Рефераты. Практическое применение методики финансового инжиниринга

Финансовый инжиниринг в целом в большем числе случаев используется для преодоления всевозможных барьеров, связанных с юридическими и законодательными ограничениями. Структурированные продукты так же помогают наиболее эффективно использовать положения бухгалтерского учета и налогообложения при инвестировании в те или иные рынки и инструменты, когда это можно по различному учесть и появляется возможность выбора более экономически выгодного варианта.

Классификация структурированных продуктов

Определив основные сферы применения структурированных продуктов, можно дать их краткую классификацию по различным признакам, отличным от решаемых задач.

Целевым инвестором для структурированного продукта может быть, как институциональный инвестор, так и розничный (индивидуальный) инвестор. В общем плане их инвестиционные цели и задачи сходятся, но могут различаться по степени комплексности и объемам вкладываемых в разработку усилий: для институционального инвестора чаще необходимо удовлетворить довольно специфическую потребность, и продукт разрабатывается под данную конкретную ситуацию, в случае же розничных инвесторов – создается какой-то продукт, а затем он тиражируется и предлагается широкому кругу инвесторов.

Денежный поток по продукту может быть, как однонаправленным, так и двунаправленным. В первом случае изначальному платежу инвестора эмитенту при заключении договора затем противостоят потоки инвестору от эмитента. Во втором случае денежные средства движутся в обоих направлениях в течение всего срока действия продукта.

Денежные потоки по структурированному продукту могут быть привязаны к различным переменным, список которых не ограничен, и которые могут быть очень разнообразными, как рыночными, так и нерыночными. Наиболее же распространенными ориентирами для привязки являются фондовые индексы и процентные ставки. Привязка денежных потоков сразу к нескольким переменным также используется довольно часто.

Ориентация инвестора на определенное изменение переменной определяется в момент заключения договора, когда инвестор обозначает, на какую динамику базиса он рассчитывает. Инвестор может предполагать будущее повышение или снижение стоимости актива, а так же может иметь предположения относительно будущей волатильности базиса. Если у инвестора есть более сложная структура представления о будущем поведении цен базового актива, он может заложить и их в заключаемый контракт при согласии своего контрагента.

Для многих инвесторов принципиально важной является гарантия возврата капитала. Эта потребность удовлетворяется в большинстве заключаемых структурированных продуктов. В общем случае это проявляется в момент исполнения заключительных платежей по продукту, когда инвестору возвращается сумма инвестированных средств с дополнительной выплатой в зависимости от условий контракта и фактической динамики базового актива за период действия продукта.

Если анализировать оригинальность и уникальность использованного в структурированном продукте сочетания элементов, то можно выделить синтетические продукты, которые по своим характеристикам потоков соответствуют реально существующим, торгуемым активам, но созданы с использованием не самих этих базисных активов, а специфических продуктов и условий, передающих динамику базиса.

В зависимости от количества выплат (потоков) можно выделить структурированные продукты, которые подразумевают один денежный поток от эмитента инвестору в дату истечения срока действия продукта, и продукты, по которым в течение срока их действия также осуществляются платежи. Первые фактически по экономической сути аналогичны бескупонным облигациям, вторые – облигациям с купонными выплатами.

По отношению к ценовому пути базового актива можно выделить path-independent продукты, выплаты по которым рассчитываются исходя из значений базового актива на дату истечения продукта, и path-dependent продукты, которые содержат в своей структуре зависимость от поведения цены базового актива в течение срока действия контракта.

Определив, какие основные зависимости используются в создании структурированных продуктов, от чего может зависеть конечный результат по продукту, как для инвестора, так и для эмитента, стоит рассмотреть то, как же эти продукты оформляются с юридической точки зрения. Фактически это юридическое оформление представляет собой формы структурированного продукта. Целесообразно определить классификацию возможных форм.

Рассматривается именно внешняя оболочка данных финансовых продуктов. При этом структурированный продукт может быть продан инвестору как один финансовый инструмент, так и как набор из нескольких финансовых инструментов. Как уже отмечалось, возможными причинами применениями финансового инжиниринга являются наличие юридических, налоговых и возможных административных барьеров. И в зависимости от того, какие специфические цели преследуются при создании структурированного продукта, параметры его формы могут различаться по нескольким характеристикам: возможность обращения на вторичном рынке, застрахованность государством в случае банковских депозитов и депозитных сертификатов, возможность льготного налогообложения, понятность структуры продукта для инвестора.

В зависимости от того, какая форма диктуется существующими юридическими и налоговыми обстоятельствами, форма продукта может быть определена соответствующим образом. Все эти виды форм можно разбить на несколько групп.

