Рефераты. Понятие, структура финансовой политики и ее роль в экономике

9. Понятие и принципы бюджетного устройства РФ

Бюджетная система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос-х внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы её построения, т. е бюджетное устройство.

Бюджетное устройство – это бюджетная система, ее структура, взаимосвязь объединенных в ней бюджетов и принципов ее построения.

Бюджетная система в целом базируется на следующих принципах: 1) Принцип единства бюджетной системы. Он означает единство правовой базы, единство денежной системы, форм бюджетной документации, а также единых порядков финансирования р-в. 2) Принцип разграничения д-в и р-в между бюджетами разного уровня. Означает закрепление соотв-х видов д-в и р-в за разными уровнями бюджетов. 3) Принцип самостоятельности бюджетов – это право законодательных и исполнительных органов власти соотв-х уровней бюджетной системы самостоятельно осущ-ть бюджетный процесс. 4) Принцип полноты отражения д-в и р-в бюджетов. Он означает, что все д-ды и р-ды бюджетов отражены в полном объеме и обязательном порядке. 5) Принцип сбалансированности бюджета. Он означает, что объем предусмотренных бюджетом р-в должен соответствовать суммарному объему д-в бюджета источников покрытия дефицита. 6) Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. 7) Принцип общего покрытия р-в. Если имеется диффицит, то в обязательном порядке находят источник его покрытия.

8) Принцип гласности, т.е это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Обязательная открытость для СМИ процесса, рассмотрения и принятия бюджетов. 9) Принцип достоверности бюджета. Означает показателей прогноза соц-но экономич-го развития соответствующей территории и реалистичность расчета д-в и р-в бюджета. 10) Принцип адресности и целевого характера бюджетных ср-в. Он означает, что бюджетные ср-ва выдел-ся в распоряжении конкретных получателей и на конкретные цели.

Бюджетный федерализм – это отношение между федер-й властью и властями администраций (территориальных единиц) по поводу оптимального отношения и экономически обоснованного распределения д-в и р-в. Бюджетный федерализм базируется на след-х принципах: 1) Принцип сочетания интересов. Он обеспечивает высокую степень самостоятельности территориал-х бюджетов при ведущей роли федер-го бюджета. 2) Наличие трех-звеньевой бюджетной системы и равенство прав бюджетов одного звена. 3) Принцип применения для всех субъектов федерации единых критериев выделения ср-в из фед.бюджета в целях экономического выравнивания регионов.

10. Эконом-ое содержание, состав и структура доходов государственного бюджета

Гос-й бюджет – это форма образования и расходования фонда ден-х ср-в, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления.

Доходы бюджетов – выражают экономические отношения возникающих в процессе формирования основного общественного фонда денежных ср-в. Доходы бюджета - денежные ср-ва, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов гос-й власти и органов местного самоуправления.

Д-ды, поступающие в бюджет можно классифицировать по 3-м признакам. 1) По юридическим формам – налоговые и неналоговые. К налоговым доходам кот. формируют основную часть бюджетного фонда гос-ва (относится предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам бюджетов относятся: а) Доходы от исполнения имущества, которое находится в гос-ой и муниципальной собств-ти в виде арендной платы за задачу имущества во временное владение или пользования, от передачи гос-го имущества под залог и доверительное управление; б) доходы от продажи гос имущества; в) доходы от платных услуг которые оказывают органы государственной власти и местного самоуправления и бюджетных организаций; г) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия; д) доходы в виде фин-ой помощи и бюджетных ссуд полученных от бюджетов других уровней. 2) По социально-экономическому признаку, то от какой сферы деятельности получены д-ды (от банков и страховой деят-ти, различные ресурсные платежи, д-ды от граждан). 3) По порядку и условиям их зачисления – закрепленные и регулирующие д-ды, собственные и заемные, дотации и субсидии.

Закрепленные доходы – доходы которые полностью или частично на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие – ср-ва передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему сверх закрепленных за ним для покрытия его р-в. Это фед-е и регион-е налоги по которым устанавливаются нормативн-е отчисления в % в нижестоящие бюджеты, которые закрепляются законами о соответствующем бюджете не менее чем на 3 года. Закрепленные и отчисления на регулирующие составляют д-ды бюджетов. Кроме собственных д-в могут иметь место заемные ср-ва. Необходимость в них возникает когда не хватает собственных. Это могут быть ссуды и кредиты, выпуск займа. Дотации - это бюджетные ср-ва, предоставленные бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих р-в Субвенция – бюджетные ср-ва, предоставленные бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на конкретные цели. Субсидия – это бюджетные ср-ва, предоставляемые бюджету другого уровня, физ. или юр. лицам в рамках целевых программ из вышестоящего бюд-та. Возврата нет. Ссуда – выдел-ся из ср-в одних бюджетов другим – это бюдж-е ср-ва предост-е другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 м-в. Государственный бюджет предстовляет собой основной финансовый план государства на текущий год и имеет силу закона. Утверждается законодательными органами власти – парламент (дума).


