быть многосторонними учредительные договоры международных организаций - Римский договор 1957 г. о создании ЕС, Договор о Евратоме; Венские конвенции 1961 и 1963 гг. о дипломатических и консульских сношениях; ГАТТ и др.) и двусторонними.
Большинство государств - членов ЕС при заключении двусторонних налоговых договоров ориентируются на Типовой договор ОЭСР, разработанный в рамках Европейской организации по экономическому сотрудничеству и развитию (Organization for Economic Cooperation and Development - OECD). Наряду с ним существуют Типовой договор США и Типовой договор ООН, которые, как правило, используются при составлении двусторонних договоров между европейскими государствами и третьими странами. В конечном итоге выбор модели зависит от воли договаривающихся сторон.
Двусторонние соглашения подразделяются на две группы: собственно налоговые соглашения и прочие двусторонние соглашения и договоры, основной предмет которых не относится к фискальной политике (торговые договоры и соглашения; соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений; международные договоры, определяющие принципы взаимоотношений международных организаций со странами их базирования (соглашение Бельгии с НАТО и др.); соглашения о создании международных промышленных и коммерческих обществ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7