Договор между двумя лицами – между контрагентами заключается контракт, в котором четко описываются права и обязанности сторон, возникающие по нему. Определяется, какая сторона является эмитентом, и какую плату она за это взимает, а какая – инвестором, и какие выгоды и права она получает за эту плату. Наиболее простой пример – это договор займа, по условиям которого одна сторона предоставляет другой заем, за что получает процент по займу, привязанной к определенной финансовой переменной, например, фондовому индексу. Безусловным преимуществом подобной формы структурированного продукта является то, что она позволяет в договоре прописать любые необходимые характеристики продукта, которые определили стороны. К недостаткам и к специфике этой формы можно отнести ее индивидуальность – контракты не стандартны, что затрудняет дальнейшее вторичное обращение подобных продуктов, то есть инвестор, скорее всего, не сможет перепродать свои права по договору третьей стороне.

Ценная бумага – еще одна форма для структурированного продукта. Достоинством этой формы является ликвидация недостатка формы договора между двумя лицами: возможность вторичного обращения и соответственно дальнейшей перепродажи продукта инвестором третьей стороне. Данная форма достаточно распространена и может проявляться в следующих подвидах: структурированная нота, структурированная облигация, депозитный сертификат, вексель.

Фонд или специальная компания – самая распространенная на данный момент форма для структурированных продуктов. Так, «структурированный фонд» представляет собой фонд, который гарантирует выплаты, значение которых привязано к определенным переменным – как плавающий процент в случае займа. Особенностью данных фондов являются их объекты для инвестирования – структурированные продукты, выпущенные специально для целей этого фонда или уже существующие со всеми необходимыми параметрами. Таким образом, фонд сам не эмитирует структурированный продукт, а выступает посредником между инвестором и компанией-эмитентом, взимая за это соответствующую комиссию за управление. При этом «структурированный фонд» является термином для обозначения инвестиционной политики фонда, а не его особой формы.

Депозит – подобная форма подразумевает, что инвестор открывает в банке депозитный вклад, доход по которому он получает в зависимости от динамики базового актива, который определяется при заключении депозитного договора. Особенностью этой формы является то, что в силу требований законодательства большинства стран, в подобной форме могут предлагаться только структурированные продукты с гарантированной возвратностью капитала.

Страховой продукт – представляет собой такую форму структурированного продукта, когда договор меду страхователем и страховщиком заключается таким образом, что в течение всего периода действия на вносимые страхователем суммы страховой компанией начисляются проценты, привязанные к доходности той или иной финансовой переменной. С определенного момента страхователь начинает получать выплаты по договору уже в свой адрес, при этом их величина зависит от обозначенных доходностей.

Пенсионный продукт – представляет собой одну из возможных схем пенсионного накопления, в данном случае с использованием характеристик структурированного продукта. Достоинством данной формы является то, что во многих странах предоставляются налоговые льготы при данной форме инвестирования, которые выгодны как инвесторам, так и эмитентам.


3.2 Оценка, конструирование и подстройка структурированных продуктов


Поняв, каким образом оформляется структурированный продукт, и для исполнения каких целей инвестора он может служить, можно перейти к вопросу его ценообразования и определения его стоимостной оценки для инвестора, то есть к определению параметров, влияющих на размер взимаемой эмитентом комиссии.

Методологически правильно будет под стоимостью структурированного продукта понимать сумму стоимостей потоков, из которых состоит структурированный продукт. Стоимость же отдельно взятого потока представляет собой сумму денежных средств, которая была бы равноценна причитающимся для исполнения правам и обязательствам. Очевидно, что стоимости всех составляющих продукт потоков зависят от определенных рыночных переменных и постоянно меняются во времени. При финансовом инжиниринге структурированных продуктов необходимо определить несколько параметров, которые определяет потенциальные доходности по продукту и соответственно воздействует на его цену.

Коэффициент участия – представляет собой параметр, который определяет, в какой пропорции будет изменяться доходность по продукту при изменении доходности базового актива. Обычно данный коэффициент определяется в диапазоне от 0% до 100%, и чем ближе он к единице, тем больше выгод получает приобретатель продукта, но и тем большую комиссию он за него платит.

Максимальная доходность по продукту – определяет максимальный размер обязательства, который может возникнуть у эмитента перед инвестором, при возможных рыночных изменениях. И чем выше данный показатель, тем большие риски принимает на себя эмитент, и тем большую комиссию он за это взимает с инвестора.

Оценку любого продукта финансового инжиниринга необходимо проводить для дальнейшего ценообразования по создаваемому продукту: в общем случае эмитент определяет теоретическую стоимость продукта и издержки, которые ему необходимо понести для его создания, и затем к получившейся оценке, фактически, себестоимости, прибавляет соответствующей процент маржи, которую он хочет получить в качестве прибыли при продаже инвестору. При этом, обладая определенными знаниями и представлением об используемых методиках, инвестор может самостоятельно проводить оценку предлагаемых на рынке продуктов, определяю маржу, закладываемую в продукт каждым эмитентом, и выбирая наиболее выгодного для себя контрагента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.