Рефераты. Оценка финансового положения и перспектив развития предприятия (на примере ОАО "Нефтекамскшина")

При оценке ликвидности критерием отнесения активов и обязательств к оборотным и краткосрочным соответственно является возможность реализации первых и погашения вторых в ближайшем будущем - в течение одного года. Однако данный критерий не является единственным при определении тех статей баланса, которые должны быть причислены к оборотным. В частности, незавершенное производство в строительстве, несмотря на то что оно может иметь срок оборота, значительно больший чем один год, тем не менее будет относиться к оборотным активам.

Вторым критерием для признания активов и обязательств в качестве оборотных является условие их потребления или оплаты в течение обычного операционного цикла предприятия.

Различные сочетания направленности и динамики изменения объема продаж, производственных затрат (ресурсов) и величины их отдачи определяют в конечном счете устойчивость развития организации.

Под ликвидностью понимают возможность реализации материальных и других ценностей и превращения их в денежные средства. Иначе говоря, предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы.

Оборотные активы организации могут быть ликвидными в большей или в меньшей степени, поскольку в их состав входят разнородные средства, среди которых имеются как легкореализуемые, так и труднореализуемые для погашения внешней задолженности.

Мы рассмотрели финансовые коэффициенты, применяемые для оценки ликвидности и платежеспособности в табл. 1.2.

Коэффициент, равный 3,0 и более, означает высокую степень ликвидности и благоприятные условия для кредитов и инвесторов. Вместе с тем это может означать, что предприятие имеет больше средств, чем может эффективно использовать, что влечет за собой ухудшение эффективности использования всех видов активов. Коэффициент, равный 2,0 теоретически считается нормальным, однако для различных отраслей он может колебаться от 1,2 до 2,5.


Таблица 1.2 – Показатели ликвидности и платежеспособности ОАО «Нефтекамскшина» за 2007-2008 гг.

Наименование показателя

Формула расчета

Нормативное значение показателя

1

2

3

Коэффициент текущей ликвидности

Оборотные активы

Краткосрочные пассивы

1,2-2,5

Коэффициент срочной ликвидности

Оборотные активы за минусом запасов

Краткосрочные пассивы

0,7-1,0

Коэффициент абсолютной ликвидности

Денежные средства

Краткосрочные пассивы

0,2-0,32


Коэффициент быстрой (срочной) - финансовый коэффициент, равный отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Коэффициент срочной ликвидности, показывает, сколько денежных средств можно выручить вследствие вынужденной реализации производственных запасов, в условиях рыночной экономики. Предпочтительной считают величину коэффициента, равную 1,0, допустимой – величину 0,7 – 1,0. Высокое значение коэффициента быстрой ликвидности является показателем низкого финансового риска и хороших возможностей для привлечения дополнительных средств со стороны.

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) - финансовый коэффициент, равный отношению денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия. Показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Рекомендуемая нижняя граница показателя 0,2 - 0,3 [8, с. 110].

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности — это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Одним из главных показателей в системе оценки эффективности деятельности является рентабельность собственного капитала, поскольку он характеризует способность предприятия к наращению капитала, а следовательно, его финансовую устойчивость, рациональность управления структурой капитала и эффективность инвестиционной деятельности. Этот показатель рассчитывается следующим образом:

 

,                                                                                                                                                (1)

где  - рентабельность собственного капитала;

 - чистая прибыль;

 - собственный капитал.


В качестве обобщающей количественной характеристики доходности операционной деятельности может быть использован финансовый коэффициент, получивший название рентабельности активов. Экономический смысл показателя состоит в том, что он характеризует отдачу с каждого рубля, вложенного в активы предприятия.

 (2)

где  - рентабельность активов;

 - чистая прибыль;

 - средняя величина активов.


В аналитических целях определяется рентабельность как всей совокупности активов, так и оборотных активов:


 (3)

где  - рентабельность оборотных активов;

 - чистая прибыль;

 - средняя величина оборотных активов.


По соотношению прибыли и объема продаж определяется величина показателя, получившего название рентабельности продаж. Для его расчета используется формула:


 (4)

где  - рентабельность продаж;

- чистая прибыль;

 - выручка от продаж продукции.


