Существенное место в системе источников налогового права ЕС занимают международные договоры. Среди них наибольший интерес с точки зрения их воздействия на регулирование налоговых отношений представляют учредительные договоры ЕС, определяющие основы налогового права Сообществ, договоры об избежании двойного налогообложения, заключаемые государствами-членами на двусторонней основе, и Конвенция об устранении двойного налогообложения в связи с корректировкой (уточнением размеров) прибыли ассоциированных предприятий.
При этом учредительные договоры содержат нормы прямого действия и те налоговые положения, на основе которых принимаются регламенты и директивы Совета по налоговым вопросам.
Предметом двусторонних договоров государств-членов является проблема двойного налогообложения, которую договаривающиеся стороны решают, закрепляя в них принципы и механизм взаимного учета налоговых платежей. Она обусловлена особенностями налогового законодательства государств, в силу чего одно и то же лицо может дважды уплачивать налог, поскольку и по праву страны, гражданином которой оно является, и по праву государства, на территории которого им получен доход, оно подлежит налогообложению в соответствии с национальным законодательством. Двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения позволяют решать такого рода проблемы.
В 1990 году государства - члены ЕС подписали Конвенцию об устранении двойного налогообложения в связи с корректировкой (уточнением размеров) прибыли ассоциированных предприятий, чтобы создать единый правовой механизм разрешения этих споров. Она предусматривает арбитражную процедуру их рассмотрения в связи с двойным налогообложением взаимосвязанных компаний, находящихся в разных государствах - членах ЕС.
Принятию всех основных решений институтов ЕС в области налогов предшествовала обширная экспертная работа ведущих европейских специалистов, оказавшая большое влияние на определение общих принципов правовой политики этого направления европейской интеграции:
- в целях создания единого рынка необходимо гармонизировать налоговое законодательство государств-членов так, чтобы различия не препятствовали достижению конечных целей ЕС;
- гармонизация законодательства должна охватить прежде всего прямые налоги, подоходный налог, налог с оборота, налоги на потребление, проблемы двойного налогообложения, проблемы равного распределения налогового бремени в рамках объединенной Европы.
На основании заключений экспертов компетентные органы ЕС готовят планы законодательных мероприятий, во исполнение которых принимаются конкретные нормативно-правовые акты.
Сложившаяся налоговая система ЕС представляет собой совокупность обязательных платежей налогового характера, взимаемых в бюджет Сообщества. Хотя в нормативных актах ЕС понятие налоговой системы не определено, в научной литературе о налогах говорится как о важнейшем источнике формирования «собственных ресурсов» (own resources) ЕС. И если изначально Европейские Сообщества (ЕЭС и Евроатом) финансировались за счет государств-членов, то принципиально система финансирования ЕС изменилась после одобрения конвенции «собственных ресурсов» и принятия ряда правовых актов.
В настоящее время налоговую систему ЕС можно представить в виде следующей классификации платежей: сельскохозяйственные налоги (налог на сахар, изоглюкозу и др.), таможенные пошлины (антидемпинговые и компенсационные пошлины), которые устанавливаются в соответствии с реестром ЕС - Единым таможенным союзом (ЕТТ) и требованиями ГАТТ, НДС (процентные отчисления). В соответствии со ст.12 Шестой директивы подоходный налог с физических лиц, работающих в аппарате ЕС, механизм и порядок его взимания определяются Регламентом Совета.
Порядок правового регулирования налогов в ЕС во многом определяется сложившимися в Сообществах подходами к проведению интеграционной налоговой политики и выбором наиболее эффективных юридических средств достижения их целей, установленных в ст.2 и 3 Договора о ЕС.
Основная особенность регулирования налогов состоит в том, что в его основу положен фундаментальный принцип гармонизации налогового законодательства государств-членов, реализуемый в процессе создания и применения различных правовых форм, в которые облекаются нормы интеграционного права, создаваемые институтами ЕС.
Гармонизация национального законодательства идет по двум основным направлениям:
- применение интеграционных норм, содержащихся в юридических актах прямого действия, например, в учредительных договорах и регламентах;
- принятие обязательных решений, направляющих нормотворческую деятельность национальных государственных органов по сближению законодательства государств-членов, например, директив Совета и Комиссии и решений Европейского Суда.
При этом акты, принятые в рамках первого направления, оказывают воздействие на национальное право так же, как и любой национально-правовой акт: парламентский закон, акт делегированного законодательства, то есть устанавливают новые правовые нормы.
Акты, принятые в рамках второго направления, имеют значительные особенности и являются определяющими в правовом механизме сближения национального законодательства государств-членов. Особое место среди них занимают директивы.
Директивы, гармонизирующие национальное законодательство в области косвенного налогообложения, можно представить в виде двух групп: директивы в отношении акцизов (на табачные изделия, минеральные масла, алкогольные напитки) и директивы в отношении НДС, основополагающие среди которых Первая, Вторая и Шестая.