11. Экономическое содержание, состав и структура расходов государственного бюджета

Гос-й бюджет – это форма образования и расходования фонда ден-х ср-в, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления.

Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения и использования средств бюджетного фонда.

По своему материальному признаку бюджетные р-ды представляют собой ден-е ср-ва, кот-е направляются на финансовое обеспечение задач и функций гос-ва и органов местного самоуправления. Р-ды гос.бюджета классифицируются: 1) По своей роли в процессе воспроизводства (на затраты, связанные с финансированием мат-го произ-ва, и на затраты, связанные с содержанием непроизводственной сферы). 2) По функциональному назначению (на р-ды по финансированию народного хоз-ва, на оборону станы, на содержание аппарата управления, на правоохранительную деят-ть, на р-ды по обслуживанию гос-го долга, финансирование социально-культурных мероприятий).

Все р-ды бюджета состоят из текущих р-в и затрат капитального характера. Основная часть ср-в приходится на текущие р-ды, которые включают в себя: затраты по закупкам товаров и услуг, затраты по оплате труда гос.служащим, платежи по внутренним займам и внешниму долгу. Капитальные затраты – кап.вложения в основные фонды, капитальное строительство, кап.ремонт и создание гос-х запасов и резервов.

В условиях перехода на рыночные отношения резко изменилась структура р-в: сократились бюджетные ассигнования на народное хоз-во, т.е. на централизованные кап.вложения.

Расходы гос. бюджета классифицируются: 1) по своей роли в процессе воспроизводства на затраты связанные с финансированием мат–го произв-ва и затраты связанные с содержанием внепроизводственной сферы

2) по фин. назначению: - на расходы по фин–ю народного хоз–ва, - социально культурных мероприятий, - обороны страны, - содержание аппарата управления, - на правоохранительную деятельность и обеспечение безработицы, - на расходы по обслуживанию гос. долга.

В условиях экономической нестабильности практически невозможно профинансировать все р-ды, тогда встает вопрос об их очередности финансирования. Согласно законодательству при наличии диффицита бюджета первоначальному финансированию подлежат текущие р-ды.

Защищенные статьи расходов – з/ пл , образование, здравоохранение.


12. Бюджетная политика РФ


Гос-й бюджет – это форма образования и расходования фонда ден-х ср-в, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления.

Во взаимосвязях госбюджета с экономикой решаются две основные проблемы. Первая состоит в том, чтобы при изъятии значительной части добавочной стоимости и имущества экономич-х субъектов не лишить их достаточных условий и возможностей различного предпринимательства. Производители должны иметь необходимые условия для рационального и выгодного произ-ва, эффективной предпринимательской деятельности. Вторая проблема сводится к обеспечению достаточной социальной защищенности нетрудоспособного населения, созданию для людей минимальных условий жизни, но предотвращающих заинтересованность в иждивенчестве. Совокупность мероприятий по обеспечению изъятия и целенаправленного использования ден-х ср-в образует бюджетную политику.

Бюджетная политика на очередной фин-ый год определяется не позднее марта года, предшествующего очередному фин-му году. В качестве критериев эффективности бюджетной политики используются следующие показатели: 1) уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов, в частности; 2) уровень выполнения бюджетных обязательств; 3) величина бюджетного дефицита и темпы роста гос-го долга; 4) объем фин-х ресурсов, отвлекаемых на обслуживание гос-го бюджета; 5) уровень монетизации бюджетного дефицита; 6) величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; 7) динамика валового внутреннего продукта; 8) уровень безработицы; 9) степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете. В Российских условиях к названным показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии экономики России: 1) маштабы эмиссии денежных суррогатов (казначейские обязательства, казначейские налоговые освобождения, зачеты); 2) величена просроченной задолженности по оплате труда вследствие отсутствия бюджетного финансирования; 3) величена просроченной задолженности по оплате гос-го заказа.


13. Понятие и механизм бюджетного процесса в РФ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.