Коэффициент рентабельности продаж показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля продаж [26, с. 55].

Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, в достижении ею поставленных целей, в эффективном использовании производственного потенциала, в расширении рынков сбыта продукции.

Анализ текущей деятельности предприятий предполагает расчет коэффициентов деловой активности предприятия, которые позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства.

Показателем, дающим наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности предприятия, является коэффициент оборачиваемости активов:


 (5)

где  - выручка от реализации;

 - среднегодовая стоимость активов.


Коэффициент оборачиваемости активов показывает, сколько раз, например, заход, совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, другими словами, сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. При составлении данного показателя заразные годы необходимо обеспечить единообразие в оценке среднегодовой стоимости активов.

Оценку оборачиваемости целесообразно осуществлять не по всем активам, а по отдельным элементам оборотных активов: по производственным запасам, по незавершенному производству, по готовым изделиям на складах, отгруженным по товарам и по прочим оборотным средствам, а также по дебиторской задолженности. Количество дней оборота отдельных элементов оборотных активов само по себе ни о чем не говорит. Значительно большую информацию дает сопоставление оборачиваемости разных элементов оборотных активов между собой, а также оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов определяется по формуле:


 (6)

где  - коэффициент оборачиваемости оборотных активов;

 - выручка от реализации;

 - средняя за период величина оборотных активов [9, с.153].


Далее целесообразно провести практический анализ на основе данных ОАО «Нефтекамскшина», которые представлены во второй главе.

2 Анализ финансового положения ОАО «Нефтекамскшина»

2.1 Общая характеристика хозяйственно-производственной деятельности предприятия ОАО «Нефтекамскшина»

В 1967 году в связи с развитием нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР возникла необходимость увеличения количества шинных заводов в Советском Союзе. Оснований для таких планов было достаточно: создана мощная сырьевая база, страна взяла курс на современное автомобилестроение, кроме того, автомобильным транспортом уже осуществлялась львиная доля грузоперевозок внутри страны.

После того как строительство шинного производства было включено в Государственный план, институт «Резинопроект» получает от Министерства нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР задание на разработку проекта Нефтекамского шинного завода мощностью 7 млн. штук автопокрышек и 9,2 млн. штук автокамер в год. 7 мая 1968 года строители СМУ-8 Татэнергостроя заложили первый бетонный блок под фундамент первого производственного корпуса будущего шинного завода.

После получения части строительных чертежей в конце 1968 года было начато строительство основного производственного корпуса ремонтно-механического блока, главного производственного корпуса завода и т.д.

1971 год - четвертый год строительства - был богат на события. 25 мая министр подписал приказ №342 о выделении строящегося шинного завода из состава Нефтекамского химкомбината на правах самостоятельного хозрасчетного предприятия с переименованием его в Нефтекамский шинный завод.

1973 год ознаменовался интенсивной подготовкой к пуску основного производства. 29 апреля на временных площадках ремонтного производства была получена первая автокамера УК-13 для легковых автомобилей «Жигули». Этот день и считается днем рождения предприятия.

B связи с развитием строительства второго завода по производству шин 5 апреля 1977 года приказом по Миннефтехимпрому Нефтекамский шинный завод получил новое официальное название – производственное объединение «Нефтекамскшина».

К концу 80-х в республике была создана совершенно новая современная промышленная отрасль по производству автомобильных шин. Однако развал экономики в начале 90-х ударил и по шинникам. И если в 1990 году были выпущены рекордные 12,3 млн. шин, то в 1994-м – только 7,5 млн. Цифры говорят сами за себя, но на самом деле ситуация была еще хуже. Денежная составляющая в иные годы не поднималась выше 5% общего оборота. Отсутствие маркетинговых технологий разрушало технологии производственные. То, что предлагало предприятие, не было востребовано рынком, и в результате шины приходилось отдавать дешевле сырья, из которого они были сделаны. Новые проблемы требовали новых подходов и новых людей. Умения решать только производственные задачи было уже недостаточно. Нужны были новые идеи и, самое главное, новая маркетинговая политика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.