Директивы, гармонизирующие правовой механизм законодательства, регулирующего прямые налоги в государствах - членах ЕС, касаются законов, определяющих подоходный налог, уплачиваемый юридическими лицами. При этом в первую очередь следует назвать Директиву Совета N 90/435/ЕЕС об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компаниям в разных государствах-членах, и Директиву Совета N 90/434/ЕЕС об общей системе налогообложения, применимой к слияниям, разделениям, передаче активов и обмену акциями в отношении компаний в разных государствах-членах. Позже эти директивы были дополнены Договором о принятии Австрии, Финляндии и Швеции и Решением Совета.
Следствие ограниченности интеграционного законодательства, регулирующего прямые налоги, - практическое неучастие Суда ЕС в принятии решений в области регулирования прямых налогов в государствах - членах ЕС.
Тем не менее, следует отметить несомненное влияние Суда ЕС на процесс гармонизации законодательства государств - членов ЕС, определяющего в спорных случаях правопонимание и правоприменение интеграционных правовых норм.
В свете изложенного было бы целесообразно использовать в российском налоговом законодательстве ряд позитивных моментов из опыта правового регулирования налоговых отношений в странах - членах ЕС. В частности, заслуживает внимания принятие особых правовых актов (в ЕС - регламенты, директивы и решения), которые, применительно к российскому законодательству, соответствуют по значимости отдельным главам Налогового кодекса. В структуру НК РФ следовало бы внести отдельной главой вопросы налогообложения иностранных инвестиций, гармонизировав основные ее положения с нормами Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Наряду с этим целесообразно выделить в отдельные главы Налогового кодекса вопросы налогообложения ФПГ и естественных монополий (в том числе РАО «ЕЭС», «Газпром», железнодорожный транспорт и т.д.), банковского сектора экономики, малого бизнеса, страховой деятельности и лизинговых операций. Также полезно использовать опыт ЕС по решению проблемы двойного налогообложения и механизму разрешения данных споров, взяв за основу Типовой договор ОЭСР и Конвенцию ЕС об устранении двойного налогообложения. Особое значение в плане совершенствования российского налогового законодательства и регулирования налоговых отношений в сфере инвестиционной деятельности имеет использование практики ЕС по законодательному регулированию льготного корпоративного налогообложения, связанного с финансированием социальных программ (что особенно важно для Российской Федерации). Опыт деятельности Суда ЕС по правотолкованию и правоприменению налоговых норм можно применить в работе Конституционного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации.
Существует достаточно обоснованное мнение, что введение общеевропейской валюты неминуемо приведет к унификации налоговой системы Европы. Законодательные органы стран, входящих в Союз, постоянно ведут работу над совершенствованием механизмов и процедур сбора средств с налогоплательщиков.
Проведем сравнительный анализ регулирования отдельных видов налогов в Германии, Франции и Великобритании. Рассматриваемые примеры будут носить выборочный характер.
Великобритания.
Налог на добавленную стоимость. Стандартная ставка на начало 1998 г. - 17,5%. Взимается с предпринимателей, имеющих оборот свыше 45 тысяч фунтов стерлингов в год. Нулевая ставка установлена на продовольственные товары, печатные издания, лекарства, детскую одежду и обувь, энерго- и водоснабжение для бытовых нужд, а также на некоторые операции с золотом, ценными бумагами, коммунальные платежи, строительство и реконструкцию жилищ, пассажирский транспорт, страховые и некоторые другие услуги.
Акцизы. Взимаются с нефтепродуктов, табачных изделий, крепких спиртных напитков, вина, пива, сидра, а такаю с игорного бизнеса. Ставки акцизов на некоторые товары: на бензин (за 1 литр) - 0,3314 и 0,2832 ф. ст.; на сигареты - 20% от розничной цены плюс 52,33 ф. ст. за 1000 шт.; на спиртные напитки (за 1 литр чистого спирта) - 19,81 ф. ст.
Подоходный налог. Ставки составляют 20, 25 и 40% (в зависимости от уровня годового дохода). Взимается со всех видов доходов физических лиц-резидентов в форме заработной платы или прибыли. Разрешается вычитать из дохода некоторые виды убытков и необходимые для деятельности расходы; предоставляются скидки отдельным категориям налогоплательщиков. Нерезиденты облагаются налогом с доходов, полученных в Великобритании (за некоторыми исключениями); для них действуют специальные скидки.
Налог на прибыль корпораций. Стандартная ставка - 33%. Предусмотрены скидки для компаний с прибылью менее 1,25 млн. ф. ст. в год. Малые компании с прибылью, не превышающей 250 тысяч ф. ст. в год, облагаются по ставке в 25%. Взимается со всей прибыли компаний-резидентов (кроме дивидендов и прочих доходов, полученных от других компаний-резидентов). Разрешается вычитать расходы, связанные с бизнесом и ускоренной амортизацией некоторых видов капиталовложений. Особый налоговый режим применяется в отношении инвестиционных, страховых, строительных, промышленных и сберегательных компаний, капиталовложений. С нерезидентов налог взимается с прибыли, полученной от операций в Великобритании.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7